Руслан Крамаренко: “Нам не хватает несколько миллиардов по защищенным статьям, я уже не говорю о капстроительстве”

Руслан Крамаренко: “Нам не хватает несколько миллиардов по защищенным статьям, я уже не говорю о капстроительстве”

– Глава Киевской городской администрации Александр Попов заявил, что госбюджет-2013, разработанный правительством и принятый Верховной радой, финансово не гарантирует обеспечение нормальной жизнедеятельности столицы. Зачем Попов, член команды Партии регионов, сделал такое заявление?

 

– У каждого человека есть предел терпения. В 2012 году 50% налога на доходы физических лиц, которые направляются в госбюджет, впервые превращает столицу из донора в дотационный город. Нам установили сумму изъятий – 8,2 млрд грн – это 50% всех поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

 

Балансируя городской бюджет на 2012 год, мы понимали, что не сможем сделать лишних инвестиций, но, стиснув зубы, сможем профинансировать объекты капитального строительства на территории города. Сейчас же мы понимаем, что нам не хватает несколько миллиардов гривен по защищенным статьям, я уже не говорю о капстроительстве.

 

– Традиционно в канун верстки бюджета представители местных администраций плотно консультируются с чиновниками Минфина и согласовывают ключевые показатели будущего бюджета. Как бюджетный процесс проходил в этом году?

– Было весело. Бюджет готовили в полной тишине. Может быть, его с кем-то и обсуждали, но точно не с нами. Показатели госбюджета-2013 лично у меня появились на прошлой неделе, во вторник, после заседания Бюджетного комитета Верховной рады. До этого каких-либо контрольных цифр ни я, ни любой другой финансист в этом здании не видел.

 

– А как госбюджет готовили в 2011 году?

– Раньше начальники управления или директор департамента местных бюджетов Министерства финансов вели переговоры с главным финансовым управлением Киевской администрации. Отдельно изучали сферу медицины, образования и науки.

 

Сложная дискуссия возникала на теме капитальных вложений. Этот вопрос обсуждался на уровне руководителя города и премьер-министра, которые определяли, по каким программам выделять финансирование. В этом году таких встреч не было.

 

– С кем вы традиционно общались в Минфине раньше?

– С Евгением Кузькиным – на тот момент заместитель министра финансов, который вел местные бюджеты, сейчас глава департамента. Потом совещались с Анатолием Мярковским (первый заместитель министра финансов).

 

Потом проходило совещание в присутствии министра финансов и Александра Попова. И уже после этого совещались министр финансов, Попов и Азаров. Так в прошлом году формировался бюджет.

 

В этом году все упомянутые лица говорили, что бюджет пока проектный, цифр для обсуждения нет, и мы вас позовем, когда будем его обсуждать. В итоге получили тот бюджет, который получили.

 

– В интервью ЭП первый заместитель главы бюджетного комитета Владислав Лукьянов сказал, что проект бюджета-2013 года практически идентичен с госбюджетом-2012. Так ли это, если говорить о статьях по Киеву?

– Рост доходов министерство финансов планирует на уровне 13% к прошлому году. Мы где-то с этим согласны, мы понимаем, что НДФЛ нам завышен где-то на 400 млн грн, но это не так страшно. В принципе, у нас должен быть стимул работать.

 

Всего от налога на доходы физлиц в городе в 2013 году поступит 16,5 млрд грн, из которых 8,2 млрд они забирают в виде расщепления в госбюджет. Это не проблема: забирают или нет. Вопрос в том, что дают назад.

 

В прошлом году 7,2 млрд грн мы отдали, и 8,2 млрд нам вернулись. Но при этих 7,2 млрд грн у нас остались деньги на выплату всевозможных социальных надбавок по делегированным полномочиям. Сегодня не получается спланировать бюджет и работать по нему. Выходит, занимаешься только тем, что с утра до вечера на протяжении всего года ходишь и просишь деньги.

 

– Почему сумма изъятий составляет именно 8,2 млрд грн?

– Это то, что заложили, спросите в Минфине, почему они “нарисовали” именно такую циферку. С нами эту сумму никто не обсуждал. Должна быть какая-то логика. А логика проста – 50% НДФЛ забрали у Кива – сбалансировали весь бюджет страны.

 

Со всех других городов страны изымается 1 млрд 500 млн грн в госбюджет. Наверное, закрыли другие потребности киевской суммой.

 

– Почему Попов пошел на войну, а не попытался договориться с однопартийцами?

– Ну, во-первых, никто на войну не пошел. На критику он, наверное, имеет право как руководитель города, несущий ответственность как минимум перед 250-ю тысячами коммунальщиками и бюджетниками. Отдельные чиновники должны понять, что это не Попов, его команда и его деньги, а Киев, в котором они же и живут.

 

– Мэры других городов заявили, что госбюджет-2013 в сегодняшнем виде приведет к сокращению зарплат бюджетникам и увольнению многих из них. Что будет в Киеве?

– Ну, такого развития сценария, как вы сказали, никто не допустит. Мы однозначно начнем верстать бюджет. А сперва проконсультируемся с депутатским городским корпусом: принимать ли нам бюджет или нет.

 

– Если бюджет не будет принят, что произойдет?

– Будем жить по 1/12 прошлого года, что на самом деле для нас очень хорошо. По общему фонду у нас показатели намного лучше, чем если начинать год по госбюджету 2013 года. Единственный минус: если мы будем жить по 1/12, то у нас не будет капитальных вложений. Хотя и по сегодняшнему бюджету их практически не будет.

 

– Госбюджетом-2012 сумма капитальных вложений по Киеву составляет 750 млн грн на год. Что можно построить в Киеве на эти деньги?

– Это не те капвложения, которые нам нужны. В 2012 году на капвложения было выделено 3 млрд 200 млн грн.

 

– Все деньги освоены?

– Да, у нас даже еще долги остались. Не все объекты до конца включены в госбюджет-2013, которые уже даже построены.

 

Чтобы закончить важные капитальные объекты, вроде транспортных развязок и Подольско-воскресенского моста, необходимо около 8 млрд грн – инвестиции, которые можно растянуть на несколько лет. Мы понимаем, что этих денег мы не получим, но минимум 3 млрд грн нам необходимо для того, чтобы не останавливать строительство в этом году.

 

– А если денег не дадут?

– Ну, мы же не бросим реконструкцию Почтовой площади, она разрыта сейчас. Мы же не бросим строительство Подольско-воскресенского моста или строительство метро на Троещину.

 

Одно дело, когда у тебя есть ритмичное финансирование, ты платишь наперед деньги, и все быстро работают.

 

Другое дело, когда объект строится, потом деньги заканчиваются, проект приостанавливается, и есть деньги на заморозку.

 

Яркий пример – строительство метро либо канализационных коллекторов. Даже если у тебя нет финансирования, и проект приостановлен, объект должен находится в замороженном состоянии.

 

При этом дорогостоящее оборудование нужно охранять.

 

– Бюджетный кодекс, принятый парламентом в 2010 году, предусматривал принцип бюджетирования, ориентированного на результат. Можно ли утверждать, что бюджетная реформа, которую Партия регионов относит к неоспоримым успехам власти, провалилась?

– Бюджет-2013 показал, что преемственности нет. Почтовая площадь разобрана, а денег на то, чтобы ее собрать, в бюджете этого года уже нет.

 

– А как Администрация президента реагирует на то, что Почтовая площадь разрыта? Ведь Виктора Януковича возят на работу именно через эту площадь…

– Через любую транспортную развязку кто-то ездит: то ли президент, то ли премьер, то ли депутат какой или министр важный.

 

– А реконструкция площади разве не была инициирована Администрацией президента?

– По-моему, необходимость реконструкции Почтовой площади активно начали обсуждать еще в 2005 году, когда при власти был другой президент, а действующий жил совершенно в другом месте. Киевляне должны получить хотя бы одну площадь, которая бы выводила к воде.

 

С другой стороны, Почтовая площадь осталась единственным узким местом, которое затрудняет переезд с правого берега на левый. Была инициатива в части развязок сделать безсветофорный проезд на набережной на правый берег.

 

Последним объектом была Почтовая площадь. Этот год включительно финансирование велось опять же за счет субвенций из госбюджета.

 

– Какие еще важные объекты могут быть заморожены из-за отсутствия финансирования?

– Исходя из бюджета, который мы получили, – все.

 

– Назовите самые резонансные из тех, которые киевляне не увидят в 2013 году.

– Подольско-воскресенский мост, станция метро “Теремки”. На все эти цели нам выделили пока что 750 млн грн. Кто у нас спрашивал, сколько нужно и на что должны пойти деньги? В качестве примера: на строительство одной станции метро необходимо около 1 млрд грн.

 

– С таким бюджетом Попову точно не стать мэром Киева. Он готов проиграть предстоящие выборы?

– Вопрос не в том, кто будет мэром, а в том, как будут жить киевляне ближайший год, в том числе и некоторые авторы этого бюджета.

 

– Из каких средств Киев будет финансировать надбавки к зарплатам бюджетникам?

– Текущий бюджет не дает такой возможности. Цена вопроса – 1 млрд 200 млн грн, которых госбюджет нам не дает. Только на финансирование стимулирующих надбавок необходимо 804 млн грн. Если их индексировать с учетом роста зарплаты в 2012 году, это около миллиарда гривен.

 

– В таком случае можно ли утверждать, что уже в 2013 году зарплаты бюджетников и коммунальщиков существенно сократятся?

– Мы этого не допустим. Будем искать внутренние резервы.

 

– Что это за резервы?

– Их пять, я тут себе написал на бумажке. Первое – необходимо оформить всю землю. Земельные отношения в Киеве оформлены на 17-18%. Да, в Киеве около 50% земель – это реки и зеленые зоны, с которых не получишь денег. Но даже без учета этих земель как минимум 30% земель можно оформить.

 

– Кстати, удалось ли городу вернуть деньги от земель, которые распродавал Леонид Черновецкий, или сами земли?

– Есть и деньги, которые мы возвращаем, есть и земли. За 2011-2012 годы мы расторгли около 200 договоров аренды и продажи земель. В том числе вернули около половины от того, что пытались украсть. Эта работа продолжается.

 

– А почем эту землю, о которой вы говорили, не оформили раньше?

– Этим процессом занимались. Но вы же сами задали вопрос: сколько земель, распроданных Черновецким, удалось вернуть? Возвратом и оформлением занимаются одни и те же люди.

 

– Что за второй источник возможных поступлений?

– Приватизация. Можно реализовать проект, которые многие называют “воздушным”.

 

Я был в Вильнюсе и видел, как это работает. Там городские службы расположены в 48 офисах, которые сосредоточены в одном месте и занимают около 38 тыс кв метров. Если эти службы перевести в одно место, вроде Киев City – неважно куда, как это сделал Вильнюс, то мы получим 48 площадок, расположенных в центре города.

 

Пройдитесь по Крещатику, зайдите в любое управление. Многие из них расположены в старых, неухоженных зданиях. Все они убогие, нуждаются в реконструкции, но при этом имеют хорошую рыночную стоимость.

 

– Сколько денег вы рассчитываете привлечь в бюджет, продав эти объекты?

– Продав эти 38 тыс кв м, можно получить около 1 млрд грн. Эти деньги можно использовать в общем фонде или бюджете развития. Это можно сделать на протяжении года. Есть офисы, которые можно занять под эти цели, или же застроить это место заново, получить в счет того же паевого участия.

 

– А где будете брать офисы, чтобы переселять людей?

– Я же не говорю, что мы переезжаем прямо завтра.

 

– Но если завтра будет принято решение, то куда?

– Если будет принято решение, то будет найдено и место. Ну, есть вон брошенное государственное здание на Броварском проспекте около Международного выставочного центра. Сколько лет оно уже там стоит? Содержание старых помещений обходится гораздо дороже, нежели нового.

 

– Вы не оценивали, сколько может стоить здание Киевской городской администрации, где мы сейчас находимся?

– Это нельзя считать по определению. Даже в Вильнюсе, где все чиновники переехали работать на другой берег города, мэр сохранил офис в старом здании. Там он принимает иностранных публичных гостей, там проходят городские балы и приемы.

 

Да, они содержат это здание за счет средств, которые выручили от сдачи в аренду нескольких этажей здания фешенебельным ресторанам.

 

– А Попов не хочет выделить второй, к примеру, этаж под ресторан в целях заработка?

– Вы блещете идеями.

 

– Что за третий возможный источник?

– Есть доля паевого участия, которую платит в городе каждый застройщик. Раньше в городе было 25%, были кабальные условия. Думаю, для Киева можно ввести коэфициент и получать условно не 10%, а 15%. Эти поступления составляли 30-40 млн грн, сейчас же они дошли до 200 млн грн в год.

 

– К слову, получил ли Киев что-то от продажи Киевского мотоциклетного завода (приватизирован недорого Василием Хмельницким)?

– Мы надеемся, что получим после того, как там начнется строительство.

 

– В прошлом звучали идеи увеличить поступления за счет наружной рекламы.

– Да, это один из других резервных источников поступлений.

 

– Вы планируете повысить цены или увеличить количество рекламных площадей?

– Рекламы станет меньше, но она будет дороже. Я считаю, что от рекламы минимум в два раза можно увеличить объемы поступлений. Сейчас город и так повысил тарифы на 30% на рекламу, и мы имеем возможность увеличивать дальше.

 

– Сколько вы рассчитываете получить от рекламы в 2013 году?

– Около 100 млн грн.

 

– Вы говорите, рекламы станет меньше. Это значит, что кого-то будут убирать с этого рынка?

– Это произойдет автоматически за счет повышения тарифов – рынок укрупнится.

 

– Что является пятым пунктом резервных поступлений?

– Инвестиционные конкурсы. Я считаю, что можно увеличить объем, если поломать нашу бюрократию, которая есть в администрации. У нас наработано много инвестиционных проектов, которые можно реализовать. Но сейчас они могут надолго застрять то в земельном, то в транспортном управлении, то в ЖКХ.

 

– То есть вы пойдете воевать с Голубченко и Мазурчаком?

– Я ни с кем не буду воевать. У меня есть руководитель, который попросту заставит всех правильно работать. Я сюда не воевать пришел.

 

– Инвестиционные проекты – не дефицит и не новшество – их в изобилии. Другой вопрос – готов ли инвестор идти сейчас с инвестициями в Киев?

– Инвестор просто не хочет ходить и доказывать маленькому чиновнику, что он должен улучшить экономику Киева. Если мы закрыли админресурсом и провели конкурс по той же мобильной связи в метро, то он реализовался, и пришли компании.

 

А есть и другие проекты. Например, мы год пытаемся поставить колесо обозрения, а архитектурное управление или управление культуры – против, то имеем, что имеем. Хотя на прошедший День города в столице уже могло стоять колесо. На этой неделе у нас состоится большое совещание на эту тему и разговор с теми, о ком вы сказали.

 

– Подземный паркинг и в целом городская парковка могли бы стать еще одним источником поступлений в горбюджет. Почему этот вопрос не решается?

– Есть несколько причин. Необходимо вносить поправки в Административный кодекс и устанавливать штрафы за неоплачиваемую парковку. Приехал человек – поставил машину, заплатил за час парковки, а машина сутки стоит. И как ты ему штраф выставишь? За парковку в неположенном месте устанавливается штраф, который выписывает ГАИ, а за неоплаченную парковку нет никаких штрафов и санкций.

 

– Но есть ребята в оранжевых жилетах, которые работают не хуже сотрудников ГАИ.

– Давайте вместе подъедем к Владимирскому рынку, железнодорожному вокзалу, припаркуемся и минут сорок постоим, посмотрим, сколько человек из десяти машин подойдут к паркомату и заплатят за парковку.

 

– Там будет бегать “паркомат” и требовать деньги.

– Он-то может бегать с любой скоростью, но давайте посмотрим, сколько людей заплатят ему деньги.

 

– Вы хотите сказать, что им не платят?

– Есть люди, которые не платят принципиально. Мы получаем около 30% – парковочный сбор 32 млн грн, всего налогов – около 45 млн грн.

 

Реально из десяти семеро владельцев машин не платят: выходит – лицо кирпичом – и ушел. Мы разработали программу.

 

В Административный кодекс нужно вносить еще одну правку.

 

Зайдем в “Парус” или ТЦ “Мандарин плаза” – они все пустые. Сколько рядов машин стоит около “Мандарин плаза”? Три. Столько же и возле “Паруса”. А почему?

 

А потому, что полчаса парковки в подземном паркинге “Мандарин-плаза” стоит 50 грн. И как наказать владельцев паркингов за такую установленную стоимость?

 

“Киевтранспарксервис” вам расскажет, что три тысячи мест, которые необходимы в центре города, есть. Есть 3 700 мест в подземных паркингах. Город физически не может на них повлиять.

 

Инвесторы, которые хотят развивать в нашем городе подземный паркинг, просят внести поправки Админкодекс.

 

(Продолжение следует…)

 

Источник: Экономическая правда

 

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Banner
QlU7mDx4