Секретарь земельно-градостроительной комиссии Киеврады с 2008 г. Сергей Крымчак в курсе, наверное, всех нюансов земельных отношений в Киеве. Фактически, благодаря ему, на минувшей сессии горсовета были утверждены новые правила оформления в Киеве земли в пользование, аренду и собственность.
О новой утвержденной процедуре и об изменении роли в этом процессе киевского земельного кадастра и департамента земельных ресурсов КГГА г-н Крымчак и рассказал в интервью KV.
— На заседании сессии Киеврады28.02.2013 всего 62 голосами был утвержден Порядок передачи (предоставления) земельных участков в пользование или собственность из земель коммунальной собственности Киева (далее Порядок). Противники принятия этого документа, похоже, уверены, что такой документ вообще сегодня не нужен. Мол, функции по ведению земельного кадастра, подготовке и согласованию проектов землеотвода, государство у Киева фактически все равно уже забрало… Вы рьяно доказывали обратное. Без этого Порядка сегодня никак?
— Порядок с аналогичным названием существовал в Киеве, периодически изменяясь, с момента принятия Земельного кодекса, т.е., с 2002 г. Но вступили в силу изменения в Земельный кодекс, в законы об административных услугах, рынке земель, начали действовать законы о государственном земельном кадастре (ГЗК) и о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений. При этом ВР не предусмотрела ни одной переходной нормы. Большинство законодательных изменений вступили в силу с 1 января 2013 г. и киевский Порядок выделения земли стал категорически не соответствовать положениям этих нормативно-правовых актов, в результате чего Департамент земельных ресурсов КГГА (ДЗР КГГА) в январе и феврале фактически не работал.
А это значит, что был полностью парализован процесс выделения земли, оформления и переоформления договоров аренды. Это удар и по гражданам, и по субъектам хозяйствования и по бюджету. Никто не понимал, как пользоваться новыми актами. Поэтому новый Порядок был крайне необходим. Ведь это четкая инструкция для всех участников земельных взаимоотношений. И новая инструкция для чиновников вышла к тому же весьма прогрессивной. Так, что критика со стороны представителей некоторых фракций (БЮТ, УДАР, Народная партия) и явное нежелание голосовать за этот документ, меня, честно говоря, поразили. Это все равно, что на завтра объявить выборы, а закона о выборах не принять…
— Да, но многие городские депутаты полагают, что этот Порядок нарушает положения многих законов, а главная задача его утверждения — сохранить ДЗР КГГА (бывший Киевзем), иначе требующий расформирования, и не дать уничтожить киевский земельный кадастр. Была такая цель?
— В законодательстве процедура выделения земли выписана без детализации, в общих чертах. Но чиновник у нас — это существо, которому, как собаке надо сказать, когда вставать, когда сидеть, когда лежать. К примеру, законодательство сегодня не дает нам четкого ответа на вопросы, что делать с кадастровыми делами, скопившимися в ДЗР, где и в каком количестве копий должны храниться договора аренды, заключенные от имени Киеврады.
Есть нарекания, что принятым Порядком мы нарушаем закон “Об административных услугах”. Мол, прописываем свои платные услуги. Но ВР уже полгода как должна была утвердить исчерпывающий перечень этих админуслуг, но до сих пор этого не сделала. Да мы предусмотрели в процедуре выделения земли, что заказчик должен один раз взять выписку из киевского градостроительного кадастра и один раз из столичного земельного кадастра. В первом случае выписка будет бесплатной, т.к. создание и ведение столичного градостроительного кадастра будет финансироваться из горбюджета, во втором — платной, т.к. на ведение земельного кадастра Киеву из бюджета денег выделять уже нельзя.
Но, ведь не секрет, что государственному земельному кадастру (ГЗК) потребуется не менее 6-7 лет, чтобы достигнуть уровня качества столичного земельного кадастра. ГЗК ведь пока основывается лишь на материалах google-карт. Ведение местного земельного кадастра не противоречит закону. Мы наделяем его учетными и рекомендательными функциями. Представьте, что завтра мэром Киева станет Кличко, Турчинов, кто угодно. Скрупулезный учет земель, который обеспечивается ведением киевского земельного кадастра, необходим любой власти, любому эффективному собственнику. Поэтому, чтобы КП “Институт земельных отношений” смогло продолжать заниматься этим учетом, ему нужны деньги, которые можно зарабатывать на выдаче кадастровых выписок.
Накладно для заказчиков это не будет. Стоимость такой выписки, вероятно, составит 50-100 грн. Но на следующей сессии, конечно, нужно будет вернуться к рассмотрению проекта решения “О ведении городского земельного хозяйства” и проголосовать за него, чтобы этот кадастр велся.
— Но, что все-таки будет происходить в 2013г. с департаментом земельных ресурсов КГГА?
— Мы в новом утвержденном Порядке обрезали ДЗК КГГА ненужные функции. Там сейчас работает около 130 человек. Наверное, не менее трети сотрудников придется сократить. Останутся только люди, которые станут вести учет земельной документации, а также обращаться в Госреестр при Минюсте, чтобы оформить на городскую общину право собственности на участки, которые готовятся к передаче в аренду или пользование. На сегодня уже город, согласно действующему законодательству, может распоряжаться только теми земельными участками, которые принадлежит ему на праве собственности.
— Т.е., Киеврада начнет оформлять право собственности на все земельные участки на территории столицы? Это касается и той земли, которая входит в охранные зоны зеленых зон, архитектурных памятников, водоемов?
— К этому фактически все готово. До нового года Киеврада передала Госземагенству базу из около 50 тыс. сформированных земельных участков (аренда, пользование). Эти участки уже имеют присвоенный им в ГЗК кадастровый номер. А в Госреестре право собственности на них городской общины будет фиксироваться, когда, например, закончится срок действия договора аренды участка, и его нужно будет выделять кому-то другому, или при продлении договора аренды.
Что касается еще не сформированных участков, включая те, которые не будут передаваться под коммерческое использование (в охранных зонах), то оформление на них права собственности, возможно. Но для этого нужно эти участки сформировать проектированием и выносом в натуру, а это будет возможным только при выделении соответствующего бюджетного финансирования.
— В чем именно заключается прогрессивность нового Порядка выделения земли в Киеве, о которой Вы говорите?
— Когда этот документ авторства ДЗР КГГА пришел на нашу комиссию, стало очевидно, что в нем для граждан создается масса препятствий, не предусмотренных законодательством. Потому для доработки и максимального упрощения этого Порядка при участии представителей всех фракций Киеврады и была создана рабочая группа.
К примеру, чтобы начать проектирование землеотвода чиновники изначально вписали в документ необходимость получать у ДЗР КГГА исходящие данные. Мы сказали, что это не законно и из документа убрали. Было прописано, что каждый субъект, желающий получить землю, обязан обратиться в КГГА с заявлением на осуществление контроля при осуществлении землеустройства. Это вообще полный бред. Мы это исключили.
Чиновники также изначально хотели, чтобы еще перед получением у горсовета разрешения на разработку проекта землеотвода, заказчик приносил топографический план участка – 1:500. Мы также это убрали. Все-таки это существенные затраты. Для разработки “пятисотки” на участок в 30-40 соток в Киеве приходится выкладывать 3,5 – 4,5 тыс. грн и мы решили, что это уже сделает проектант, разрабатывая проект землеустройства.
После доработке в комиссии и в депутатской рабочей группе, которую я возглавлял, в Порядке фактически остались три предусмотренные законодательством этапа с четким указанием сроков и исчерпывающим перечнем документов, которые нужно на каждом этапе предоставлять во все структуры, участвующие в процессе. На ДЗР были возложены функции только по подготовке проекта решения, а также подготовке, подписанию, переоформлению и хранению договоров аренды земли.
Все документы, естественно, будут проходить исключительно через Разрешительный центр КГГА.
— Сколько времени может занять прохождение всех этих этапов?
— На первом этапе заинтересованному лицу достаточно будет подать заявление в приемную Киверады, после чего проект предоставления этого разрешения сформирует ДЗР КГГА и после одобрения профильной комиссией горсовета он будет вынесен на сессию. На то, чтобы дождаться очередной сессии понадобится не более месяца. Когда совет даст разрешение на разработку землеустроительной документации, потребуется еще около 5-7 дней, чтоб решение Киеврады было опубликовано, т.е. вступило в законную силу.
После этого лицензированная проектная организация разработает для заказчика проект землеотвода, формируя границы участка и точки координат, проведет геодезические работы и исследования и осуществит вынос участка в натуру на местности (обозначит участок колышками). Согласно законодательству на разработку проекта землеотвода проектанту дается не более 6 месяцев, но фактически такой проект по договоренности с заказчиком делается в среднем за 2-3 недели. Сам проектант при этом сформирует акт выноса участка в натуру, согласует его границы с владельцами или пользователями смежных участков, и подаст проект на согласование в Главархитектуру (согласовывает 10 рабочих дней) и Госземагенство (согласовывает 10 рабочих дней).
Госзеагенство внесет имеющий проект землеотвода участок в базу ГЗК, присвоив ему кадастровый номер (участок будет сформирован), на что потребуется еще 5 дней. После этого проектант получит от Госземагенства выписку из ГЗК. Заказчик все это забирает в Разрешительном центре и передает в ДЗР КГГА, который зарегистрирует в Госреестре при Минюсте право собственности на участок в течение 14 рабочих дней с момента обращения. Потом ДЗР КГГА за 10 дней подготовит проект решения о передаче участка землепользователю и в течение месяца горсовет примет по этому проекту решение.
Т.е., вся процедура должна занять в среднем около 4-х месяцев, если проект землеотвода будет разработан за 2-3 недели. После этого заинтересованному лицу будет достаточно обратиться в ДЗР КГГА с просьбой подготовить договор аренды (на подготовку и согласование с заказчиком условий договора департаменту дается 14 рабочих дней), удостоверить право на аренду у нотариуса и зарегистрировать в Гореестре прав при Минюсте.
— А переоформление и продление договора аренды?
— Тут мы предусмотрели вообще максимально простую процедуру, а потому особенно удивило, когда с этим на сессии не соглашались представители фракции УДАР. Они предлагали проходить все этапы, как и при выделении нового участка. Это бред.
Ведь тут просто нужно переоформить договор аренды с одного лица на другого (например, при продаже недвижимости на участке), не меняя больше в этом договоре ничего, или поменять в договоре сроки. Мы написали, что разрешением на переоформление и продление будет являться само обращение субъекта с соответствующей просьбой в Киевраду. Т.е., заинтересованному лицу ничего больше делать не надо и останется только дождаться соответствующего решения сессии.
Т.е., вместо 4-х месяцев потребуется всего около одного месяца…
Беседовал Дмитрий Марковский