За месяц в рейтинге партий в преддверии местных выборов 25 октября “Слуга народа” вырвалась немного вперед на фоне главных оппонентов. В целом на места шанс пройти есть по-прежнему у пяти партий: “Слуга народа”, “Оппозиционная платформа – За жизнь” (“ОПЗЖ”), “Европейская солидарность” (“ЕС”), “ВО “Батькивщина” и “За Майбутнє”. Эти пять партий могут преодолеть условный суммарный пятипроцентный барьер. В условиях пандемии борьба за избирателя преимущественно идет в телевизоре и соцсетях.
Об этом KV стало известно из результатов соцопросов, проведенных социологической группой “Рейтинг” и совместного исследования центра Разумкова и Фонда Демократических инициатив им. Илька Кучерива.
Рейтинги
По результатам агрегированного рейтинга партий от “Рейтинга”, на местных выборах условный 5% барьер в масштабах всей Украины преодолевают пять партий: “Слуга народа”, “ЕС”, “ОПЗЖ, ВО “Батькивщина” и “За Майбутнє”. К преодолению условного избирательного барьера на местных выборах приблизилась и партия “Наш край”, оттеснив “Радикальную партию Олега Ляшко”.
Суммарный рейтинг других партий (в основном местных), которые принимают участие в местных выборах и были включены в список для исследования, – 22,2%. Их доля за месяц упала на исходное значение по состоянию на 12-15 сентября. Еще для 23,6% в целом сложно определиться, за кого отдавать голос.
В целом о своем участии в местных выборах заявили 58% опрошенных. 21% затрудняются (50/50), еще 8% – возможно примут участие, 13% – маловероятно.
В случае обострения ситуации с коронавирусом готовность принять участие в выборах подтвердили 46%, 23% затрудняются (50/50), 9% – возможно придут на участки, 21% – маловероятно.
58% опрошенных знают, что выборы состоятся 25 октября, еще 14% ответили, что они пройдут в этом месяце, 2% назвали другой месяц и число. В то же время, 26% вообще не знают, или затруднились с ответом. В середине сентября лишь треть знали точную дату местных выборов.
20% отметили, что знают по какой системе пройдут местные выборы (в сентябре таких было 13%). 26% признали свою частичную осведомленность по этому вопросу. В то же время, более половины (55%) ничего по этом неизвестно.
Источники информации: ТВ
Большинство опрошенных центром Разумкова – 75% – главным источником информации называют центральные украинские телеканалы. По 19,1% ответили, что либо не смотрят ТВ вообще, либо не могут определиться с любимым телеканалом.
В то же время украинские общенациональные телеканалы превращаются в первоисточник информации преимущественно для граждан солидного возраста: их смотрят 90% респондентов в возрасте 60 лет и старше, 85% – в возрасте 50-59 лет, 78% – в возрасте 40-49 лет, 65% – в возрасте 30-39 лет и 54% – в возрасте 18-29 лет.
В пятерку самых популярных телеканалов Украины входят:
-
1+1 (47.2% респондентов отнесли его к 5 телеканалов, которые они чаще всего смотрят),
-
“Украина” (38.3%),
-
ICTV (36.6%),
-
СТБ (32.2%)
-
“Интер” (30.6%).
Во второй пятерке находятся “112.Украина” (21.3%), “NewsOne” (14.3%), “Новый канал” (13.5%), ZIK (11.9%) и “Прямой” (10.2%).
Что касается распределения по электоральным предпочтениям, 1+1 является более популярным у поклонников “Слуги народа”, ВО “Батькивщина”, и в меньшей степени ОПЗЖ, в то время как ICTV – преимущественно любимый у электората “Батькивщины”.
Среди сторонников различных политических сил доверие к телеканалам, по сравнению со средними показателями по стране, распределились следующим образом:
Избиратели “Слуги народа” больше доверяют 1+1 (35%), “Украина” (22%), СТБ (21%). Похожа ситуация и у избирателей Батькивщины. Избиратели ОПЗЖ чаще выражают доверие 112.Украина (34%), NewsOne (33%), Интеру (25%), ТРК “Украина” (24%). Избиратели “Европейской солидарности” доверяют Прямому каналу (35%), 5 каналу (28%), Эспрессо ТВ (21%), ICTV (20%).
Российское телевидение остается одним из основных источников информации для почти 6% респондентов. Анализ данных опроса показал, что российские телеканалы чаще всего смотрят респонденты старше 50 лет, проживающих в восточных областях Украины (где доля зрителей достигает 12% среди опрошенных респондентов).
Источники информации: соцсети и мессенджеры
На второе место вырвались социальные сети – их доля выросла с 24% (по опросу КМИС и “Детектора медиа”) в 2019 до 44% в 2020. социальным сетям отдают предпочтение респонденты двух молодых возрастных групп: почти 70% среди лиц в возрасте 18-29 лет, и 64% среди лиц в возрасте 30-39 лет, тогда как среди респондентов в возрасте 60 лет и старше таких лишь 14%.
Значительно возросла доля тех, кто получает информацию от родственников и друзей – с 11% до 23%. Наравне идут украинские интернет-СМИ, из которых информацию об Украине и мире получали не менее 27% респондентов.
Самой популярной социальной сетью остается Facebook – им в качестве новостного источника пользуются 58% респондентов, что на 14% больше, чем тех, кто назвал таковыми в целом все социальные сети.
На втором месте стоит Instagram – его выбрало 25%. Далее с большим отрывом следуют Telegram-каналы (9%), Twitter (8%), российской соцсети Одноклассники (6%) и ВКонтакте (5%). Еще 2% респондентов выбрали деловую соцсеть LinkedIn. Почти 6% указали на то, что пользуются другими сетями и мессенджерами. 34% респондентов отметили, что вообще не пользуются соцсетями.
Аудитория Facebook практически равномерно распределена между макрорегионами с несколько ниже долей на востоке страны (53%). В возрастном разрезе самую широкую аудиторию так же охватывает Facebook – среди старшей возрастной группы о нем вспомнили 20% респондентов.
В своем выборе различных источников информации опрошенные чаще всего руководствуются любознательностью – новости о событиях в Украине и мире интересуют двух из трех респондентов (68%), а также стремлением развлечься и отдохнуть – 52% интересуются художественными, анимационными и документальными фильмами, 39% – юмористическими шоу, почти каждый третий (32%) – сериалами.
О политических ток-шоу вспомнили 23%.
По каким критериям выбирают СМИ
Важными факторами выбора СМИ как источника информации опрошенные назвали: контент, который заинтересовал их лично (58%), удобство и понятность представления информации (32%), быстрая реакция СМИ на события (31%), нейтральность и беспристрастность (31%).
Близость взглядов СМИ к своим собственным важна при выборе для 18% респондентов, для 16% – аргументированность точек зрения, 12% ценят хорошую репутацию СМИ среди тех, кому они доверяют.
Такие три фактора как аудиовизуальное качество контента, удобство доступа к СМИ и патриотическая позиция набрали по 10% ответов респондентов.
Персоналии журналистов побуждают к выбору СМИ только 7% респондентов, лишь 4% обращают внимание на владельцев, и только 3% – на открытость информации о финансировании СМИ.
В разрезе политических предпочтений интересность материалов имеют одинаково большое значение для поклонников всех партий – “Слуги”, “ОПЗЖ”, ЕС и “Батькивщины. А нейтральность и незаангажированность информации в СМИ значительно интереснее электорату “ЕС”.
Наибольший потенциальный спрос среди опрошенных будут иметь СМИ, которые будут уделять больше внимания таким темам:
-
разоблачения коррупции (40% опрошенных хотели бы получать больше такой информации);
-
положительные изменения в государстве (39%);
-
анализ и объяснение экономической ситуации в стране (34%);
-
освещение реформ (30%);
-
раскрытия острых социальных проблем (28%) .
В первую десятку также вошли:
-
критика власти (23%),
-
освещение инициатив гражданского общества (20%),
-
образовательные и просветительские материалы (18%),
-
материалы о важных событиях в мире (17%),
-
критика работы правоохранительных органов (16%)
-
освещение работы медиков (15%).
В то же время жизнь Крыма и оккупированной части Донбасса интересует лишь 5% опрошенных, а боевыми действиями интересуются 14%.
Респонденты прекратят пользоваться СМИ, если они:
-
будут продвигать ксенофобские заявления, вражду к людям другой расы, национальности, иностранцев (82,4% против и лишь 4,9% за использование таких СМИ),
-
выступать за легализацию легких наркотиков, проституции (82,1% против лишь 6,2%),
-
поддерживать антидемократические взгляды, заявления противоположные принципам демократии (79,3% против и 6% за),
-
высказываться в поддержку людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией (78,5% против 6,7% за).
Подавляющему большинству граждан не важно, кто владеет СМИ, которыми они пользуются: это совсем не важно для 32,1% и в основном не важно 21,9% респондентов. Иного мнения придерживаются 38% опрошенных. 7,9% респондентов затруднились с ответом.
Социологическая группа “Рейтинг” в период 4-7 октября опросила 5000 жителей всех областей Украины (кроме Крыма и ОРДЛО) возрастом от 18 лет методом личного интервью (CATI). Статпогрешность – не более 1,4%.
Фонд “Демократические инициативы” имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова опросили 2022 респондентов с 14 по 19 августа 2020 года во всех регионах Украины (кроме Крыма и ОРДЛО). Статпогрешность – не более 2,3%. Для сравнения в исследовании использованы результаты Всеукраинских социологических опросов, проводилось Киевским международным институтом социологии в феврале 2018 и феврале 2019 на заказ ОО “Детектор Медиа”.
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Социологическая группа “Рейтинг” (*) зарегистрировано 24 октября 2008 года. Его руководителем и соучредителем является львовянин Алексей Георгиевич Антипович (49%). Вторым соучредителем является киевлянин Игорь Иванович Тищенко (51%).
Общественная организация (ОО) “Украинский центр экономических и политических исследований им. Александра Разумкова” (**) зарегистрирована 18 августа 1994 года. Ее руководителем является Анатолий Васильевич Рачок.
Благотворительная организация (БО) “Благотворительный фонд” Демократические инициативы имени Илька Кучерива” (***) основан 4 сентября 2000 года. Его руководителем была Ирина Эриковна Бекешкина, нынче организацией руководит Барбелюк Светлана Борисовна.
Читайте: Лидеры на местных выборах все те же, но местные партии все популярнее – результаты соцопросов
* ТОВ “Соціологічна група “Рейтинг” (код ЄДРПОУ: 36183282)
** ГО “Український центр економічних і політичних досліджень ім. Олександра Разумкова” (код ЄДРПОУ: 20063407)
*** “Благодійна організація Благодійний фонд “Демократичні ініціативи імені Ілька Кучеріва” (код ЄДРПОУ: 20062078)
Фото: коллаж KV