Социальное партнерство по-киевски: столичные власти хотят обязать частные заведения бесплатно учить детей

Социальное партнерство по-киевски: столичные власти хотят обязать частные заведения бесплатно учить детей

Столичный горсовет может изменить механизм начисления арендной платы за коммунальные помещения, в которых размещены частные заведения образования. На сегодняшний день большинство таких детских садов и школ платят в столичный бюджет за аренду всего 1 гривну. В ноябре 2018 года группа депутатов Киевсовета выступила с предложением определить условие для сохранения таких льгот: предложить частным заведениям создавать бесплатные места для детей из малообеспеченных семей. По мнению разработчиков соответствующего проекта решения, данная реформа должна улучшить качество образования в столице и наладить конкуренцию между заведениями.

Как стало известно KV, на рассмотрении комиссий Киевсовета уже довольно давно находится проект решения “О социальном партнерстве в сфере аренды коммунального имущества города Киева, которое используется для размещения частных учебных заведений” от 21 ноября 2018 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Субъектами его подачи выступили 7 депутатов Киевсовета: Леонид Антоненко, Юрий Вахель, Андрей Осадчук (все три из депутатской группы “Киевская команда”), Михаил Будилов (фракция ВО “Свобода”), Анна Свириденко (фракция ВО “Батькивщина”), Михаил Ищенко (фракция “Солидарность”) и Владимир Яловой (фракция “Единство”).

В ходе заседания комиссии Киевсовета по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта, состоявшегося 28 ноября 2018 года, было принято решение о создании подготовительной группы по данному проекту решению, которую возглавила секретарь комиссии Киевсовета по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта Наталья Шульга (депутатская группа “Киевская команда”). Кроме нее в группу также вошли разработчики документа и представители Ассоциации частных учебных заведений. На заседании комиссии по вопросам собственности 26 марта 2019 года проект решения был поддержан с правками и опять возвращен на рассмотрение “гуманитарной” комиссии Киевсовета.

Предыстория

21 апреля 2015 года Киевсовет принял решение № 415/1280 “Об утверждении Положения об аренде имущества территориальной общины города Киева”. Данным документом, среди прочего, частные учебные заведения (детские сады и школы) были освобождены от арендной платы за использование коммунальных помещений: для них была установлена ставка в размере 1 гривны в год.

В дальнейшем, 8 февраля 2018 года, Киевсовет внес изменения в указанное выше решение. Столичные власти ограничили круг потенциальных арендаторов, которые могут в будущем претендовать на получение в аренду коммунальных объектов по льготной цене. Был определен ряд критериев для такой аренды, а также установлены ставки аренды для тех заведений, которые не подходят под них: 1% от нормативной денежной оценки для помещений до 100 кв.м. и 3% для помещений площадью более 100 кв.м.

По мнению главы комиссии Киевсовета по вопросам собственности Леонида Антоненко, принятое в 2015 году решение о предоставлении в Киеве льгот частным заведениям образования было нужным. Но в итоге, по словам депутата, такие меры со стороны столичных властей привели к разного рода проблемам, о которых будет сказано ниже.

Как обстоят дела сейчас

Как указано в пояснительной записке к проекту решения “О социальном партнерстве в сфере аренды коммунального имущества города Киева, которое используется для размещения частных учебных заведений”, на данный момент площадь таких коммунальных помещений составляет 54,48 тыс. кв.м. Большая часть помещений – 43,33 тыс. кв.м. – арендована за 1 гривну в год. Арендаторы других объектов под размещение детсадов и школ платят в среднем 43,3 грн. за 1 кв.м. в месяц (от 2 до 122 грн. за 1 кв.м. в зависимости от контракта).

По словам Антоненко, все эти помещения сконцентрированы в “руках” 50 бенефициаров и из-за этих льгот бюджет столицы уже недополучил около 103 млн гривен. Расчет проводился на основании среднерыночных цен за аренду подобных помещений, которые находятся в “частных” руках и которые арендуются частными детсадами и школами.

При этом, финансовые возможности таких заведений для депутатов столичного горсовета остаются загадкой. Леонид Антоненко отметил, что члены упомянутой выше подготовительной группы при “гуманитарной” комиссии Киевсовета пытались выведать у владельцев детсадов и школ, которые расположены в коммунальных помещениях, информацию о доходах. Но вместо этого получили лишь данные об уплате налогов.

“Если они получают льготы, мы должны знать, сколько они зарабатывают”, – подчеркнул Леонид Антоненко.

Есть и ряд других вопросов. Так, например, по словам Леонида Антоненко, он, как и другие депутаты, не знает, каким образом передавались “льготные” помещения частным заведениям образования (с конкурсом или без). Из-за этого возникают вопросы касательно продления договоров аренды. Кроме того, по информации Леонида Антоненко, коммунальные помещения под размещение частных детсадов и школ пользуются огромным спросом, но потенциальным претендентам, которые не входят в указанный выше перечень из 50 бенефициаров, тяжело получить такие объекты. А это, мол, противоречит основам рыночных отношений и конкуренции.

Немаловажным, по мнению Леонида Антоненко, является и тот факт, что предоставление льгот частным учебным заведением – это по своей сути государственная помощь. Но община Киева тоже должна иметь от этого выгоду.

Напомним, еще 9 октября 2018 года Киевсовет принял в первом чтении проект решения № 1752/5816 “Об особенностях конкурсного предоставления в аренду имущества территориальной общины города Киева с целью размещения частных учебных заведений”, который инициировал Леонид Антоненко. Согласно данному документу, арендную льготу в размере 1 гривны в год должны получать только те заведения образования, которые берут в долгосрочную аренду (до 15 лет) аварийные и полуаварийные помещения площадью не менее 1000 кв. м. по результатам конкурса. Такие помещения должны быть восстановлены за счет арендатора. Окончательное утверждение этого документа призвано решить проблемы дефицита помещений для детских садов и школ и восстановления “заброшенных” коммунальных помещений, но пока этого не произошло.

Существуют и другие варианты для получения “корысти” от арендных льгот для “частников”, среди которых и социальное партнерство.

Читайте: Киев не дозрел до назначения директоров школ на конкурсной основе


Что предлагается сделать

Как указано в проекту решения “О социальном партнерстве в сфере аренды коммунального имущества города Киева, которое используется для размещения частных учебных заведений”, его действие должно распространиться на частные учебные заведения, которые платят за аренду коммунальных помещений 1 гривну в год. Разработчики документа предлагают установить условие сохранения заведениями таких преференций. Речь идет о том, чтобы эти частные детсады и школы принимали на учебу детей из малообеспеченных семей при условии предоставления им стипендии в размере не меньше 75% от стоимости обучения либо же при условии освобождения от оплаты образовательных услуг.

Отметим, реализация данного проекта решения тесно связана с внедрением в столице нового механизма финансирования образования – принципа “деньги ходят за ребенком”. Согласно решению Киевсовета №1369/5433 “Об утверждении Порядка осуществления расходов на дошкольное образование в городе Киеве на основе базового финансового норматива бюджетной обеспеченности” от 13 сентября 2018 года, столичные власти больше не будут финансировать дошкольные учебные заведения “напрямую”: градоначальники будут “покупать” образовательные услуги.

В 2019 году финансовый норматив составляет 2500 гривен на ребенка в месяц. То есть, внедряется своеобразное субсидирование детсадов. Получать такие “субсидии” смогут как коммунальные, так и частные учебные заведения. Последние уже пользуются такой возможностью, заключая соответствующие договора. Но, на данный момент Киевсовет утвердил новый механизм лишь для детских садов, тогда как школы пока что финансируются “по старинке”.

Читайте: Киевсовет поддержал новый механизм финансирования дошкольных учреждений “Деньги ходят за ребенком”

Разработчики проекта решения о социальном партнерстве предлагают установить партнерские квоты – процентное соотношение детей из малообеспеченных семей к общему количеству детей в частном учебном заведении, которое позволит сохранить арендную льготу. Документом предусмотрены три типа квот, которые предложено применять к разным заведениям:

  • Минимальная партнерская квота – 5% – предусмотрена для тех детских садов и школ, которые расположены в восстановленных коммунальных помещениях. Речь идет о помещениях, которые находились в аварийном состоянии и были восстановлены арендаторами на основании упомянутого выше проекта решения “Об особенностях конкурсного предоставления в аренду имущества территориальной общины города Киева с целью размещения частных учебных заведений”.

  • Максимальная квота – 20% – должна распространяться на те частные учебные заведения, которые будут получать из бюджета указанную выше субсидию.

  • Средняя квота – 10% – распространяется на все другие заведения.

В случае, если арендатор не создает ни одного “бесплатного” места для детей, он должен будет потерять арендную льготу и начать платить полную стоимость аренды – 3% от нормативной денежной оценки. Кроме того, разработчики проекта решения предусмотрели случаи неполного выполнения партнерских квот. Например, если квотой предусмотрено обучение 4 детей на бесплатной основе, но в заведении получают образование только 2 таких детей, арендная ставка составит 1,5%.

Впрочем, пока что реализация такой инициативы откладывается на неопределенный срок. Проект решения должны были рассмотреть на заседании “гуманитарной” комиссии Киевсовета 5 июня 2019 года, но вопрос был перенесен в связи с отсутствием докладчика.

Как ранее сообщала KV, кроме указанной реформы, столичные власти задумали ряд других глобальных изменений в сфере образования.

Так, градоначальники хотят “отрезать” от сферы организации питания в школах частные фирмы и сконцентрировать все полномочия по школьным обедам в руках районных коммунальных предприятий. В Департаменте науки и образования Киевской горгосадминистрации (КГГА) уверены, что обеспечить детей качественным и полезным питанием можно лишь путем “коммунальной монополии”, которая позволит усилить контроль над закупками продуктов и процессами приготовления пищи. Уже готов соответствующий проект решения, и если большинство столичных депутатов его поддержат, то уже с 1 сентября 2019 года по 31 декабря 2022 года коммерческие предприятия не смогут кормить детей в школах.

Читайте: Коммунальную монополию на школьные обеды предложили продлить до конца 2022 года

Отметим, Департамент образования и науки КГГА (до марта 2018 года – Департамент образования и науки, молодежи и спорта КГГА) с 29 апреля 2014 года возглавляет Елена Фиданян. Курирует данное направление заместитель главы КГГА Валентин Мондриевский. Должность Директора департамента коммунальной собственности КГГА с 5 ноября 2014 года занимает Андрей Гудзь. Работу данного Департамента курирует замглавы КГГА Владимир Слончак.

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4