В Чернобыльской зоне продолжается строительство инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов, которые будут возвращаться из Российской Федерации после переработки. Открытое в прошлом году уголовное производство по подозрению в хищении средств при строительстве этих сетей не помешало заключить очередной договор на 112,6 млн гривен с корпорацией “Укртрансстрой”. В результате строительство инженерных сетей обойдется почти в 440 млн гривен.
Новый договор
Как стало известно KV из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 7 октября 2020 года государственное специализированное предприятие “Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами” (ГСП “ЦПОРО”) (*) заключило договор с корпорацией “Укртрансстрой” (**) на строительство “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов (ВАО), которые возвращаются из РФ после переработки отработанного ядерного топлива. Цена договора составила 112,6 млн гривен.
По этому договору “Укртрансстрой” до конца 2021 года должен построить железнодорожную колею. В ходе строительства будет выкорчевано более 5 тыс. деревьев, снят растительный слой и уложено земляное полотно, укреплены кюветы и откосы, уложены 2,85 км колеи и стрелочные переводы, построено 1,3 км автомобильной дороги для служебного пользования, обустроены водосбросные сооружения и освещение железнодорожной станции.
Согласно опубликованному в ProZorro экспертному отчету, общая площадь участка в границах проектирования составляет 11,1 га. Площадка строительства расположена в Иванковском районе в 10-километровой зоне особой радиационной опасности между отселенными селами Буряковка, Чистогаловка и Стечанка. Площадка с восточной стороны граничит с площадкой хранилища Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Пропускная способность будущей железнодорожной колеи – 2 поезда в год.
Также в экспертном отчете указано, что по заказу ГСП “ЦПОРО” проект строительства этой колеи был разработан в 2019 году ООО “Укрбуд девелопмент” (***).
В нынешнем тенедере конкуренцию корпорации “Укртрансстрой” составили 6 компаний: ООО “Строительная компания “Импера”, ЧАО “Укрэнергомонтаж”, ООО “Строй-Оптима-Констракшен”, ООО “Спецэнергомонтаж Киев”, ООО “Специальный строительный сервис”, ЧАО “Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта”. Предложения четырех конкурентов были выгоднее по цене, но их отклонили из-за несоответствия квалификационным критериям.
Закупка сопровождалась множественными требованиями участников к заказчику устранить выявленные ими нарушения и отменить неправомерное, по их мнению, решение об определении “Укртрансстрой” победителем. Ни одно из требований удовлетворено не было.
22 сентября Госаудитслужба объявила о начале мониторинга закупки. 19 октября аудиторы опубликовали его результаты, согласно которым предложение “Укртрансстроя” не отвечало условиям тендера и должно было быть отклонено заказчиком. В ГСП “ЦПОРО” с такими выводами аудиторов не согласились и заявили, что будут оспаривать их в суде.
История закупок
Напомним, ранее ГСП “ЦПОРО” заключило с корпорацией “Укртрансстрой” пять договоров на строительство “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов:
-
договор от 4 сентября 2018 года (цена – 128,5 млн гривен, после корректировки – 115,1 млн гривен) на строительство противорадиационного укрытия. Срок окончания работ до 25 декабря 2020 года.
-
договор от 18 сентября 2018 года (цена 102,9 млн гривен) на строительство внешних инженерных сетей хранилища. Срок окончания работ до 25 декабря 2020 года.
-
договор от 21 октября 2019 года (цена – 24,6 млн гривен) на выполнение дополнительных работ по строительству внешних инженерных сетей. Договор расторгли по согласию сторон, оплату по нему не проводили.
-
договор от 16 июля 2020 года (цена – 29,8 млн гривен) на выполнение дополнительных работ по строительству внешних инженерных сетей. Срок окончания работ – до 31 декабря 2020 года.
-
договор от 16 июля 2020 года (цена – 3,89 млн гривен) на выполнение дополнительных строительных работы по строительству противорадиационного укрытия. Срок окончания работ – до 31 декабря 2020 года.
Читайте: На строительство хранилища ядерных отходов в Чернобыле потратят более 323 млн гривен
К строительству “под ключ” инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов ГСП “ЦПОРО” привлекло еще двух подрядчиков. В октябре 2018 года был заключен договор (цена – 92,1 млн гривен) с ООО “СК “Укрстроймонтаж” на строительство железнодорожных путей, но в январе 2020 года стало известно, что стороны расторгли сотрудничество, а подрядчик получил лишь 7,46 млн гривен за выполненные работы. В декабре 2019 года был заключен договор (цена – 68 млн гривен) с ООО “Спецтермомонтаж-Энерго” на строительство внешних инженерных сетей (II очередь), которое должно быть завершено к 3 декабря 2020 года.
В итоге общая цена всех заключенных на сегодня договоров на строительство инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов составляет 439,75 млн гривен.
Для чего нужны инженерные сети
Напомним, строительство инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов ведется для того, чтобы соединить железнодорожную колею Вильча-Янов с производственным комплексом “Вектор”.
ПК “Вектор” – инфраструктурный проект, связанный со строительством ЦХОЯТ. Он введен в эксплуатацию в 2006 году и расположен в 11 км от Чернобыльской АЭС. Он предназначен для дезактивации и дальнейшего хранения радиоактивных отходов (РАО), рассредоточенных на территории зоны отчуждения.
После введения хранилища ПК “Вектор” в эксплуатацию туда железнодорожным транспортом планируют доставлять на хранение остекленные высокоактивные отходы. Речь идет о тех отходах, которые должны возвращаться из Российской Федерации (РФ) после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС.
Ранее КВ сообщала, что Украина отправляет отработанное ядерное топливо своих АЭС (Ровненской, Хмельницкой и Южно-Украинской) на промежуточное хранение и переработку в РФ. Согласно заключенным с российской стороной соглашениям, теперь Украина должна принять на хранение полученные в результате переработки остекленные высокоактивные радиоактивные отходы. Планируется, что эти отходы будут поступать в Украину отдельными партиями, ориентировочно на протяжении 12 лет. После 100 лет хранения они должны быть захоронены в специальном геологическом хранилище, которое до этого времени еще предстоит построить.
Подготовку проектной документации строительства хранилища для промежуточного хранения завершили в июне 2016 года. ТЭО было утверждено приказом Госагентства по управлению ядерными отходами от 1 июля 2016 года № 81. Согласно проекту, производственная мощность хранилища должна составить 550 куб. метров остекленных высокоактивных отходов. Общая сметная стоимость строительства по ценам 2016 года – 339,2 млн гривен. В 2019 году появился новый приказ, согласно которому на строительство всего комплекса “Вектор” и эксплуатацию его объектов ГСП “ЦПОРО” должно направить 6,78 млрд гривен.
Напомним, перспектива строительства в 112 км от Киева ЦХОЯТ, которое в народе окрестили “ядерным могильником”, не только не радовала, но и пугала жителей столичного региона. Многолетняя борьба прилегающих к хранилищу районов – Иванковского, Полесского района – и города Славутич против строительства ЦХОЯТ на территории Чернобыльской зоны отчуждения не увенчалась успехом. Вместо этого им было обещано 10% стоимости проекта на развитие инфраструктуры. Однако позже на местах уверяли, что областная администрация весьма странно и избирательно делит эти деньги. В частности, попытка экс-губернатора Киевщины Александра Горгана направить средства на ремонт двух мостов в зоне отчуждения стала предметом судебных разбирательств.
В сентябре 2020 года нынешний главы КОГА Василий Володин очередной раз внес изменения в перечень объектов, строительство которых будет финансироваться за счет средств на ЦХОЯТ. Этим документом Иванковскому, Полесскому районам и городу Славутич увеличили сумму финансирования на 160 млн гривен. Однако с начала года областная администрация на эти цели получила всего 5 млн гривен. На местах уже нашли, на что потратить деньги и определили подрядчиков. Однако, будут ли средства – пока неизвестно.
Читайте: Ядерное безденежье: Киевщина недополучила миллионы гривен из-за остановки строительства в Чернобыле
В феврале 2019 года было открыто уголовное производство по подозрению в хищении государственных средств в особо крупных размерах при строительстве инженерно-транспортных сетей хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов (№ ЕРДР № 12019110000000096 от 21.02.2019 года).
В рамках расследования следователи выезжали на объект, чтобы установить фактический объем выполнения строительных работ по договорам, заключенным в 2018 году ГСП “ЦПОРО” с корпорацией “Укртрансстрой” и ООО “СК “Укрстроймонтаж” и обнаружили плакаты с информацией о том, что заказчиком указанного строительства выступает ГП “НАЭК” Энергоатом”, а работы выполняются на основании договоров с 2017 года. Кроме этого было выяснено, что железнодорожные пути были построены СК “Укрстроймонтаж” на 80% по заказу НАЭК “Энергоатом”. Это, по мнению следствия, свидетельствует о намерении должностных лиц ГСП “ЦПОРО” совершить хищение средств, выделенных на объекты указанного строительства.
Кто проектировал и строит
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, корпорация “Укртрансстрой” зарегистрирована в 2002 году в Чернобыле. Уставный капитал – 3,5 тыс. гривен. Основной вид деятельности – строительство. Учредителями корпорации являются 7 юридических лиц: ООО “Строительно-монтажное управление Укртрансстрой”, ООО “Производственно-инжиниринговое внедренческое предприятие “Техностройпроект”, ДП “Зодчий”, ООО “Агропутьстрой”, ЧАО “Иванковская передвижная механизированная колонна №2”, ОАО “Дорожно-строительное управление № 39”, ДП “Иванковская передвижная механизированная колонна № 8 ООО “Аларит Украина”. Все компании зарегистрированы в Иванковском районе Киевщины. Руководит корпорацией Сергей Романенко.
По данным Zакупівлі, корпорация “Укртрансстрой” по результатам участия в публичных закупках заключила 97 договоров на общую сумму свыше 1,3 млрд гривен. Самые крупные заказчики – ГСП по управлению капитального строительства зоны отчуждения (ГСП “УКБЗВ”) и ГСП “ЦПОРО”.
В 2010 году строительная корпорация “Укртрансстрой” вместе со скандально известной корпорацией “Укрбуд” решением коллегии Министерства регионального развития и строительства от 16 июня 2010 года №26 были лишены функций государственного управления имуществом организаций и предприятий, которые основаны государством и входят в их состав. В документе отмечалось, что около 80% предприятий, входящих в состав указанных корпораций, не являются государственными, поэтому и они не могут иметь статус государственных.
ООО “СК “Укрстроймонтаж” было создано в 2006 году в Киеве. Уставный фонд – 250 тыс. гривен. Специализируется на строительстве. Учредители – ООО “Компания по управлению активами “Институт портфельных инвестиций” (1%) и Андрей Сальник (99%), он же – конечный бенефициар. Директор – Михаил Еманов.
С ноября 2007 по март 2008 года компанией руководил скандально известный депутат Верховной Рады VIII созыва (внефракционный) и депутат Киевсовета VII созыва (фракция “УДАР-Солидарность”) Максим Микитась. В 2016-2008 годах среди учредителей числилась Наталья Микитась – супруга Максима Микитася. Отметим, что в своей декларации за 2018 год Максим Микитась указал, что Наталья владеет 59,4 % акций ООО “СК “Укрстроймонтаж”.
Читайте: При попытке вылететь в Лондон задержали экс-главу корпорации “Укрбуд” Максима Микитася – СМИ (фото)
По результатам участия в публичных закупках “Укрстроймонтаж” получил 18 подрядов на 3,7 млрд гривен. Самые крупные заказчики – ГП “Чернобыльская АЭС” и ГП “Энергоатом”.
ООО “Спецтермомонтаж-Энерго” зарегистрировано в 2013 году в Киеве. Уставный фонд – 2 млн гривен. Основной вид деятельности – строительство. Учредитель и директор компании – житель Харьковщины Андрей Онуприенко.
По результатам участия в публичных закупках ООО “Спецтермомонтаж-Энерго” заключило 38 договоров на 586,2 млн гривен. Самые крупные заказчики – ПАО “Центрэнерго “Трипольская ТЭС” и ГСП “ЦПОРО”.
ООО “Укрбуд Девелопмент” зарегистрировано в 2004 году. Уставный фонд – 35,2 млн гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – Евгений Дикин и Василий Полевой (по 50% акций). Директор – Олег Майборода. В декларации о доходах за 2016 год Максим Микитась указал, что среди прочих компаний, является собственником ООО “Укрбуд Девелопмент”.
По результатам участия в публичных закупках эта компания заключила 2 договора на 65 тыс. гривен: один – с КП “Дирекция строительства путе-транспортных сообщений Киева”, второй – с военной частью №Т0710.
Читайте: У “Укрбуда” новый собственник. В компании обещают назвать его в ближайшее время
ГСП “ЦПОРО” основано в 2009 году. Уставный фонд составляет 1,28 млн гривен. Основной вид деятельности – обработка и удаление опасных отходов. Учредитель – Госагентство по управлению зоной отчуждения. Исполняющий обязанности руководителя ГСП – Валерий Салий.
ЦХОЯТ – автономная ядерная установка в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, предназначенная для длительного хранения (100 лет) ядерных отходов с действующих энергоблоков Ровненской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Проект его строительства был утвержден Кабмином в июне 2017 года, согласно документу общая стоимость ЦХОЯТ составляет 37,2 млрд гривен. Строительство хранилища началось в ноябре 2017 года.
Читайте: КОГА снова обделила Полесский район при распределении денег ядерного могильника
* Державне спеціалізоване підприємство “Центральне підприємство з поводження з радіоактивними відходами” (ДСП “ЦППРВ”) (Код ЄДРПОУ: 37197102)
** Корпорація “Укртрансбуд” (Код ЄДРПОУ: 31071140)
*** ТОВ “БК “Укрбудмонтаж” (Код ЄДРПОУ: 34482827)
**** ТОВ “Спецтермомонтаж-Енерго” (Код ЄДРПОУ: 38622372)
***** ПрАТ “Укренергомонтаж” (Код ЄДРПОУ: 16403289)
Фото: Атомная энергия