Глава Киевской горгосадминистрации (КГГА) Виталий Кличко утвердил Программу развития городского электротранспорта на 2021 год. Документ предполагает, что “планово-убыточный” КП “Киевпастранс” потратит в нынешнем году 1,33 млрд гривен собственных заработанных средств на развитие пассажирских перевозок в столичных трамваях и троллейбусах. Большую часть этой суммы предписано направить на закупку подвижного состава (7 трамвайных вагонов и 40 троллейбусов), а также – на проведение разного рода ремонтов на объектах, которые находятся на балансе “Киевпастранса”. Символично, что в последний раз столичная горгосадминистрация утверждала такую программу в июне 2018 года. Вскорости после этого в Киеве с 4 до 8 гривен подорожал проезд в коммунальном транспорте. Повторится ли такая история в этот раз, покажет время.
Как стало известно KV, 19 апреля 2021 года КГГА своим распоряжением №898 утвердила Программу развития городского электротранспорта (трамваи, троллейбусы) на 2021 год. Документ подписал глава столичной горгосадминистрации Виталий Кличко. На его утверждение эту программу подал Департамент транспортной инфраструктуры КГГА.
Заявленная цель программы – укрепление материально-технической и производственной баз КП “Киевпастранс”, повышение качества и культуры транспортного обслуживания жителей Киева и т.д.
В соответствии с документом, в 2021 году столичные власти планируют направить на развитие городского электротранспорта 1,33 млрд гривен. При этом на реализацию мероприятий программы якобы даже не потребуется финансирование из столичного бюджета – все закупки и работы предписано выполнять за счет денежных средств, которые заработал и заработает КП “Киевпастранс”.
Как указано в распоряжении, большую часть финансирования программы планируется направить на приобретение подвижного состава для указанного КП – 7 трамвайных вагонов (454,8 млн гривен) и 40 троллейбусов (392 млн гривен). Также в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА запланировали, что КП “Киевпастранс” может приобрести 35 единиц специализированной техники и средств малой механизации (85,4 млн гривен).
Читайте: Столичный горсовет разрешил “Киевпастрансу” побороться за 20 электробусов
Кроме того, документом предполагается, что предприятие за счет “своих” средств может провести капитальные ремонты на 6,8 км кабельных линий (34,6 млн гривен), заменить 102 км контактных проводов (5,3 млн гривен), закупить 101 комплект электронных информационных табло для остановочных комплексов (5 млн гривен), закупить 30 комплектов схожих табло для подвижного состава (1 млн гривен), провести реконструкцию помещений для мойки подвижного состава в дарницком и куреневском трамвайных депо (5,7 млн гривен) и т.д.
Также, в соответствии с программой, КП “Киевпастранс” может потратить 12,6 млн гривен на модернизацию автоматизированной системы диспетчерского управления движением. Еще 8 млн гривен может быть направлено на внедрение в указанном КП некой автоматизированной информационной системы, которая будет планировать закупки, контролировать выполнение договоров, вести бухгалтерский учет всех хозяйственных операций, вести планирование и учет ремонтов транспортных средств и т.д.
Согласно вышеупомянутым данным, КГГА имеет действительно “наполеоновские планы” по развитию столичного электротранспорта. Правда, похоже, все эти цифры имеют мало общего с реальностью, ведь КП “Киевпастранс” уже не первый год “плотно сидит” на дотациях из городского бюджета и “на бумаге” фактически бедствует. К примеру, лишь в сентябре 2020 года Киевсовет выделил КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен” 441,5 млн гривен на компенсацию их убытков во время карантина. В связи с этим напрашиваются выводы: либо городские “транспортные коммунальщики” вдруг научились зарабатывать деньги, либо же в последние годы они просто “прибеднялись”.
Читайте: Под знаком карантина: Киевсовет перераспределил бюджет столицы на 2020 год
Отметим, в последний раз КГГА утверждала программу развития электротранспорта 13 июня 2018 года – распоряжением №1018. Тогда на выполнение ее мероприятий “Киевпастранс” должен был потратить 616,6 млн гривен заработанных им же средств. Отчет о выполнении этого документа в открытом доступе KV найти не удалось.
Однако, интересно другое: спустя месяц, 5 июля 2018 года, КГГА своим распоряжением №1147 повысила стоимость проезда в общественном транспорте (автобусах, троллейбусах и трамваях КП “Киевпастранс” и в поездах КП “Киевский метрополитен”) с 4 до 8 гривен. Можно предположить, что нынешняя программа будет иметь такой же итог: столичные власти будут объяснять, что для содержания КП нужно больше денег, в городском бюджете средств на это нет, поэтому “спонсорами” должны выступить пассажиры. Тем более, о подорожании уже заявляют частные автобусные перевозчики.
Как неоднократно сообщала KV, столичные власти имеют серьезные проблемы с выполнением городских программ, направленных на развитие дорожно-транспортной сферы.
Так, в 2020 году Департамент транспортной инфраструктуры КГГА совместно с подчиненными КП смогли выполнить программу развития транспортной инфраструктуры Киева чуть более чем на 8% запланированных мероприятий. На это из городского бюджета было потрачено 3,8 млрд гривен (вместо запланированных 15,2 млрд гривен). Особые проблемы городские власти испытывали с развитием столичной “подземки” – к примеру, на строительство метро на Троещину не было предусмотрено ни копейки. “Провалы” в профильном департаменте объясняют просто: в минувшем году в бюджете катастрофически не хватало денег, а подрядчики “плохо работали” из-за карантина. Можно смело предположить, что в 2021 году ничего не изменится, поскольку при плане в 19,8 млрд гривен на выполнение фундаментальной программы в городской казне предусмотрено лишь порядка 4,4 млрд гривен.
Читайте: Всего на 8%: как развивали транспортную инфраструктуру Киева в 2020 году
При этом, транспортные КП Киева регулярно фигурируют в “криминальных сводках” в связи с “возможными” бюджетными распилами.
К примеру, в январе 2021 года Печерский районный суд Киева продлил на один год расследование Нацполиции по факту возможных присвоения и растраты средств из горбюджета должностными лицами КП “Киевпастранс”. По данным следствия, деньги могли быть украдены при закупке в 2017 году “современных павильонов ожидания с вмонтированными урнами для мусора”, а также услуг по капремонту зданий и сооружений. Как считают правоохранители, к злоупотреблениям “приложил руку” подрядчик КП – ООО “Крафт Билд”, а деньги переводились на счета фирмы с признаками фиктивности.
Читайте: Следствие по закупке “Киевпастрансом” остановочных павильонов затягивается
КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 руководит Дмитрий Левченко (на фото). Предприятие подчиняется Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, обязанности директора которого с 6 апреля 2021 года исполняет первый замруководителя этой структуры Иван Шпилевой. До этого с 6 февраля 2020 года данный департамент возглавлял Валентин Осипов, которого Виталий Кличко с 5 апреля 2021 года уволил по соглашению сторон и назначил своим советником по вопросам организации и безопасности дорожного движения на общественных началах.
Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев.
Фото: коллаж KV