В ближайшее время Киевсовет будет утверждать новое Положение о проведении инвестиционных конкурсов. В Киевской горгосадминистрации (КГГА) уверяют, что разработанный чиновниками документ сделает процесс подготовки к проведению инвестиционных конкурсов и сами конкурсы более прозрачными и понятными для инвесторов. В комиссиях Киевсовета с этим частично согласны. Но, как известно, принцип публичности задекларирован и в действующем Положении, а на деле о повестке, времени и месте заседания инвестиционной комиссии КГГА уже давно никто не знает. Ряд депутатов Киевсовета требуют, чтобы в инвестиционной комиссии было больше депутатов, чем чиновников, заседания комиссии транслировались онлайн, а сами инвестиционные договоры и дополнения к ним впоследствии публиковались. На два последних условия в администрации Кличко идти упорно не хотят.
Как стало известно KV, комиссия Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования (ГАЗ) 4 октября согласовала проект решения “Об утверждении Положения о проведении инвестиционных конкурсов в городе Киеве” (*)
Ранее этот документ уже поддержали комиссия горсовета по вопросам бюджета и соцэкономразвития и комиссия по вопросам собственности. Комиссия по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики одобрила проект решения с рекомендациями.
Инвестиционный конкурс “по-новому”
Новое Положение о проведении инвестконкурсов должно заменить старое – утвержденное еще в 2007-ом году Киевсоветом Положение “О порядке проведения инвестиционных конкурсов для строительства, реконструкции, реставрации объектов жилого и нежилого назначения, незаконченного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры города Киева (**).
Организатором инвестиционных конкурсов определяется Департамент экономики и инвестиций КГГА. Контроль за выполнением решения возлагается на комиссию Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития.
В анализе регуляторного влияния к проекту решения говорится, что старое Положение, во-первых, не соответствует действующему законодательству, во-вторых – не обеспечивает прозрачности конкурса.
Проект нового Положения состоит из 36 страниц. В соответствии с документом, для проведения инвестиционного конкурса КГГА создает комиссию и утверждает ее состав, который подает Департамент экономики и инвестиций. В комиссию, по версии КГГА, должно входить одинаковое количество депутатов Киевсовета и представителей КГГА: 50% на 50%. Руководить комиссией должен первый замглавы КГГА Геннадий Плис.
Обязательно в комиссию должны входить:
-
первый замглавы КГГА (или зам, курирующий Департамент экономики и инвестиций) – глава комиссии;
-
руководитель Департамента экономики и инвестиций КГГА – первый замглавы комиссии;
-
руководитель Департамента коммунальной собственности КГГА;
-
руководитель Департамента земельный ресурсов КГГА;
-
руководитель Департамента градостроительства и архитектуры КГГА;
-
руководитель Департамента транспортной инфраструктуры КГГА;
-
руководитель Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА;
-
руководитель Департамента городского благоустройства и сохранения окружающей среды КГГА;
-
руководитель КП “Киевское инвестиционное агентство”;
-
глава и секретарь комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития;
-
глава и секретарь комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования;
-
глава и секретарь комиссии Киевсовета по вопросам собственности;
-
глава и секретарь комиссии Киевсовета по вопросам транспорта и связи;
-
глава и секретарь комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;
-
глава и секретарь комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной деятельности.
То есть комиссия должна состоять как минимум из 21 члена. Состав комиссии обязательно должны публиковать на Едином веб-портале территориальной общины Киева. Кворум – 50% (т.е. заседание комиссии будет считаться правомочным, если на нем присутствуют больше половины членов). Решения комиссии принимаются большинством голосов, а если будет “ничья”, то решающим будет голос главы. Нерадивого члена, который пропустил больше 3-х заседаний, комиссия может исключить из своего состава.
Читайте: Легитимность инвесткомиссии КГГА оспаривает Верховный суд
В КГГА прописали, что организацией заседаний комиссии будет заниматься рабочая группа из сотрудников Департамента экономики и инвестиций. Заседать комиссия должна не реже, чем каждые 20 дней. Анонс и повестка заседания должны публиковаться на Едином веб-портале минимум за 2 дня. В проекте Положения зафиксировано, что заседания конкурсной комиссии являются открытыми, любой может прийти на них и свободно снимать происходящее на видео, проводить онлайн-трансляцию. Также видеозапись и ее публикацию обеспечивает рабочая группа по организации работы комиссии.
Положением также предусмотрено, что КГГА может создать консультационно-совещательный орган, который будет следить за законностью инвестиционного процесса. В такой орган смогут войти эксперты, представители общественности, бизнеса, международные специалисты и т.д.
Для того, чтобы состоялся инвестиционный конкурс, кто-то должен это предложить. Инициатором конкурса может выступить кто угодно – от физического лица, до Киевской городской госадминистрации (КГГА). Список объектов, в которые можно инвестировать, тоже широк: здания, скверы и парки, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, оборудование, техника, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права и т.д.
Инвестиционные проект может предусматривать как ремонт (реконструкцию), так и строительство новых объектов, покупку или модернизацию оборудования, а также предоставление услуг по управлению.
Инициатор инвестиционного конкурса должен подать в заявление об инвестиционной инициативе в КП “Киевское инвестиционное агентство”. После процедур согласования вопрос выносится на рассмотрение комиссии, которая должна решить, выгоден ли этот инвестиционный проект. Тогда Киевсовет должен принять решение: включить объект в список объектов инвестирования (если инвестпроект предполагает реконструкцию) или дать разрешение на снос коммунальных зданий/сооружений (если проект предполагает новое строительство, для которого нужно такие здания снести). После этого КГГА выдает распоряжение о проведении инвестиционного конкурса.
Инициатор инвестиции подает в КП “Киевское инвестагентство” предпроектные предложения, а КП начинает прединвестиционные работы – получает градостроительные условия и ограничения, изучает все предложения, нарабатывает предложения к условиям конкурса, готовит проект инвестиционного договора и т.д.
Участвовать в инвестиционном конкурсе могут любые претенденты, которые могут подтвердить свою финансовую состоятельность. Исключения составляет случай, если претендент уже выступал инвестором в Киеве и выполнил свои обязательства плохо, или не выполнил вовсе.
Срок подачи документов на участие в конкурсе должен быть не меньше 21 дня. Претенденты должны подать в рабочую группу заявку на участие в конкурсе, документы к ней и конкурсные предложения. Результаты конкурса и вся конкурсная информация должны быть в открытом доступе и публиковаться на сайте.
В проекте Положения говорится, что “победителем инвестиционного конкурса определяется участник, который предложил лучшие условия по основным критериям оценки, утвержденным комиссией”. Никаких подробностей того, как должны формироваться эти критерии, в документе нет. Отмечается, что если в конкурсе был только один участник, то он автоматически становится победителем. Решение комиссии об определении победителя утверждает своим распоряжением КГГА.
После этого от 5 до 20 дней должно уйти на процедуры по заключению инвестиционного договора. Его подписывают инвестор и директор Департамента экономики и инвестиций КГГА.
Мало открытости, много чиновников
Как стало известно KV, при рассмотрении того же проекта решения в комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики оказались недовольны паритетным составом конкурсной комиссии. При рассмотрения вопроса депутаты своим протоколом зафиксировали правку – чтобы представителей Киевсовета было 60%, а представителей КГГА – 40%. Кроме того, комиссия решила, что в состав конкурсной комиссии обязательно должны входить представители всех фракций Киевсовета. Также их правки касаются того, что заседания комиссии должны не просто записываться на видео, но и транслировать в интернет.
Комиссия по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования также в течение сентября подавала свои предложения к проекту решения. В частности, одно из предложений касается того, чтобы запретить входить в комиссию по депутатской квоте депутатам, которые одновременно являются чиновниками КГГА или директорами коммунальных предприятий. Кроме того, градостроительно-земельная комиссия тоже захотела видеть в составе конкурсной комиссии больше депутатов, проголосовав за это предложение в своей вариации: 9 представителей от КГГА и 12 представителей от Киевсовета.
Как ранее сообщала KV, комиссия Киевсовета по вопросам собственности также согласовала указанный проект решения с правками. Однако в опубликованной на сайте Киевсовета повестке дня земельной комиссии упоминается только о предложениях, внесенных комиссией торговли.
Напомним, глава комиссии собственности Леонид Антоненко предложил КГГА рассекретить инвестиционные договоры, которые сейчас скрывают даже от депутатов Киевсовета. Рекомендация возглавляемой им комиссии также заключалась в том, что организатор инвестиционного конкурса должен будет обязательно публиковать на сайте Киевсовета полный текст инвестиционного договора, а также любые дополнения и изменения к нему на протяжении пяти календарных дней с момента их внесения. Также члены комиссии поддержали предложение Антоненко о том, чтобы условиями использования инвестиционных объектов рассматривала не только инвестиционная комиссия, но и депутаты Киевсовета или профильная комиссия.
Почему эти предложения в секретариате Киевсовета обошли вниманием – вопрос риторический. Как известно, в администрации Кличко решительно засекретили договора и контракты КГГА и не обращают внимание на требование антикоррупционной комиссии Киевсовета отменить незаконное распоряжение.
Читайте: Администрацию Кличко хотят заставить рассекретить инвестиционные договора
Отметим, в каденцию Виталию Кличко работа инвестиционной комиссии КГГА стало “тайной за семью печатями”. Хотя в соответствующем Положении зафиксирован принцип открытости работы этого органа, анонсы и повестки заседаний инвесткомиссии КГГА, не говоря уже о протоколах ее заседаний, уже несколько лет подряд нигде не публиковались, информация о месте и времени заседаний была недоступна даже для большинства депутатов Киевсовета.
В итоге легитимность инвесткомиссии КГГА в октябре 2016 года даже начал оспаривать Верховный суд. В этом суде на тот момент обжаловали свыше 27 инвестиционных договоров, заключенных с подачи этого органа. Под вопрос ставилась даже законность существования уже построенных сооружений.
Эффективность деятельности инвесткомиссии КГГА вообще не проверялась 10 лет со времени ее создания в 2007 году. Как результат, за 9 месяцев 2016 года городской бюджет пополнился за счет инвестиционных договор всего на 360 тыс. гривен – на 4% от запланированного.
Читайте: В 2016 году доход от инвестиций в столичное строительство упал в 100 раз
Напомним, с 14 апреля 2016 года года Департамента экономики и инвестиций КГГА возглавляет Светлана Принада. Данную сферу в Киеве курирует первый замглавы КГГА Геннадий Плис.
*проект рішення Київської міської ради “Про затвердження Положення про проведення інвестиційних конкурсів у місті Києві”
**проект рішення Київської міської ради “Про затвердження Положення про порядок проведення інвестиційних конкурсів для будівництва, реконструкції, реставрації тощо об’єктів житлового та нежитлового призначення, незавершеного будівництва, інженерно-транспортної інфраструктури міста Києва” (від 24.05.2007 №528/1189)