Финансовый план КП “Киевпастранс” на текущий год в Киевской горгосадминистрации (КГГА) утвердили лишь во втором полугодии, вероятно, чтобы учесть финансовые потери в связи с вынужденным “карантинным простоем”. Согласно документу, в 2020 году предприятие должно суммарно понести расходы в объеме 4,07 млрд гривен, получить финансирование из городского бюджета в размере 3,48 млрд гривен и закончить год с убытком в размере 618,84 млн гривен. Из “странностей”: в первом полугодии, когда карантинные ограничения были самыми жесткими, “Киевпастранс” существенно сократил плановый убыток; предполагается, что предприятие за год перевезет значительно больше “льготников”, чем платных пассажиров.
Как стало известно KV, финансовый план КП “Киевпастранса” на 2020 год был утвержден лишь во втором полугодии – приказом Департамента коммунальной собственности КГГА от 15.07.2020 года №341. То есть, документ явно учитывает ситуацию с убытками предприятия в связи с “коронавирусным карантином”.
Тем не менее, предприятию велели до конца года заработать 827,64 млн гривен на перевозке 108,1 миллионов платных пассажиров. Также в документе идет речь о неких доходах от неоперационной деятельности, в которые включили 520,53 млн гривен “от безоплатно полученных активов” (подробности в документе не раскрываются.- KV), 2,34 млн гривен – от списанных основных средств и 103,3 млн гривен – “другие доходы, в том числе неоперационная курсовая разница”. На аренде своих активов КП “Киевпастранс” за год по плану должно заработать 8,6 млн гривен. Итого КП планирует как бы самостоятельно заработать 1,46 млрд гривен.
При этом, общие расходы КП “Киевпастранс” по итогам года должны составить 4,07 млрд гривен. Их большая часть – 3,89 млрд гривен – приходится на расходы от операционной деятельности (заработная плата – 1,41 млрд гривен, “материальные расходы” – 971,16 млн гривен, амортизация – 855,14 млн гривен, “другие операционные расходы” – 349,55 млн гривен, отчисления на социальные мероприятия – 305,8 млн гривен). Кроме того, учитываются “финансовые расходы” (в том числе, проценты за пользование кредитами) и “другие расходы”.
В структуре “других операционных расходов” наибольшие статьи: “вознаграждение за реализацию проездных документов” (59,67 млн гривен), “другие услуги сторонних организаций” (57,8 млн гривен), охранные услуги (46,17 млн гривен), техобслуживание и текущий ремонт транспорта, а также содержание железнодорожной инфраструктуры (40,33 млн гривен).
Таким образом, вырисовывается огромная ”финансовая дыра”, которую традиционно закрывают деньгами столичных налогоплательщиков.
Поэтому “Киевпастрансу” разрешили включить себе в доход 898,4 млн гривен компенсации из столичного бюджета за перевозку 185,8 миллионов льготников, а также 1,01 млрд гривен бюджетной субсидии. 935,8 млн гривен этой субсидии должно пойти “на регулирование цен” (из них, к примеру, 128 млн гривен – на обслуживание лизинга), 56,2 млн гривен – на компенсацию расходов по перевозке пассажиров городской электричкой и 20,3 млн гривен – на оплату процентов за кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Кроме того, столичный бюджет профинансирует и практически все капитальные инвестиции КП “Киевпастранс” (96%), запланированные в 2020 году. На эти цели из столичной казны предприятию до конца года собираются выделить 1,57 млрд гривен:
-
391,6 млн гривен – на реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры;
-
384,8 млн гривен – на компенсацию стоимости предмета лизинга;
-
277,2 млн гривен – на погашение кредита по договорам с ЕБРР;
-
200 млн гривен – на покупку 26 троллейбусов;
-
159,8 млн гривен – на оплату НДС по проекту с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) проекта;
-
100 млн гривен – на покупку двух трамвайных вагонов;
-
58,5 млн гривен – на капремонты объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, предполагается, что на протяжении 2020 года КП “Киевпастранс” суммарно получит из столичного бюджета 3,48 млрд гривен (1,21 млрд бюджетных гривен уже освоено в первом полугодии).
Даже несмотря на колоссальные бюджетные вливания, КП “Киевпастранс” разрешают по итогам года зафиксировать убыток в размере 618,84 млн гривен.
Это рекордный показатель за последние три года: по факту 2019 года предприятие закончило с убытком в размере 83,82 млн гривен, 2018-й – 145,72 млн гривен. Удивительно, но системно “работать в минус” “Киевпастранс” начал именно после повышения в июле 2018 года тарифа на проезд в общественном транспорте в два раза – до 8 грн. Напомним, по итогу 2017 года “Киевпастранс” получил 155,81 млн гривен чистой прибыли, а 2016 год завершил с 117,55 млн гривен чистой прибыли.
В 2020 году убыток в размере аж 618,84 млн гривен в финплане КП в основном объясняется карантинными ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции, которые не позволяют осуществлять перевозки пассажиров в полном объеме.
При этом, согласно финансовому отчету, в первом полугодии 2020-го, когда карантинные ограничения были самыми жесткими, “Киевпастранс” почему-то не нарастил планируемый убыток (87,48 млн гривен), а существенно его снизил – до 16,72 млн гривен. Данная “коллизия” выглядит несколько странно. Особенно в связи с тем, что команда Виталия Кличко сражается за увеличение для КП компенсаций из городской казны.
По данным профильных чиновников КГГА, потери КП из-за приостановки с 17 марта 2020 по 31 июля 2020 года перевозок пассажиров для предотвращения распространения COVID-19 составили 350,58 млн гривен.
Отметим, проверить эти цифры не представляется возможным, поскольку Автоматизированная система учета оплаты проезда (АСОП), несмотря на многолетние обещания и колоссальные бюджетные вливания, в Киеве до сих пор не работает.
Читайте: В Киеве продолжают списывать бюджетные средства на толком не работающую АСОП
Что касается бюджетных ассигнований, то в финплане этого года они (3,48 млрд гривен) планируются выше, чем за два последних года, но меньше, чем в 2017 году. Согласно финплану 2019 года, “Киевпастранс” должно было получить 3,04 млрд гривен бюджетных ассигнований, но по факту на счета КП поступило 2,46 млрд гривен, а в 2018 году КП освоило из бюджета Киева 2,68 млрд гривен. В 2017 году “Киевпастранс” освоил 4 млрд бюджетных гривен, в 2016 году – всего 1,76 млрд гривен.
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, КП “Киевпастранс” было основано Киевсоветом в 2001 году. Согласно финплану предприятия на 2020 год, на балансе “Киевпастранса” по состоянию на 1 апреля 2020 года находилось 2716 единиц техники для перевозки пассажиров (627 троллейбусов, 1592 автобуса, 12 электропоездов), 230,1 км трамвайных путей, 2017,5 км – контактной сети, 91 тяговая подстанция (мощность – 342,3 кВА) и 1261,8 км – кабельной сети.
В документе также отмечается, что по состоянию на 1 марта 2020 года сеть наземного пассажирского транспорта КП насчитывала 168 маршрутов, из которых 51 – троллейбусный, 18 – трамвайных, 99 – автобусных, в том числе один – пригородный, один – международный и 18 – в режиме маршрутных такси.
КП “Киевпастранс” с 30 августа 2016 года возглавляет Дмитрий Левченко (на фото). За это время данное предприятие стало фигурантом множества коррупционных скандалов и уголовных производств.
Напомним, в феврале 2020 года антикоррупционная комиссия Киевсовета решила обратиться в Государственное бюро расследований (ГБР) с просьбой проверить ход наиболее громких уголовных дел по фактам масштабного хищения бюджетных средств, в которых фигурирует КП “Киевпастранс”.
Читайте: У ГБР просят разобраться с “коррупционными делишками” КП “Киевпастранс”
18 июня 2020 года антикоррупционная комиссия Киевсовета попросила главу КГГА Виталия Кличко провести служебную проверку “коррупционной и антигосударственной” деятельности директора КП “Киевпастранс” Дмитрия Левченко, отстранив его на время проверки от выполнения служебных обязанностей. Депутаты устали постоянно рассматривать вопросы растраты этим КП огромных сумм из городского бюджета, нарушений при закупках и прочих “финансовых шалостей”.
Читайте: Депутаты Киевсовета требуют от Кличко разобраться с коррупционными схемами Дмитрия Левченко
КП “Киевпастранс” подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет экс-замгендиректора КК “Киевавтодор” Валентин Осипов. Вопросы транспортной инфраструктуры в столице курирует назначенный 21 февраля 2020 года зампредседателя КГГА Александр Густелев.
* КП “Київпастранс” (Код ЄДРПОУ: 31725604)
Фото: коллаж KV