Последнее время в Киеве некие активисты проводили встречи с киевлянами, где рассказывали о создании органов самоорганизации населения (ОСН). Как оказалось, за этим стоят не просто слова, но и конкретные действия. Причем они зачастую не вписываются в легитимные рамки. О том, как сегодня пытаются создавать ОСН, для чего это делается и кто стоит за этим процессом в интервью КиевVласть рассказал основатель Ассоциации органов самоорганизации населения Киева, депутат Киевсовета Валерий Гуманенко (фракция “ВО “Батькивщина”).
KV: Действительно ли сейчас в Киеве ведется активная работа по созданию ОСН?
Валерий Гуманенко: Ко мне массово поступают сигналы от киевлян, руководителей ОСН и от коллег депутатов Киевсовета о том, что какие-то люди, не проживающие в микрорайонах, расклеивают объявления и проводят собрания о создании ОСН. Это происходит с начала года, но процесс активизировался в конце октября.
Ситуация вызывает беспокойство, так как выглядит как спланированная последовательность действий некой структуры с целью создать в Киеве от 50 до 100 фейковых ОСН.
KV: Почему “фейковых”?
В.Г.: Я расскажу, что происходило у нас на Березняках. Вначале на домах появилось объявление общественной организации “Центр развития города” о том, что можно получить консультацию по созданию ОСН.
Потом в конце октября были расклеены объявления о проведении встреч с жильцами по созданию ОСН. Встречи проводил некий Андрей Клименко. Как известно из СМИ, он менеджер проекта ОО “Центр развития города”. На эти встречи собиралось не более 5-10 человек. Протокол не велся. Люди говорили, что Андрей Клименко обещал дополнительное выделение на нужды микрорайона якобы из бюджета Киева 150 тыс. гривен.
Встречи проводились до 15 ноября.
На микрорайоне Березняки-1 проживает около 15 тысяч человек. За пятнадцать-двадцать дней просто физически не возможно организовать и провести встречи со всеми жителями, а тем более избрать делегатов для проведения конференции. Да они и не пытались их избирать.
Тем не менее 12 ноября появилось уведомление о том, что 18 ноября будет проведена конференция уполномоченных представителей жителей по инициированию создания ОСН “КМ “Березняки-1” в Днепровском районе. Среди трех инициаторов фигурирует тот же Андрей Клименко.
ОСН имеет территориальный признак. Это значит, что инициатор должен на законных основаниях проживать на той территории, где создается ОСН. Андрей Клименко зарегистрирован в другом месте. На вопрос, какое отношение он имеет к нашему микрорайону, Клименко пояснил, что проживает на Березняках с девушкой. Данное утверждение не выдерживает никакой критики, да и документального подтверждения естественно нет.
Далее, согласно уведомлению, конференцию должны были провести 18 ноября в детской библиотеке на ул. Ивана Миколайчука, 7. Но в библиотеке мероприятие не проводилось. Более того руководству библиотеки даже не сообщали о планах его проведения.
Ну и что называется “вишенка на торте”. В Киевской горгосадминистрации (КГГА) зарегистрировано два уведомления о проведении этой конференции. Они отличаются порядком дня и датой регистрации. В документе, зарегистрированном КГГА 12 ноября под № 15636, в порядке дня указано, что в ходе конференции собирались утвердить положение ОСН, определить юрадрес, выбрать руководство и уполномоченных представителей для регистрации ОСН в КГГА, а также поручить подать документы уже даже на регистрацию. В документе, зарегистрированном в КГГА 20 ноября под № 15636/1, порядок дня уже другой – избрать инициативную группу и поручить ей подать заявление в Киевсовет об инициировании создания ОСН. Обратите внимание, между датами подачи писем 8 дней, а номер фактически одинаковый. И письмом от 20 ноября они уведомляют, что планируют провести конференцию 18 ноября. Думаю, документ подменили.
Аналогичных уведомлений о создании ОСН с явным нарушением процедур в открытых источниках только за последний месяц я нашел 13. Они написаны как будто под копирку – одинаковые шрифты, тексты, инициативная группа по 3 человека… только создаются эти ОСН в разных районах. Их инициаторы проводят конференции, не избирая делегатов. Сразу в ходе конференции декларируют избрание руководства и принимают решение о легализации. У меня сложилось впечатление, что разрешение Киевсовета они даже не пытаются получить…
KV: Так может это просто дилетанты, которые не знают процедуры создания ОСН?
В.Г.: Не думаю. Все началось с того, что ОО “Центр развития города” распространила объявления с предложением проконсультировать, как создать ОСН. Как я уже отмечал, люди причастные к этой организации стали инициаторами некоторых “фейковых” ОСН. Более того в некоторых сообщениях о проведении конференции указан адрес ул. Мишуги, 7-А, который совпадает с адресом офиса “Центра развития города”.
В том, что в этой организации знают все юридические тонкости создания ОСН, я не сомневаюсь. В госреестре общественных объединений указано, что ОО “Центр развития города” зарегистрирован в 2017 году. С момента создания во главе этой общественной организации была депутат Киевсовета Людмила Костенко (фракция БПП “Солидарность”), которая не может не знать процедуру создания ОСН. Правда, в апреле 2018 года ее на посту главы этой организации сменил Алексей Лузан. Тем не менее Костенко остается одной из основателей этой ОО.
KV: Т.е. Людмила Костенко курирует процесс создания “фейковых” ОСН в Киеве?
В.Г.: О ее причастности мне неизвестно. Совсем недавно на Подоле проходили очередные инструктажи так называемых “руководителей инициативных групп”. Там давали пошаговую инструкцию о том, как проводить дворовые встречи, что говорить и обещать, а также условия оплаты их работы.
Могу сказать, что процесс создания “фейковых” ОСН с демонстративным нарушением законодательства в таких масштабах невозможен без покровительства в самых высоких кабинетах столичной власти.
KV: Зачем это нужно?
В.Г.: Мне кажется, что создание сети “карманных” ОСН, в первую очередь, запущено для того, чтобы:
1) убрать с пути неподконтрольные ОСН, которые многие годы оппонируют власти;
2) решить некоторые коммерческие задачи, в том числе незаконных строек и ДПТ;
3) освоить средства бюджета города;
4) использовать сеть ОСН для ведения предвыборных кампаний.
Сегодня многие стараются отойти от скомпроментироваших их политических партий, а ОСН – очень удачный для этого инструмент.
KV: Какая процедура по созданию ОСН предусмотрена законодательно?
В.Г.: Для создания ОСН микрорайона нужно провести собрания по избранию делегатов конференции. Если в микрорайоне проживает 10 тыс. человек, то собрания проводятся, как правило, по каждому дому, где выбирают 1-2 делегатов.
Потом делегаты проводят конференцию, где принимают решение о создании ОСН и подают в Киевсовет заявление о разрешении его создания.
Когда получено положительное решение Киевсовета, проходит вторая конференция, где избирают руководство и утверждают план работы. Только после этого можно провести государственную регистрацию ОСН. А потом подать документы в Департамент общественных коммуникаций КГГА на получение финансирования из бюджета Киева.
KV: Сколько времени идет на создание ОСН по всем правилам?
В.Г.: Это зависит от количества жителей проживающих на территории, где создается ОСН. Если создается ОСН жителей одного дома, то на его создание уходит около 4-6 месяцев. Если ОСН микрорайонный, то до полугода уходит только на проведение собраний для избрания делегатов. А потом еще полгода на все регистрационные действия.
KV: Так под выборы создать до 100 ОСН по срокам не получается…
В.Г.: Я говорю о реальных ОСН. Тут же пытаются обойти все легитимные процедуры, в том числе получение разрешения Киевсовета на создание ОСН.
KV: Разве в Департаменте общественных коммуникаций КГГА подпишут финансирование для ОСН, на создание которого нет разрешение Киевсовета?
В.Г.: Я не знаю. За последние месяцы в Департамента произошли значительные структурные и кадровые изменения. Специалисты, которые много делали для развития и деятельности ОСНов, были вынуждены уволиться.
Сегодня вопросы ОСН курирует заместитель директора Департамента Александр Денис. Он молодой специалист, который работал экономистом в Департаменте финансов КГГА, но ранее не занимался вопросами ОСН.
Я 28 ноября обращался в КГГА по поводу создания фейковых ОСН. Мне ответили, что вопрос требует дополнительного разбирательства.
В личных беседах мне говорили, что ситуация с “фейковыми” ОСН известна в Департаменте. Я не исключаю, что теперь пытаются найти какой-то способ, чтобы их зарегистрировать. Но мне законный способ это сделать неизвестен.
KV: Допустим, в Департамент пришли документы ОСН. Там должны проверить, есть ли соответствующее решение Киевсовета. Нет решения, нет регистрации, нет финансирования. Разве может быть иначе?
В.Г.: Я приведу пример, как у нас легализовались незаконные МАФы. Появляется незаконный МАФ. Его владелец подает заявление в администрацию о регистрации имущества. Ему отказывают. Он через суд опротестовывает отказ администрации. Суд почти в 100% случаев признает владельца незаконного МАФа собственником имущества и обязывает местную власть его зарегистрировать. А потом на основании Земельного кодекса органы местного самоуправления обязаны сделать землеотвод под зарегистрированным объектом недвижимости.
Я не исключаю, что и с легализацией “фейковых” ОСН может быть такой же сценарий. Для меня он кажется фантастическим, но возможным. Ведь не зря же вся эта работа ведется фактически год.
KV: Допустим “фейковые” ОСН все же зарегистрировали. Что дальше?
В.Г.: Я уже перечислил возможные варианты использования ОСН.
Наиболее вероятно, что при помощи “фейковых” ОСН некоторые политические силы будут за бюджетные деньги использовать их как инструмент политической агитации. Они не будут иметь ярко выраженной политической окраски, но будет работать во время выборов на определенного кандидата. Реально это будет банальный подкуп избирателей, но уличить этого кандидата в нарушении выборного законодательства, как я понимаю, будет невозможно.
До выборов Президента, вероятнее всего, они не смогут зарегистрироваться и попасть на бюджетное финансирование. Но под выборы парламента, которые должны состоятся осенью 2019 года и выборы Киевсовета 2020 года, вполне могут начать действовать.
Еще одна возможная цель – создание сети “карманных” ОСН.
ОСН всегда создавались на протестных настроениях вокруг каких-то проблем – незаконных строек, принятия незаконных ДТП, вопросов экологии, сохранения зеленых зон, ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сегодня в Киеве их более ста и половина из них активно оппонирует действующей власти. При появлении альтернативных ОСН их можно достаточно легко нейтрализовать или дискредитировать. Скажем, появилась в Киеве незаконная стройка. Один ОСН выступает против нее, другие – за. И у застройщика уже имеется вариант для маневра.
Также в случае существования альтернатив легче остановить бюджетное финансирование по какой-то формальной причине. Что-то подобное было при Черновецком. Тогда ОСН задерживали финансирование на содержание офиса и выплату зарплат до 9-10 месяцев.
Также этим “карманным” ОСН могут обеспечивать “преимущества” в конкурсе социальных проектов при КГГА. А это уже немалые средства и также из бюджета города.
Читайте: КГГА утвердило проекты районных органов самоорганизации населения на 2,5 млн гривен (адреса)
Фото: Фейсбук Валерия Гуманенко