Сегодня Верховная Рада должна в экстренном порядке собраться, чтобы рассмотреть вероятность введения военного положения в Украине. Эту инициативу СНБО на его ночном заседании поддержал президент Петр Порошенко. Если в стране сейчас будет введено военное положение, это ограничит граждан Украины в конституционных правах, приведет к созданию еще одного органа власти – военных администраций, а также поставит под вопрос выборы президента весной следующего года. А заложниками ситуации стали 23 гражданина Украины – военные моряки, взятые накануне в Азовском море в плен спецназом ФСБ РФ.
Сегодня, 26 ноября, в 16.00 должно начаться внеочередное заседание Верховной Рады, на котором будет рассмотрено предложение президента Петра Порошенко о введении военного положения в Украине на 60 дней. Такое решение принято сегодня на ночном заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Об этом KV стало известно из онлайн-трансляции заседания Совбеза, сообщения на официальном сайте президента Украины и сообщения на официальном сайте СНБО.
Указа или его проекта о введении военного положения в Украине на сайте президента пока нет. Потому мы вынуждены ограничиться цитатами из выступления Петра Порошенко на сегодняшнем Совбезе.
“У нас была тщательная дискуссия Военного кабинета (орган СНБО, созданный 18.02.2015 года, – KV). Военный кабинет обратился ко мне с предложением вынести на заседание СНБО одно предложение – это подготовка решения о введении военного положения и обращения к ВР для того, чтобы она, завтра по возможности, и соответствующие консультации с главой ВР уже проведены, рассмотреть проект решения на своем внеочередном заседании”, – сказал председатель Совбеза Петр Порошенко.
Отметим, в состав Военного кабинета входят: премьер-министр Владимир Гройсман, глава МВД Арсен Аваков, министр иностранных дел Павел Климкин, глава Минобороны Степан Полторак, председатель СБУ Василий Грицак, начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко, глава Госпогранслужбы Петр Цигикал, командующий Национальной гвардии Украины Юрий Аллеров, глава Администрации президента Сергей Райнин, а также (по согласию) спикер ВР Андрей Парубий.
Президент подчеркнул, что мы имеем все “неопровержимые доказательства” целенаправленности действий со стороны ФСБ России, которые захватили 23 украинских моряков и три наших военных катера.
“В том числе, и относительно применения оружия против украинских моряков. Шестеро моряков, по предварительной информации, ранены – часть ранены, часть травмированы. В том числе, два моряка тяжело ранены”, – сообщил глава государства.
Российское судно идет на таран украинского военного катера
Команда таранить украинский буксир “Яны Капу” поступила от руководства Погранслужбы ФСБ РФ
Судьба захваченных военнослужащих ВМС Украины неизвестна, поскольку с ними нет никакой связи, сказал Петр Порошенко. Он обратился к руководству РФ с требованием немедленно освободить всех военнослужащих ВМС Украины и передать их вместе с тремя захваченными кораблями.
Петр Порошенко отметил, что введение военного положения никоим образом не означает, что Украина перейдет к наступательным действиям. Также, по его словам, это не означает изменений на линии столкновения в Донецкой и Луганской областях и других участках.
Кроме того, глава государства сообщил о ближайших запланированных действиях власти в международной политике.
Отметим, пока шло заседание СНБО в Киеве под посольством России горели шины, файеры и был сожжен автомобиль..
Акция под посольством РФ, фото Укрновыны
По информации KV, возможность экстренного сбора нардепов начала прощупываться правящей коалицией (“БПП-”Солидарность” и “Народный фронт”) незадолго до начала ночного заседания Совбеза. Вероятно, кворум в парламенте сегодня будет.
Опрошенные KV парламентарии полагают, что указ и соответствующий законопроект от президента будут обнародованы сегодня. И, вероятно, ВР проголосует законопроект Порошенко, регламентирующий процедуры во время военного положения (работу военных администраций, ограничение действий статей Конституции и пр.). После чего этот закон, может быть, будет подписан прямо в зале парламента – и уже завтра опубликован.
Единственное, что по-настоящему волнует опрошенных депутатов – это территории, на которых предлагается ввести военное положение.
Процедура принятия и политическая заморозка
На заседании Совбеза не прозвучали термины “указ президента” и “законопроект”, но именно их имел ввиду глава государства.
Статья 5 Закона Украины “О правовом режиме военного положения” гласит, что, в случае принятия соответствующего решения СНБО, президент издает указ о введении военного положения во всей Украине или на отдельных территориях и немедленно обращается к ВР относительно его утверждения, подавая одновременно соответствующий законопроект.
Парламентарии полагают, что этот законопроект будет сегодня в ВР к 15:00.
Что случится, если ВР не утвердит указ о введении военного положения – закон не указывает.
Статья 6 этого закона описывает структуру указа президента о введении военного положения:
-
обоснование необходимости введения военного положения;
-
границы территории на которых вводится военное положение, время введения и срок, на который оно вводится;
-
задачи военного командования, военных администраций, органов государственной власти и местного самоуправления относительное выполнения мероприятий правового режима военного положения;
-
задачи субъектам обеспечения гражданской защиты (ГО) относительно приведения единой госсистемы ГО, ее территориальных и функциональных подсистем в готовность к выполнению заданий в период военного положения;
-
исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц, которые временно ограничиваются с указанием срока действия этих ограничений.
Военное положение, согласно статье 7 закона, заканчивается по истечении его срока, зафиксированного в указе президента. Но глава государства может и раньше прекратить военное положение, издав соответствующий указ – без его согласования с парламентом.
Политические последствия для руководства страны от введения военного положения очевидны. Статьи 10-12 закона гласят, что во время военного положения нельзя переизбирать президента и Верховную Раду, а также трогать Кабмин, омбудсмена, судей, прокуроров и сотрудников органов, “которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование” и занимаются контрразведкой.
Статья 19 закона также запрещает во время военного положения проведение массовых собраний и акций. Эта же статья закона запрещает на период военного положения проведение выборов.
На 23 декабря назначены выборы в 125 объединенных территориальных общинах (ОТО). И эти выборы могут быть отложены, сообщил Александр Турчинов.
Читайте: Проект “Децентрализация”: выборы в терробщинах Киевщины под угрозой срыва
Кроме того, избирательная президентская кампания,в случае объявления военного положения, переносится на неопределенный срок. Потому что, согласно статье 17 закона “О выборах президента Украины”, ВР назначает очередные выборы главы государства не позднее, чем за 100 дней до голосования в первом туре. Очередные выборы президента должны состояться 31 марта 2019 года (первый тур), следовательно парламент должен проголосовать их назначение 20 декабря. А за 91 день до дня выборов (не позднее 29 декабря) Центральная избирательная комиссия должна объявить о начале избирательного процесса.
Если в это время будет действовать военное положение, ВР и ЦИК не смогут выполнить эти процедуры.
В сумме эти последствия военного положения ставят в затруднительное положение, в первую очередь, лидера рейтингов – Юлию Тимошенко и ВО “Батькивщина”. Но и прочие соперники Порошенко тоже оказываются в очень ограниченных условиях.
Интересное мнение у себя на Facebook высказал журналист Владимир Бойко. “Мета російсько-українського спектаклю з захопленням катерів полягає виключно в тому, щоби перенести президентські вибори в Україні на осінь і провести їх одночасно з парламентськими. Бо перебування Порошенка на посаді президента є єдиною гарантією того, що Віктор Медведчук буде обраний у жовтні 2019 року до Верховної Ради”, – написал автор.
В чем не могут быть ущемлены права граждан
Военное положение, в первую очередь, ограничивает права граждан. Закон “О правовом режиме военного положения” открывается статьей 1, которая гласит, что военным положением вводится “… временное, обусловленное угрозой ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и свобод юридических лиц с определением срока этих ограничений”.
Перечень конституционных прав граждан, которые не могут быть ограничены во время военного положения, прописан в ст. 19, которая базируется на статье 64 Конституции:
ст. 24 – граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом, вне зависимости от расы, пола, национальности, языка, политических, религиозных и прочих убеждений, происхождения, имущественного положения или места проживания; беременные и матери имеют право на материальную поддержку, правовую защиту и моральную поддержку;
ст. 25 – гражданин Украины не может быть лишен гражданства, изгнан за пределы страны или выдан другому государству; Украина гарантирует защиту своим гражданам за рубежом;
ст. 27 – неотъемлемое право человека на жизнь, которую защищает государство; право человека на защиту своей жизни и здоровья, также жизни и здоровья других людей;
ст. 28 – о праве на достоинство; нельзя пытать, издеваться, унижать людей, а также запрещено граждан Украины без их согласия подвергать медицинским, научным и другим исследованиям;
ст. 29 – право на свободу и личную неприкосновенность; запрет на арест и содержание под стражей без решения суда более 72 часов; в случае ареста или задержания гражданина его родственники немедленно уведомляются при этом;
ст. 40 – о праве граждан на индивидуальные или коллективные обращения в органы государственной и местной властей с требованием дать ответ в установленный законом срок;
ст. 47 – каждый имеет право на жилье и никто не может быть лишенным жилья без решения суда; государство создает условия для строительства жилья и предоставляет его социально незащищенным гражданам;
ст. 51 – брак базируется на свободном согласии женщины и мужчины, каждый из которых имеет в браке равные права и обязанности; семья, материнство и отцовство охраняются государством,а родители должны содержать своих детей до их совершеннолетия;
ст. 52 – равенство всех детей, запрет на любое насилие над ребенком; государство опекает детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
ст. 55 – право граждан на оспаривание действий власти в судах, включая Конституционный, и обращение к омбудсмену; право на обращение в международные суды; право на защиту любыми законными методами от посягательств на свои права и свободы;
Читайте: Война и свой путь для Украины – результаты соцопроса
ст. 56 – право на возмещение за счет государства или местных властей материального и морального ущерба, причиненного государством или местным самоуправлением;
ст. 57 – защищает право на знание своих прав и обязанностей, а также обязует в обязательном порядке публиковать законы и прочие акты, определяющие права и свободы граждан;
ст. 58 – закон не имеет обратной силы;
ст. 59 – право граждан на профессиональную правовую помощь;
ст. 60 – право граждан на невыполнение заведомо преступных распоряжений; юридическое преследование за выдачу и/или выполнение заведомо преступного распоряжения;
ст. 61 – запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение;
ст. 62 – гарантирует презумпцию невиновности; обвинение не может базироваться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также допущениях со стороны обвинения; все сомнения относительно доказанности вины трактуются в пользу подозреваемого;
ст. 63 – гарантирует право на защиту и отсутствие ответственности за отказ в даче показаний или пояснений в отношении членов своей семьи или близких родственников.
Кроме того, эта же статья закона “О правовом режиме военного положения” прямо запрещает проведение забастовок, массовых собраний и акций. Пока действует военное положение, запрещены все референдумы.
Какие именно права предложит ограничить президент Петр Порошенко – мы должны узнать сегодня.
Но в любом случае бизнесу быть готовым к отзывам зарубежных гарантий и финансового участия. А местным властям – о получении иностранных кредитов на развитие инфраструктуры. Поскольку введение военного положения – классический форс-мажор, на основании которого разрываются договора и контракты.
Власть – военным
Статья 8 закона “О правовом режиме военного положения” вызывает у оппонентов Петра Порошенко особенно много вопросов, поскольку в ней на военных возлагается право (и обязанность) запрещать мирные акции и изымать любое имущество – у граждан, предпринимателей, государственных предприятий.
Приводим немалый список прав и полномочий военного командования и военных администраций (ВА). При военном положении они смогут:
-
устанавливать усиленную охрану и особый режим работы на важных объектах национальной экономики и жизнедеятельности, перечень которых утверждается Кабмином;
-
вводить, в соответствии с порядком, трудовую повинность для трудоспособных граждан, которые не задействованы в сферах обороны и жизнеобеспечения и ГО; за выполняющими трудовую повинность сохраняется текущее место работы;
-
использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности на нужды обороны, изменять режим их деятельности и условия труда;
-
принудительно отчуждать имущество, которое находится в частной или коммунальной собственности; изымать имущество госпредприятий и выдавать на это соответствующие документы установленного образца.
После окончания военного положения, все сохранившееся имущество должно быть возвращено владельцам, выплачены все компенсации. Если это правило не выполняется, бывший владелец может обратиться в суд, а также требовать адекватную замену утраченному имуществу, сказано в статье 23 закона.
Продолжаем список прав/полномочий/обязанностей ВА:
-
вводить комендантский час и режим светомаскировки;
-
устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан и иностранцев, а также движение транспорта;
-
проверять документы, проводить осмотр вещей, транспорта, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
-
запрещать проведение мирных собраний, митингов, походов и демонстраций, прочих массовых акций;
-
поднимать вопрос о запрете политических партий, общественных объединений, если их действия направлены против Украины;
-
ограничивать или запрещать выбор места нахождения или проживания на территории, где действует военное положение;
Читайте: Только 8% призывников в Киеве являются на участки
-
регулировать работу предприятий телекоммуникации, полиграфии, издательств, теле- и радиоорганизаций, СМИ; использовать их мощности для проведения разъяснительной работы среди военных и населения;
-
в случае нарушения требований мероприятий правового режима военного времени изымать у граждан, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности любое телекоммуникационное и медийное оборудование;
-
запрещать торговлю оружием, сильнодействующим химическими и ядовитыми веществами, алкоголем;
-
устанавливать особый режим в сфере производства и реализации медпрепаратов, в состав которых входят наркотики, психотропы, прекурсоры и прочие сильнодействующие вещества, перечень которых устанавливает Кабмин;
-
изымать обучающую и боевую технику, взрывчатку, радиоактивные вещества, сильнодействующие химические и отравляющие вещества;
-
запрещать гражданам, которые находятся на воинском или специальном учете в Минобороны, СБУ или СВР менять место проживания без разрешения;
-
устанавливать для граждан и юрлиц повинность по поселению в квартирах военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и пр.;
-
проводить эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;
-
вводить в случае необходимости нормы по обеспечению населения едой, лекарствами и непродовольственными товарами;
-
за нарушение вышеизложенных норм устранять с должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций – и назначать на их места своих людей (форма собственности предприятий, учреждений и организаций в законе не регламентируется);
-
интернировать иностранцев, чье государство угрожает нападанием или уже напало на Украину;
-
эвакуировать задержанных, которые находятся в СИЗО, этапировать их.
Вероятно, законопроект Порошенко, который сегодня будут рассматривать народные депутаты, будет дополнительно регламентировать эти нормы.
Новый орган власти – военные администрации
Несколько объемных статей закона “О правовом режиме военного положения” описывают военные администрации (ВА). Так, статья 4 закона обязывает районные и областные советы ВА, делегировать им часть своих полномочий и финансировать за счет местных бюджетов.
В регионах, где местная власть в силу различных причин не полномочна, военные администрации создает президент, и финансируются они из госбюджета.
Объем полномочий ВА описан в статье 15 закона “О правовом режиме военного положения” и насчитывает более 50 пунктов.
Приведем большую часть этих полномочий, опустив те, которые априори относятся к вопросам безопасности (мобилизация, обеспечение армии, порядок на границе, сотрудничество с другими органами власти и пр.):
-
привлекают на договорных основаниях любые предприятия, учреждения и организации к участию в комплексном социально-экономическом развитии сел, поселков и городов;
-
составляют и утверждают местный бюджет, вносят в него изменения;
-
устанавливают местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате;
-
устанавливают коммунальные тарифы, кроме тарифов от НКРЭКУ;
-
привлекают на договорных основаниях средства населения и любых предприятий на социальную и производственную инфраструктуры, а также охрану природы;
-
управляют коммунальными объектами ЖКХ, бытового и торгового обслуживания, транспорта и связи;
-
устанавливают для коммунальных предприятий размер прибыли, который должен быть отчислен в местный бюджет;
-
приватизируют и отдают в аренду коммунальное имущество;
-
предоставляют градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков;
-
управляют коммунальными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, спорта;
-
распоряжаются средствами на похороны ветеранов, одиноких и малообеспеченных граждан; содержат в порядке кладбища;
-
содействуют организации военного призыва и бронируют рабочие места для военнообязанных;
-
решают вопросы регулирования земельных отношений (кроме вопросов отчуждения земельных участков из коммунальной собственности и предоставление таких участков в аренду более, чем на один год);
-
выдают разрешения на специальное пользование ресурсами местного значение не более, чем на год;
-
отменяют акты местных исполкомов – в случае их незаконности;
-
устанавливают местные правила благоустройства и торговли;
-
досрочно распускают ОСН-ы;
-
создают архивы;
-
решают вопросы уборки, транспортировки и утилизации бытовых отходов, а также захоронению животных;
-
организовывают местные рынки;
-
устанавливают режимы работы для коммунальных предприятий торговли, питания и бытового обслуживания;
-
утверждают маршруты и графики движения общественного транспорта, в том числе – частного.
Читайте: Столичной общине могут вернуть 30% Борщаговского химфарма
Складывается впечатление, что в стране будет сформирована еще одна ветвь – президентская вертикаль власти, которая постарается по максимуму откусить полномочия у органов местного самоуправления.
Можно спрогнозировать, что у многих местных элит это вызовет глубокое недовольство.
Сегодня в стране действуют две областные военно-гражданские администрации – Донецкая и Луганская. Но по объему своих полномочий им далеко до военных администраций, которые возникнут после введения военного положения.
Что послужило поводом для введения военного положения
О необходимости принятия военного положения в Украине говорится 4,5 года. Но президент и его союзники из “Народного фронта” решились на этот шаг только вчера. Поводом к этому стал инцидент возле моста, ведущего с Кубани в Крым.
Рано утром корабль ВМС РФ не пустил в Азовское море украинский буксир “Яни Капу”, который с малыми бронекатерами “Бердянск” и “Никополь” следовал из Одессы в Мариуполь. Россияне протаранили буксир, после чего захватили все три судна, ранив несколько украинских моряков.
Россияне также перекрыли проход по Керченским мостом танкером и подняли вертолеты.
Перекрытие прохода под мостом
Вчера днем в районе Керченского моста образовалась настоящая пробка из судов.
Пробка в районе моста
Вчера днем были опубликованы переговоры украинских моряков, где можно расслышать запрет нашим военным на применение оружия.
Весь состав ВМС Украины был поднят по тревоге.
Ближе к вечеру появилась официальная позиция ВМС Украины, обвиняющая Россию в нападении на наши морские силы. Ближе к ночи были подняты по тревоге все военные прокуратуры, сообщил генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в Facebook.
За полночь ФСБ России подтвердило захват украинских суден и применение оружия против наших моряков, вследствие чего трое из них были ранены.
Постпред Украины в ООН Владимир Ельченко сообщил в своем Twitter, что Украина инициирует немедленное заседание Совбеза.
Первым отреагировал Евросоюз. Спикер ЕС по вопросам иностранным делам и политики безопасности Майя Косьянчич заявила: “Мы ожидаем, что Россия возобновит свободный проход в Керченском проливе… Строительство Керченского моста состоялось без согласия Украины и стало очередным нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины”.
Вскоре Украина попросила ЕС о введении дополнительных санкций против России, сообщил посол Украины в ЕС Павел Точицкий.
“ЕС должен действовать решительно и резко”, – написал посол, призвав верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини поднять этот вопрос на заседании совета зарубежных дел уже сегодня, 26 ноября.
Также спикер НАТО Оан Лунгеску сказал, что Альянс призывает Россию обеспечить беспрепятственный доступ к украинским портам на Азовском море, в соответствии с международным правом.
К этим заявлениям постепенно присоединяются западные страны.
Читайте: Кличко и Кононенко нет в санкционном списке Путина
Фото: официальный сайт президента Украины