Повинуясь неумолимому украинскому тренду, подсказывающему руководителям разных уровней идею о том, что для демонстрации открытости и прозрачности власти как нельзя лучше подходит Facebook, Киевская облгосадминистрация поручила мэрам и председателям РГА области в срочном порядке создать аккаунты в социальной сети. И если для некоторых из них подобная деятельность не нова, то для иных понадобились многостраничные руководства пользователя, заботливо созданные сотрудниками КОГА.
Освоение facebook руководителями Киевской области должно состояться прямо завтра. Ожидается, что в соцсети появится около 40 аккаунтов глав РГА и мэров городов Киевщины. Как стало известно KV, соответствующее поручение направил на места первый замглавы Киевской ОГА Лев Парцхаладзе.
Согласно сообщению пресс-службы КОГА, мэры и главы РГА должны будут публиковать в соцсети информацию о жизни вверенных им городов и районов, комментировать ключевые события в стране и напрямую общаться с жителями. Таким образом, по мнению КОГА, власть на местах якобы сможет стать более открытой, граждане оперативнее будут узнавать о новшествах и, возможно, даже влиять на руководство.
Сколько из новосозданных аккаунтов будут личными, а сколько – с пометкой “official” – пока неясно. Понятно одно: освоение ФБ для многих из местных “керманычей” станет долгосрочной головной болью, как PR-инструмент для области facebook занимает далеко не первое место, а прозрачность и открытость власти далеко не зависит от деятельности в соцсетях.
О новичках и “бывалых”
Немалое количество местных руководителей уже успели завести аккаунты и освоиться в facebook. Так, мэра Василькова Сергея Сабова можно назвать одним из самых “фейсбучных” мэров Киевщины. Васильковский городской глава имеет также несколько площадок для деятельность в facebook – персональную и публичную страницы, которые, правда, по содержанию отличаются не многим. К слову, мэр Василькова – чуть ли не единственный среди представителей местной власти, который публикует селфи и собирает “лайки”, выставляя на всеобщее обозрение свежий газон у себя во дворе.
Имеет в fb свой личный “уголок” мэр Бучи Анатолий Федорук. Пользователи соцсети отмечают, что временами мэр Бучи, в отличие от своих коллег, бывает не скуп на “лайки”. Кроме того, в соцсети зарегистрирована публичная страница “Бучанский городской глава”.
За ними следуют глава Яготинского горсовета Наталья Дзюба, предпочитающая перепост чужих крылатых выражений и глава Белоцерковской РГА Вадим Маршалок, в паблике которого можно почитать о здоровом питании, животных, народной медицине.
Отличаются активностью в соцсети председатели горсоветов Украинки Павел Козырев и глава тетиевского горсвета Руслан Майструк, страницы которых пестрят не только постами о должностной деятельности, но и разнообразными видеоподборками, репостами пабликов и т.д.
Чуть менее активен в соцсети глава Васильковской РГА Владислав Одинец. Похоже, единственный высокопоставленный “фейсбучник” Киевщины, публично принявший участие в известном флешмобе IceBucketChallenge.
В категорию “бывалых” можно отнести также и страницы, относительно которых нет уверенности, что их ведение не отдано на “аутсорс” пресс-службе. В эту категорию стоит отнести страницу городского главы Ирпеня Вадимира Карплюка, мэра Фастова Михаила Нетяжука и главы Вишневского горсовета Ильи Дикова, которые, хоть и информируют граждан о своей работе, однако, на вопросы никогда не отвечают. Мэр Броваров Игорь Сапожко также зарегистрирован в fb, где в личных постах информирует о жизни города и достижениях мэрии.
После избирательной кампании в Переяслав-Хмельницкий горсовет 2014 года нынешний мэр Тарас Костин, похоже, самостоятельно так ничего и не писал. Его ленту ведут, скорее, партийные соратники и чиновники ОГА, которые иногда отмечают Переяслав-Хмельницкого городского главу в своих постах и отчетах. Зато нынешний глава Вышгородской РГА Александр Горган начал активно “фейсбучить” и выкладывать свои дневные планы именно после назначения в райгосадминистрацию.
Аналогичная ситуация со страницей мэра Вышгорода Виктора Решетняка, который баллотировался в парламент осенью прошлого года. Его последний пост датируется 16 октября – за неделю до выборов.
Читайте также: Руководитель милиции Киевщины заставит начальников райотделов завести аккаунт в Facebook
Не смотря на активное внедрение соцсетей в политическую жизнь региона, весомая часть чиновников прекрасно себя чувствует и без такого информационного инструмента. До сих пор без аккаунта в facebook, например, городской глава самого большого города Киевской области – Белой Церкви – Василий Савчук, нет аккаунта у городского главы Борисполя Анатолия Федорчука, городского председателя Обухова Александра Левченко, мэра Березани Анатолия Дунаенко, поселкового главы Бородянки Виктора Трухана. Нет и никогда не было на facebook страницы председателя Славутичского горсовета (его обязанности выполняет секретарь горсовета Юрий Фомичев), главы Барышевского – Владимира Коцюрбия, главы Богуславского горсовета Вячеслава Дяченко, поселкового главы Володарки Евгении Короленко, председателя Згуровки Павла Ткачука, главы Иванковского поссовета Александра Полищука, кагарлыкского городского главы Александра Панюты, макаровского поселкового главы Александра Иващенко и многих других.
К тому же, некоторые местные руководители и вовсе не получили указаний по поводу регистрации в facebook. Например, городской глава Ржищева Николай Спичак понятия не имеет, о чем речь.
“В мэрию не приходило никаких писем по этому поводу. Первый раз слышу”, – отметил KV Николай Спичак.
И.о. главы Богуславской РГА Анатолий Резниченко отметил KV, что лично он заводить аккаунт в соцсети не собирается. Однако, во исполнение указаний ОГА, на fb появится страница под именем “Глава Богуславской районной государственной администрации”, которой сможет пользоваться не только нынешнее руководство, но и “последователи” в будущем.
Как мэров и глав РГА учат собирать лайки
Однако, насколько готовы местные власти Киевщины пользоваться благами facebook, вопрос пока что открытый. Похоже, в этом сомневаются даже высокопоставленные обитатели ОГА: не зря вместе с поручением чиновники получили еще и подробную инструкцию на 9 страницах, как регистрироваться в facebook, добавлять друзей, загружать аватарки, делать посты в соцсети. Любопытно, что в инструкции имеется даже детальное описание, как “лайкать” материалы. Однако, конкретных указаний по поводу, того, что “постить” и кого “лайкать” местные власти Киевщины не получили. Зато, согласно инструкции, должны каждодневно обзаводиться как минимум пятнадцатью новыми друзьями в соцсети.
Инструмент пиара
Для развитых стран активность властей в fb – дело обычное, что связано с растущим количеством пользователей соцсети.Так, например, в США фейсбуком пользуется 156 млн человек, в Индии – 44 млн, в Великобритании – 30 млн, Франции и Германии – 24 и 23 млн соответственно. Украинский сегмент соцсети представлен только 1,8 млн. пользователей, 49% из которых, по данным facebook – мужчины, а 51% – женщины.
Что позволяет некоторым экспертам с долей скептицизма относиться к нему как к инструменту “открытости” и повышения доверия со стороны граждан из небольших городков и сел Украины.
В идеале социальная сеть действительно может стать самым сильным звеном в общении чиновников и самоуправленцев с аудиторией. Как отметил KV политтехнолог Сергей Гайдай, на нынешнем этапе развития соцсетей у высокопоставленных государственных деятелей нет выбора, регистрироваться на facebook или нет.
“Социальная сеть не требует больших материальных затрат, в отличии, к примеру, организации конференций, рекламы. Здесь, на фейсбуке, можно планировать свой рабочий день, обеспечить себе новостную ленту, проводить совещания и заседания. Всеобщий советский стереотип а-ля “я не создан для сидения в этих вот сетях” демонстрирует на самом деле, что человек просто обязан там находиться”, – прокомментировал KV Сергей Гайдай.
Согласен с ним и политический эксперт Константин Новопольский, также считающий, что публичный чиновник “обязан быть в соцсети”.
“Проблема большинства региональных политиков в том, что они понимают: соцсети надо, но нафига это надо, объяснить не могут. Если взять Киевскую область, то инициатива Парцхаладзе – не нова. С зимы по поручению начальника областного главка МВД все районные и городские милицейские чины завели себе “фейсбучек”. В итоге на их страницах, в лучшем случае, можно почитать сообщения пресс-службы МВД. Не удивлюсь, если мэры и чиновники Киевской области прибегнут в итоге к подобной практике. Следует также отметить, что после событий с дочерьми гаишника Ершова, все власть имущие стали бояться ФБ. Посему, дабы чего не вышло, они будут вести себя аккуратно и вынесут на страницы соцсети упорядоченный номенклатурный контент, читать который будет очень скучно и мало полезно”, – считает Константин Новопольский.
Впрочем, в преддверии избирательной кампании тотальная активность в facebook становится вполне предсказуемой даже без инициатив “сверху”. Вероятно, ближе к началу осенней предвыборной кампании страницы потенциальных кандидатов будут расти, как грибы после дождя. Однако, даже такая тенденция на Киевщине может быть вполне ситуативной.
Не менее важный вопрос – готова ли аудитория Киевщины должным образом принимать представителя властей в online-режиме. К примеру, депутату областного совета Руслану Голубу “недруги” до сих пор припоминают курьезное общение с электоратом накануне парламентских выборов: беспечные пенсионеры без стеснения благодарили своего фаворита за предвыборные “подарки” прямо на его странице.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook