Правительства Владимира Гройсмана (на фото слева) и Алексея Гончарука (на фото справа) провалили выполнение госбюджета-2019. Почти на треть от плана упали поступления от Гостаможни, объем ОВГЗ в руках нерезидентов Украины вырос в 18 раз, укрепление гривны привело к сокращению экспорта и потере части внешних рынков, иностранные инвестиции не зашли и никто не хотел покупать госсобственность, выставленную на приватизацию.
Об этом KV стало известно из решения Счетной палаты (СП) №9- об исполнении госбюджета-2019 года по результатам изучения соответствующего ежегодного отчета правительства, поданного Кабмином Дениса Шмыгаля.
Этот ежегодный отчет правительства 25 марта был одобрен его распоряжением №340-р и 26 марта направлен в СП. Согласно документу, госбюджет-2019 был выполнен по доходной части на 998 млрд гривен, а по расходной – на 1,1 трлн гривен.
18 июня 2020 года ВР утвердила отчет Кабмина о выполнении госбюджета-2019.
СП на основе анализа этого документа пришла к выводу, что в прошлом году Кабмин (точнее два Кабмина, – KV) не выполнил основной финансовый документ страны на 38 млрд гривен (3,7%), что является самым большим показателем с 2015 года.
Отдельные доходы перевыполнены на 44 млрд гривен. При этом, плановые показатели по некоторым доходам не выполнены на 82 млрд гривен. Указывается, что это связано с некачественным или недостаточным:
-
макроэкономическим прогнозированием;
-
законодательным регулированием;
-
планированием налогов Министерством финансовом;
-
неэффективной работой Государственной налоговой службы (ГНС).
В частности, СП указало на следующие недовыполнения доходной части госбюджета:
-
план поступлений с ввезенных товаров не выполнен на 33 млрд гривен (10%);
-
план поступлений акцизного налога не выполнен на 6 млрд гривен (19%);
-
план по поступлениям от ренты за недропользование;
-
поступления от ренты за недропользование сократились на 11 млрд гривен (22%) полностью за счет газа;
-
недополучение НДС с товаров, работ и услуг внутреннего производства прогнозируемо составило 5,7 млрд гривен (6%);
-
плановый показатель рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом не выполнен на 137 млн гривен (5,3%).
-
на 23% вырос налоговый долг субъектов хозяйствования.
Государственная таможенная служба (ГТС) не выполнила план работы на 29 млрд гривен (7,3%). При этом ГНС, несмотря на не вполне эффективную работу, перевыполнила план на 2,3 млрд гривен (0,5%).
Более четверти госбюджета финансировалось за счет заимствований. При этом внешние заимствования составили 52%.
Поступления от облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) составили 346 млрд гривен. При этом их количество, находящееся в собственности нерезидентов Украины, выросло в 18 раз – с 6,3 млрд до 116 млрд гривен. Это увеличило риски дестабилизации финансовой ситуации в стране, снижения золотовалютных резервов (ЗВР) НБУ и обесценивания гривны, отмечается в решении СП.
Отметим, покупателей-нерезидентов привлекали высокие ставки по ОВГЗ, за что очень критиковали министра финансов Оксану Маркарову, которая возглавляла Минфин в правительствах Владимира Гройсмана и Алексея Гончарука. Звучали мнения, что высокие ставки по ОВГЗ лоббировал пятый президент Петр Порошенко. И известно, что в 2019 году на ОВГЗ заработал нынешний президент Владимир Зеленский.
Укрепление гривны в 2019 году привело к недополучению 31,7 млрд гривен доходов. Также ревальвация гривны привела к снижению конкурентоспособности отдельных товаров украинского экспорта на мировых рынках и их вытеснения из внутренних рынков – вследствие роста импорта. Так, в результате падения спроса на украинскую молочку на мировых рынках, ее экспорт, сократился на 15 %, а импорт одновременно вырос на 60%.
На ревальвацию гривны, по мнению СП, в большей степени повлиял выкуп нерезидентами Украины значительного объема ОВГЗ. В меньшей степени на укрепление гривны оказали влияние денежные переводы украинцев, работающих за рубежом (12 млрд долларов).
Приватизация в 2019 году принесла в госбюджет 200 млн гривен (21%). Учитывая, что ранее план Фонда госимущества был снижен в 24 раза, то приватизации не было вовсе.
Из отчета СП следует, что промышленность пребывала в рецессии: уменьшились объемы поставок электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха, а также продукции добывающей промышленности. Одним из факторов указанного стал импорт электроэнергии: по данным ГНС за год вырос в 87 раз – до 121 млн долларов. 36% процентов импорта электроэнергии были из Беларуси.
Кроме того в 2019 году не были выполнены:
-
план по притоку прямых иностранных инвестиций в объем 4-4,5 млрд долларов;
-
правительственный “План мероприятий на 2019 по реализации Стратегии преодоления бедности” (распоряжение Кабмина №86-р от 20 февраля 2019 года), который предусматривал, внедрение новых (международных) подходов к формированию прожиточного минимума.
Расходы госбюджета также оказались не выполненными на 54 млрд гривен (4,8%). На плановые расходы, в том числе, повлияли:
-
низкая исполнительская дисциплина участников бюджетного процесса;
-
расходы на соцпрограммы;
-
экономия расходов на обслуживание госдолга (общий объем госдолга вследствие ревальвации гривны уменьшился до 2 трлн гривен, на его погашение в 2019 году из бюджета потрачено 474 млрд гривен (33% всех расходов).
При этом расходы на Пенсионный фонд (ПФ) составили 17% расходов госбюджета, поскольку в ПФ было направлено на 15 млрд гривен (8,8%) больше, чем планировалось.
Отмечается, что правительство Алексея Гончарука в декабре 2019 года потратило из общего фонда госбюджета в 2,1 раза больше, чем в среднем за месяц. Из-за дефицита ресурсов общего фонда стали использоваться средства единого казначейского счета, что привело к задолженность общего фонда госбюджета в размере 1,7 млрд гривен.
Показатель бюджетной безопасности (отношение расходов на обслуживание и погашение госдолга к доходам госбюджета) вырос, по сравнению с 2018 годом, на 8,8% – до 47%. Это почти в три раза выше критического уровня (16 %).
СП отметила, что продолжается неэффективное использование денег в виде отдельных субвенций для местных бюджетов, в частности:
-
предоставление субвенций в меньших объемах;
-
наличие на счетах местных бюджетов на конец года неиспользованных средств;
-
соцвыплаты за счет субвенций, в том числе, семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам и не предусмотренные законодательством.
Читайте: Глава Счетной палаты Валерий Пацкан хочет проверять местные бюджеты
СП – это конституционный орган при Верховной Раде (СП), который контролирует использование денег из государственного бюджета. С 15 марта 2018 года СП возглавляет Валерий Пацкан (на фото в центре), который на внеочередных парламентских выборах в 2012 году был избран депутатом от “Блока Петра Порошенко” по квоте партии “УДАР” Виталия Кличко, и вначале занял кресло первого зампреда комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений – председателя подкомитета по связям с украинцами, проживающими за рубежом.
Напомним, главой Кабмина до конца августа 2019 года был Владимир Гройсман, а с 29 августа и до начала марта 2020 года правительство возглавлял Алексей Гончарук. 4 марта с.г. ВР уволила Гончарука с его правительством и назначила Кабмин во главе с Денисом Шмыгалем.
Читайте: Рада поддержала секвестр госбюджета-2020
Фото: коллаж KV