Владельцы почти всех отечественных телеканалов телеканалы не скрывают своих симпатий к тем или иным кандидатам в президенты. Ринат Ахметов продвигает Олега Ляшко и Александра Вилкула. Сергей Левочкин – Юрия Бойко. Виктор Медведчук – Петра Порошенко. Игорь Коломойский – Владимира Зеленского. А Виктор Пинчук предусмотрительно рекламирует всех.
Об этом KV стало известно из промежуточного отчета по результатам независимого мониторинга освещения в медиа президентской избирательной кампании в Украине, который опубликовала коалиция общественных организаций, специализирующихся на анализе СМИ (“Комиссия по журналистской этике”, “Платформа прав человека”, “Украинский институт медиа и коммуникации” и “StopFake”).
Эксперты изучили новостные программы наиболее рейтинговых телеканалов, и пришли к выводу, что некоторые из них заняли ярко выраженную политическую позицию.
ТРК “Украина” (собственник Ринат Ахметов). Симпатии ТРК на стороне кандидата в президенты нардепа Александра Вилкула (выдвинут партией “Оппозиционный блок – За мир и развитие”). Критика в адрес другого кандидата в президенты, нардепа Юрия Бойко (самовыдвиженец) исключенного из фракции “Оппозиционный блок” за переход в партию Вадима Рабиновича и создавшего вместе с ним партию “Оппозиционный блок – За жизнь”.
“1+1” (собственник Игорь Коломойский). Симпатии на стороне артиста Владимира Зеленского (выдвинут партией “Слуга народа”) и нардепа Александра Шевченко (выдвинут партией “УКРОП”). Критика – в адрес действующего президента Украины Петра Порошенко (самовыдвиженец).
“ICTV”, “СТБ” (входят в медиахолдинг Виктора Пинчука): занимают более-менее равноудаленную позицию по отношению к разным политическим субъектам.
“Интер” (собственники: олигарх Дмитрий Фирташ и нардеп Сергей Левочкин). Симпатии всецело на стороне кандидата в президенты Юрия Бойко.
“NewsOne”, “112 Украина” (официальный собственник – нардеп Тарас Козак, близкий к Виктору Медведчуку). “NewsOne”, в основном, показывает в выгодном свете Юрия Бойко. “112 Украина” промоутирует Юрия Бойко и Петра Порошенко.
“Прямой” (официальный собственник бывший нардеп от Партии регионов Владимир Макеенко, по данным СМИ, реально контролирует первый замглавы фракции БПП в ВР Игорь Кононенко) и “5 канал” (собственник – Петр Порошенко). Симпатии – откровенно на стороне действующего президента. На “Прямом” – жесткая критика Юлии Тимошенко (выдвинута ВО “Батькивщина”) и Владимира Зеленского.
Читайте: Обзор ставок букмекеров: Зеленский обходит Тимошенко, Порошенко по-прежнему номер один
Нейтральную позицию занимает “UA:Перший” (входит в систему Общественного вещания). Им руководит Зураб Аласания, которого в медиа-тусовке традиционно относят к сфере влияния министра внутренних дел Арсена Авакова (оба харьковчане, Аласания ранее руководил СМИ Авакова).
ТРК “Украина”
Наибольшую долю освещения в новостях в прайм-тайм получила “Радикальная партия” Олега Ляшко и “Оппозиционный блок” (по 20%). Далее идут президент Петр Порошенко (15%), правительство (13%) и ВО “Батькивщина” (11%).
Ляшко, “Оппоблок” и Порошенко в новостях показывали главным образом нейтрально или позитивно. А правительство Владимира Гройсмана – нейтрально или негативно.
Среди кандидатов в президенты лидерами показа в новостях на “Украине” стали Олег Ляшко (выдвинут партией “Радикальной партией”), Петр Порошенко (самовыдвиженец), Юлия Тимошенко и Александр Вилкул.
Кандидатами, которые получили больше негатива, нежели позитива, стали Юрий Бойко и Александр Шевченко.
“1+1”
Этот телеканал продемонстрировал симпатию сразу к Владимиру Зеленскому и Александру Шевченко.
Владимир Зеленский получил наибольшее время в эфире. Второе и третье место по выделенному времени занимают Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Освещение Зеленского было исключительно позитивным.
Другой фаворит позитивного показа на “Плюсах” – Александр Шевченко. 18 января с.г., по мнению медиа-экспертов, на канале вышел несбалансированный сюжет о нем: “Речь идет о случае, когда будто бы представители СБУ закрасили часть билбордов с политрекламой А. Шевченко, в частности, фразу “Приберемо порох з наших осель”. В сюжете предоставлено слово представителям партии УКРОП, представлено официальную позицию коммунального предприятия, которое давало разрешение на размещение наружной рекламы. Однако отсутствуют комментарии правоохранительных органов, как и подтверждение того, что именно СБУ требовало закрасить часть билбордов. Сюжет подано так, будто власть притесняет А. Шевченко, и это опосредованно связывается с Петром Порошенком”.
ICTV
Наибольшее внимание в новостях про выборы и политику на этом канале получило правительство (27%). О деятельности Кабмина в новостях говорилось нейтрально или позитивно.
Преимущественно позитивную тональность получили и материалы о политических партиях – в связи с активностью выдвинутых ими кандидатов в президенты. В новостях часто показывали региональные поездки кандидатов, которые, впрочем, по замечанию мониторинга, не несут особой новостной ценности.
“Интер”
В новостях про политику наибольшее время занимают сюжеты про “Оппозиционную платформу – за жизнь” (37%) и кандидата в президенты Юрия Бойко. Тональность информационных материалов исключительно положительная (на 91%).
Кроме Юрия Бойко, также присутствуют (Петр Порошенко, Сергей Каплин (выдвинут “Социал-демократической партией”) и Юлия Тимошенко. В их адрес нет критики.
В то же время, сюжет про выдвижение в президенты 29 января с.г. Юрия Бойко длился 11 мин. 27 сек., что беспрецедентно много для новости в информационном выпуске.
СТБ
Правительство стало политическим игроком номер один на этом канале в новостях (31%). Второе место – у президента (25%). Затем следуют “Оппозиционный блок” (18%) и ВО “Батькивщина” (13%). Деятельность правительства канал освещал нейтрально, а президента и названных политсил – позитивно.
Все Кандидаты в президенты получили позитивную тональность: Петр Порошенко, Александр Вилкул, Юлия Тимошенко и Анатолий Гриценко (выдвинут партией “Гражданская позиция”).
Петра Порошенко показывали в новостях канала, главным образом, в контексте Томоса, модернизации армии, российской агрессии. Прочие кандидаты довольствовались показом их агитационных мероприятий – встреч с избирателями и т.п.
“Прямой”
Этот телеканал целиком и полностью на стороне Петра Порошенко. Ему посвящены 45% времени в новостях (с лучшей стороны). В период мониторинга в новостях “Прямого” интенсивно освещались поездки Порошенко по стране в связи с созданием Православной Церкви Украины.
Сюжеты про Владимира Зеленского и Юлию Тимошенко чаще имели негативный окрас.
Также эксперты зафиксировали в эфире 31 января с.г. (в выпусках 18:00 и 19:45) некорректное представление результатов социологии: “На выведенном на экран [ телевизора графике видно, что 23% проголосовали бы за Владимира Зеленского, 15,7% за Юлию Тимошенко, 16,4% за Петра Порошенко. Но ведущий дает собственную оценку, представляя этот рейтинг. Он называет Зеленского ставленником Коломойского, Тимошенко – такой, “которая утрачивает лидирующие позиции”, а Порошенко “лишь начал предвыборную агитацию, и его рейтинг стремительно возрос за последние два месяца”. Также ведущий делает вывод, что рейтинг П. Порошенко будет возрастать и далее – чем явно в этом случае отдает преимущество одному из кандидатов, что в новостях недопустимо”.
“NewsOne”
Демонстрирует свою поддержку партии “Оппозиционная платформа – За жизнь” и Юрия Бойко. Большинство политических новостей касались именно этих политических субъектов (63%), которые упоминались в позитивном русле.
Каждый день мониторинга в новостях присутствовали сюжеты с комментариями Юрия Бойко или Виктора Медведчука, и каждый раз видеоряд сюжетов содержал логотип (или другие элементы визабилити) политической силы “Оппозиционная платформа – за жизнь”.
“112 Украина”
Наибольшая доля у Петра Порошенко (54% – позитив, 31% – негатив). второй по времени – Юрий Бойко, чей образ в новостях только в позитиве (он изображался в период мониторинга активным борцом за снижение цен на коммунальные услуги).
“5 канал”
Сосредоточился в новостях в прайм-тайм на освещении деятельности действующего президента, который баллотируется на второй срок.
“Если сравнить время подачи информации про Петра Порошенко со временем освещения других кандидатов в президенты, то он получил приблизительно в 13 раз больше времени, нежели один из его главных соперников (Юлия Тимошенко), и больше эфирного времени, чем все остальные кандидаты вместе взятые”, – сказано в мониторинге.
По их подсчетам, президент и правительство получили в новостях почти половину эфирного времени (26% и 22%, соответственно), и почти стопроцентно положительную тональность в материалах.
И хотя “прямую речь” президента в сюжетах подавали в принятых временных рамках (до 25 сек.), но могли ставить несколько “синхронов” в одном материале, давая временное преимущество перед другими героями сюжета, – отмечают эксперты.
“UA:Перший”
Этот канал, являющийся частью системы Общественного вещания, в период мониторинга не занимался широким освещением избирательной кампании вообще, считают эксперты. Телеканал основное внимание уделил деятельности Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и процедурным вопросам, связанным с выборами.
Вместе с тем, в новостях канала не были представлены политические взгляды кандидатов в президенты. Даже действующему президенту не было уделено столько времени, как это делали на частных телеканалах.
Эксперты отследили при поддержке Совета Европы с 14 января по 3 февраля с.г. то, как электронные и онлайн-СМИ подавали в информационном пространстве ход предвыборной гонки и активность ее участников.
В ближайшее время читайте вторую часть анализа отчет экспертов, посвященную интернет-изданиям.
Читайте: За выход во второй тур с Зеленским соревнуются Тимошенко и Порошенко – результаты соцопроса
Первый тур выборов президента состоится 31 марта. Если в первом туре никто из кандидатов не наберет более 50% голосов, второй тур выборов пройдет 21 апреля.
Выборы президента обойдутся налогоплательщикам в 2 млрд 354 млн 880 тыс. гривен.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) зарегистрировала 44 кандидата в президенты. До 7 марта кандидаты могут взять самоотвод. Залог за участие в выборах в размере 2,5 млн гривен в случае добровольного снятия не возвращается.
Читайте: Обзор ставок букмекеров: Зеленский обходит Тимошенко, Порошенко по-прежнему номер один
Фото: коллаж KV