Трамвайные узлы Кличко: что поставит КГГА на новые и старые рельсы в столице

Трамвайные узлы Кличко: что поставит КГГА на новые и старые рельсы в столице

До конца 2019 года Киев должен обзавестись 30 новыми современным низкопольными трамваями. После подписанного в конце минувшего года договора с ООО “Татра-Юг”, в апреле 2019 года КП “Киевпастранс” заключило еще два договора на закупку трамваев: с львовским ООО “СП Электронтранс” и польской компанией Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz SA. Общая сумма сделки по двум последним договорам – более 1 млрд гривен. И хотя вроде бы уже все участники рынка остались с заказами и должны быть довольны, в Госаудитслужбе заявили, что “Киевпастрансу” нужно отменить два последних тендера из-за нарушений процедуры или объяснить эти нарушения. При этом в Киевсовете считают, что в столичной госадминистрации пытаются сделать польскую Pesa монополистом и дают заказы украинским производителям лишь для отвода глаз.

Как KV стало известно из объявлений электронной системы публичных закупок ProZorro, 2 и 4 апреля 2019 года КП “Киевпастранс” (КП Київпастранс) (*) заключило два договора на закупку 20 трамваев.

Согласно договору, заключенному 2 апреля 2019 года с ООО “Совместное украино-немецкое предприятие “Электронтранс” (ООО СП “Электронтранс”) (ТОВ “Українсько-німецьке підприємство “Електронтранс”) (**), подрядчик должен поставить 10 пятисекционных трамвайных вагонов “Электрон” марки “Т5В641” длиной 30,2 метра с низким уровнем пола 100%. Стоимость соглашения составила 497,9 млн гривен (цена одного трамвая – 49,79 млн гривен).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

По условиям договора, заключенного 4 апреля с Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA (Польша) (***), подрядчик должен поставить 10 трехсекционных трамвайных вагонов “Pesa 71-414К” длиной 26,2 метра с низким уровнем пола 100%. Стоимость соглашения составила 568,4 млн гривен (цена одного трамвая – 56,8 млн гривен).

Все трамваи, согласно договорам, должны быть укомплектованы трехфазным асинхронным двигателем, развивать максимальную скорость до 70 км/час, на автономном ходу должны проезжать не менее 1 км. Также в новых трамваях должно быть 60 мест для сидения пассажиров и одно место для пассажира в кресле-коляске. Трамваи должны быть оснащены аудиосистемой с электронным языковым информатором, системой видеонаблюдения и автоматизированной системой оплаты проезда (АСОП). В салоне должно быть устройство для зарядки гаджетов (два двойных USB-порта) и место для для установки Wi-Fi-роутера с точкой подключения к питанию.

Срок эксплуатации трамваев “Электрон Т5В641” и “Pesa 71-414К” должен составить не менее 15 лет, гарантия – не менее 24 месяцев с даты ввода в эксплуатацию. Оба договора предусматривают поставку подрядчиками запасных частей к трамваям на 3 млн гривен (стекла, насосы, ремни, домкраты, кронштейны, реле, предохранители и другое).

Трамваи должны быть поставлены в обособленные подразделения КП “Киевпастранс” – Подольское и Дарницкое трамвайное депо, а также в трамвайное депо им. Шевченко. Условия договора предполагают поставку трамваев партиями, в период с 1 мая по 31 декабря 2019 года.

Как проходили тендеры

В тендере на поставку 30-метровых трамваев, в котором победило ООО СП “Электронтранс”, вторым участником было ООО “Торговый дом УКВЗ-Украина“ (ТОВ “Торговий дім УКВЗ-Україна” (****). Предложение последнего оказалось всего на 6 тыс. гривен дороже, чем у победителя. За день до проведения аукциона, 18 марта 2019 года, Госаудитслужба издала приказ о мониторинге этой закупки. Основанием для принятия указанного решения стала “информация, полученная от органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок”.

По результатам мониторинга, опубликованного 10 апреля, Госаудитслужба установила нарушения законодательства в части составления тендерной документации, в части рассмотрения и/или отклонения (не отклонение) заказчиком тендерного предложения, а также в части не отмены заказчиком закупки. В частности, в Госаудитслужбе считают, что тендерный комитет должен был отклонить предложение ООО “Торговый дом УКВЗ-Украина“, поскольку тендерное предложение участника не соответствовало условиям тендерной документации. Как следствие, “согласно ч. 1 ст. 31 закона заказчик должен был отменить торги в случае допущения к оценке менее двух тендерных предложений”. В итоге Госаудитслужба обязала заказчика устранить нарушения и в течение пяти рабочих дней со дня опубликования заключения обнародовать через электронную систему закупок информацию, свидетельствующую об устранении нарушения или аргументировать возражения к выводу, или разместить информацию о причинах невозможности устранения выявленных нарушений.

Во втором тендере, на поставку 26-метровых трамваев, конкуренцию польской Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA составило ООО СП “Электронтранс”. Предложение львовской компании оказалось самым выгодным, но было отклонено тендерным комитетом из-за якобы отсутствия справки о несудимости лица, который подписывал тендерную документацию.

Примечательно, что одна и та же справка об отсутствии судимости от ООО СП “Электронтранс” прикреплена к обоим тендерным предложениям компании по обоим тендерам. Т.е. выходит, что или тендерный комитет КП “Киевпастранс” незаконно отклонил наиболее выгодное предложение ООО СП “Электронтранс”, отдав победу полякам, или он незаконно присудил победу ООО СП “Электронтранс” в тендере на поставку 30-метровых вагонов.

Отметим, что 20 марта, на следующий день после аукциона, Госаудитслужба издала приказ о начале мониторинга и этой закупки. Причиной такому решению также послужили “выявленные признаки нарушения законодательства”. По результатам мониторинга, опубликованным 10 апреля, Госаудитслужба установила, что участник торгов – ООО СП “Электронтранс” – не предоставил аналогичный договор (поставки новых трамвайных вагонов в количестве не менее 10 единиц), вместо этого был предоставлен договор на поставку 7 трамваев. Таким образом, как указали в Госаудитслужбе, заказчик должен был отклонить предложение ООО СП “Электронтранс”, и впоследствии – отменить торги из-за участия в них менее двух тендерных предложений. В связи с этим Госаудитслужба также обязала заказчика – КП “Киевпастранс” – устранить нарушения и в течение пяти рабочих дней со дня опубликования заключения обнародовать через электронную систему закупок информацию, свидетельствующую об устранении нарушения или аргументировать возражения к выводу, или разместить информацию о причинах невозможности устранения выявленных нарушений.

О победителях

Согласно данным аналитической системы Youcontrol, компания ООО “Совместное украино-немецкое предприятие “Электронтранс” была создана в 2011 году. Она зарегистрирована во Львове, ее учредители – ООО “Автотехнопроект” (10%), ПАО “Концерн-Электрон” (64%), Предпринимательское общество Транстек F&Е (ТОВ Производство & Инжениринг) (Германия) (26%). Конечный бенефициарный собственник – Юрий Бубес. Руководителем предприятия числится Юрий Пецух. Компания входит в корпорацию “Электрон”.

ООО СП “Электронтранс” ранее поставляло трамваи во Львов и Киев. Общая стоимость договоров, заключенных ООО СП “Электронтранс” за время своего существования, составляет 934 млн гривен (без учета нынешнего договора). С КП “Киевпастранс” эта компания заключила всего 4 договора. Из них, кроме нынешнего соглашения, на поставку трамваев были еще два: в 2015 году стоимостью 183,7 млн гривен и в 2017 году – на 300 млн гривен. Еще один договор стоимостью 140,2 тыс. гривен был заключен между предприятиями на поставку блоков индикации приборной панели (данные Zакупівлі).

По информации официального сайта Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA, польская компания зарегистрирована в городе Быдгощ. Фирме – более 160 лет. Председатель правления – Кшиштоф Сендзиковски. Компания поставляет электротранспорт в Литву, Беларусь, Россию, Венгрию, Румынию, а также Италию и Германию. В августе 2017 года КП “Киевпастранс” и Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA уже заключали договор на поставку 40 трамваев длиной 26 метров. Стоимость контракта составила – 1,83 млрд гривен (данные Zакупівлі).

Стоит отметить, что оба тендера провели со второго раза. Первая попытка на закупку десяти 30-метровых трамваев была предпринята в ноябре 2018 года, однако в январе текущего года тендер был отменен “в связи с невозможностью устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок”. Тогда в торгах принимали участие ООО СП “Электронтранс”,  ООО “Торговый дом УКВЗ-Украина“ и TRAM FOR ENVI s.r.o (Чехия).

Первый же тендер на закупку десяти 26-метровых трамваев был объявлен 11 декабря 2018 года, но также был отменен в январе по аналогичной причине. Свои предложения для участия в этой закупке подавали ООО СП “Электронтранс”, Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA и чешская TRAM FOR ENVI s.r.o.

На каких трамваях возят киевлян

Напомним, в конце минувшего года КП “Киевпастранс” по результатам торгов уже закупило 10 новых трамвайных вагонов у одесского ООО “Татра-Юг” (ТОВ “Татра-Юг”) (*****). Общая стоимость закупки составила 428,88 млн гривен (42,88 млн гривен – за 1 трамвай).

Учитывая, что в эксплуатации КП “Киевпастранс” уже есть трамваи трех производителей, которые будут в 2019 году поставлять трамваи Киеву, КВ решила проанализировать их надежность.

Согласно ответу на запрос KV от Департамента транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации (КГГА), на балансе КП находится 47 трамваев производства Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA, 22 трамвая производства ООО “Татра-Юг”, и 10 трамваев производства ООО СП “Электронтранс”.

Хотя все три компании позиционируют свои трамваи, как “современные”, далеко не каждый может похвастаться высокими показателями пробега в столице. Самые низкие среднегодовые пробеги оказались у ООО СП “Электронтранс”. К примеру, трамваи 2015 года выпуска за все время прошли 68-80 тыс. км, единственный трамвай 2016 года выпуска – 16,9 тыс. км, а трамваи 2017 года выпуска – от 3,5 до 23 тыс. км.

У трамваев “Pesa” эти показатели в разы выше. Польские вагоны 2016 года выпуска имеют среднегодовые пробеги в основном 90-150 тыс. км, 2017 года выпуска – 50-90 тыс. км. При этом вагоны Pesa 2018 года выпуска почему-то практически не эксплуатируются. У КП “Киевпастранс” есть 6 таких вагонов с пробегом от 0 до 4,7 тыс. км. Такие данные вызывает вопрос: зачем закупать новые трамваи Pesa, если 6 таких единиц простаивают в депо?

Что касается ООО “Татра-Юг”, то трамваи этого производителя имеют самые высокие пробеги и ездят дольше всех. Вагоны “К-1” и “К-1М” 2010-2012 годов производства прошли уже от 300 до 500 тыс. км, а 2016 года выпуска – 100-200 тыс. км. Правда, в 2019 году ООО “Татра-Юг” должно будет поставлять новые трамваи “К-1М6”, которые ранее нигде не эксплуатировались (хотя на балансе КП “Киевпастранс” уже есть один).

Кстати, в КГГА не раз высказывали недовольство трамваями ООО СП “Электронтранс” из-за их частых поломок и сообщали, что из 10 трамваев курсирует 2-3, в то время как остальные находятся на ремонте. Очевидно, это и должно объяснять малые пробеги львовских трамваев.

С трамваями “Pesa” – тоже не все гладко. КВ ранее уже сообщала, что у польских трамваев превышена максимально допустимая нагрузка на ось, что может привести к сходу трамвая с рельсов. И такие случаи уже были . Также киевляне часто сообщали о поломках польских трамваев на линии скоростного трамвая, где они курсируют.

Полная Pesa

По информации одного из депутатов Киевсовета, пожелавшего остаться неназванным, в КГГА планируют сделать Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA основным поставщиком трамваев в столице. А два подряда на поставку трамваев были, дескать, даны украинским производителям, чтобы те были сговорчивее и не мешали КП “Киевпастранс” и полякам.

К тому же, глава КГГА Виталий Кличко пока не отказался от своих планов сделать в Киеве производство трамваев Pesa. Правда, производством это назвать особо нельзя, ведь речь идет, максимум, о крупноузловой сборке из поставленных комплектующих. И подобного рода “свои” трамваи в “Киевпастрансе” уже собирали на базе старых “T-3”, тогда их назвали  “Каштан”. Впоследствии от дальнейшей сборки “каштанов” в Киеве отказались из-за их поломок и угрозы для пассажиров. К слову, год назад возле станции метро “Лесная” у такого “Каштана” лопнул тормозной диск, который пробил пол и сломал пенсионерке ногу.

В конце октября 2018 года замглавы КГГА Дмитрий Давтян, который курирует в Киеве все вопросы транспорта, заверял, что через две недели в Киеве планируют открыть сервисный центр Pesa. “Там будет проходить крупноузловая сборка трамваев Pesa. Сейчас как раз поступает первый трамвай, который уже будет собран в Киеве. В прошлом у нас были небольшие задержки с запуском цеха. Но наша задача сделать так, чтобы они потом открыли полноценное производство – возможно, с изготовлением запчастей на территории Украины”, – сказал Давтян.

По состоянию на начало апреля 2019 года крупноузловую сборку в сервисном центре до сих пор не проводят. Причем, в КГГА так и не смогли дать внятного ответа, на каком законном основании планируется обустройство такого цеха. Все, что сообщили редакции КВ на официальный запрос – на территории КП “Киевпастранс” оборудовано одно из помещений трамвайного депо им. Шевченко” для гарантийного и постгарантийного ремонтов. На уточняющий вопрос, на каком основании (договора, приказы и прочее) польская компания Pesa пользуется коммунальным имуществом, в Киевпастрансе отмолчались.


Читайте: Давтян: Мы планируем наладить полноценное производство польских трамваев Pesa в Киеве

Напомним, закупка 40 польских трамваев в 2017 году прошла со скандалом, ведь условия тендера были явно прописали именно под польского производителя Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA, у которого ранее мэр Киева Виталий Кличко пообещал закупить 50 вагонов.

Читайте: Полная “Pesa”. “Киевпастранс” планирует на 2 млрд гривен закупить опасные для жизни трамвайные вагоны

Более того, первая партия польских вагонов поступила с логотипом “УВЗ” – корпорация “Уралвагонзавод” (Россия) рядом с логотипом завода Pesa. KV тогда сообщала, что в 2014 году для производства 120 трамваев Pesa и “УВЗ” создавали в Российской Федерации совместное предприятие, которое и производило трамваи модели 71-414 (эта же модель называется Fokstrot, она же – 71-414К). Отметим, что основной продукцией “УВЗ” являются боевые танки Т-90С, Т-90МС; танк Т-14; боевые машины Т-15, Терминатор 2; самоходная гаубица МСТА-1С, артиллерийская установка АУ-220М, тяжелая огнеметная система “Солнцепек” ТОС-1А и др. боевая техника.

Все 120 трамваев производства Pesa и “УВЗ” должно было закупить российское ГУП “Мосгортранс”. Поставки начались в 2014 году, но были остановлены после закупки половины трамваев. А от покупки остальных 60-ти трамваев “Мосгортранс” отказался из-за значительного падения курса российской валюты в связи с экономическим кризисом.

Читайте: Киевпастранс закупает трамваи у крупнейшего российского производителя оборонной техники

Идея Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA сделать совместное производство своих трамваев в других странах и таким образом добиться сбыта своей продукции – не нова. Но реализовать такую идею в развитых странах полякам не удается, поскольку там защищают отечественного производителя. В Украине же, очевидно, концепция другая и мэр столицы Виталий Кличко готов активно поддерживать иностранного производителя, даже если это погубит целую отрасль в Украине.

Читайте: В Киевсовете решили поиграть в протекционизм

Напомним, что КП “Киевпастранс” с 30 августа 2016 года возглавляет Дмитрий Левченко.  Департаментом транспортной инфраструктуры сейчас временно руководит Иван Шпилевой. Курирует это направление замглавы КГГА Дмитрий Давтян.

* КП Київпастранс (Код ЄДРПОУ: 31725604)

** ТОВ “Українсько-німецьке підприємство “Електронтранс” (Код ЄДРПОУ: 37965405)

*** Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA  (0000036552)

**** ТОВ “Торговий дім УКВЗ-Україна” (Код ЄДРПОУ: 37641745)

***** ТОВ “Татра-Юг”  (Код ЄДРПОУ: 34507118)

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Олеся Данилова
Рекомендуємо до перегляду
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
Banner
QlU7mDx4