Сегодня, 16 февраля, исполняется ровно месяц с того времени, как вступила в силу норма языкового закона, обязывающая сферу услуг в Украине проводить обслуживание клиентов на государственном языке. За этот период Киев и Киевская область оказались в лидерах по жалобам на нарушения языкового закона.
Об этом KV стало известно из сообщения Уполномоченного по защите государственного языка Тараса Кременя.
“Ровно месяц назад, 16 января 2021, вступила в силу ст. 30 Закона Украины “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного”, которой предусмотрено применение государственного языка в сфере обслуживания. За это время к Уполномоченному по защите государственного языка по защите прав на получение информации и услуг на государственном языке, устранение препятствий и ограничений в пользовании государственным языком, предоставление консультаций и дополнительной информации поступило 647 сообщений от граждан Украины о возможных нарушениях языкового законодательства. Из них на телефонную линию поступило 160 звонков”, – сообщил Тарас Кремень.
По его информации, больше всего сообщений, обращений и жалоб поступило из Киева и Киевской области (284). Из Львовской области поступило 58 обращений, касающихся преимущественно нарушений в других регионах Украины (о нарушениях во Львовской области – 3), Харьковской – 43, Одесской – 27, Днепропетровской – 16, Запорожской – 7, Винницкой – 9, Полтавской – 16, Луганской – 7, Николаевской – 6, Волынской – 5, Донецкой – 4, Тернопольской – 6, Сумской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Кировоградской, Закарпатской, Хмельницкой и Херсонской областей – по 3 обращения, из Ровенской, Черниговской, Черкасской областей – по 2.
Подавляющее большинство (299) обращений касается отсутствия украинской версии вебсайтов о предоставлении услуг и сайтов интернет магазинов, часть сайтов по умолчанию имеет негосударственный язык. 139 граждан пожаловались на нарушение своих прав в сфере обслуживания (предоставление услуг осуществлялось на государственном языке как в отдельных магазинах, так и в магазинах крупных торговых сетей, супермаркетах, заведениях общественного питания, банковских учреждениях, салонах красоты, парикмахерских, ветеринарных клиниках). Больше всего нарушений (58) выявлено киевлянами. Размещение наружной рекламы на негосударственном языке зафиксировали 77 заявителей из разных регионов. 23 гражданина заявили о нарушении норм Закона в сфере образования.
Увеличилось количество обращений о нарушении языкового законодательства в органы местного самоуправления. Касательно использовании негосударственного языка депутатами местных советов городов Николаева, Одессы, Днепра, Запорожья поступило 19 обращений.
По состоянию на сегодня, не наложено ни одного штрафа и не зафиксировано ни одного злостного нарушителя. Все присланные в адрес физических или юридических лиц требования об устранении нарушений языкового законодательства, в том числе по результатам проведенных мероприятий государственного контроля, были выполнены.
Никакой информации от граждан, которым, по их просьбе, отказали бы в обслуживании негосударственным языком, не поступало.
Секретариат Уполномоченного продолжает проводить масштабную разъяснительную работу относительно положений Закона Украины “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного” с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, малого и среднего бизнеса, сетевых предприятий торговли, медицинских учреждений, образовательных учреждений, социальной сферы.
Как сообщала KV, недавно народные депутаты из фракции “Слуга народа” инициировали два законопроекта, которыми предлагают Верховной Раде отменить или отсрочить штрафы за нарушение закона об обеспечении функционирования украинского языка как государственного в сфере обслуживания. Инициатором одного из них стал нардеп Максим Бужанский – он предложил отменить составление протоколов и штрафы за нарушение языкового закона. Второй документ был подан, в том числе, первым замглавы фракции Александром Корниенко – в этой версии, штрафы нужно несколько отсрочить. Тем временем в Офис “языкового омбудсмена” за почти месяц действия этой языковой нормы поступило более шестисот жалоб на то, что потребителей не обслуживают на украинском языке. Больше всего жалоб – из Киева и столичного региона.
Напомним, с 16 января 2021 года вступила в силу 30 статья “языкового закона”, обязывающая всех представителей сферы услуг в Украине коммуницировать с клиентами исключительно на государственном языке. В то же время по просьбе клиента обслуживать могут на другом языке.
Читайте: Сегодня, 16 января, сфера услуг в Украине полностью перешла на украинский язык
Фото: “Укринформ”