Президент Владимир Зеленский подписал принятый Верховной Радой (ВР) в середине декабря 2021 года закон, который обязывает при закупках машиностроительных товаров за бюджетный счет отдавать предпочтение тем из них, что были произведены с локализацией в Украине на уровне 10-35% (а с 2028 года – 40%).
Об этом KV стало известно из карточки законопроекта №3739 (закон 1977-IX) “О внесении изменений в закон “О публичных закупках” относительно создания предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности”.
Упомянутый закон был принят Радой 16 декабря 2021 года. 24 декабря 2021 года закон был подписан спикером Рады Русланом Стефанчуком, а вчера, 12 января, закон был “возвращен с подписью президента” – свидетельствует статус документа на сайте ВР.
Согласно закону, на следующие 10 лет изменяется процедура закупок за счет государственного или региональных бюджетов, касающихся четырех областей машиностроения:
-
железнодорожный транспорт,
-
городской пассажирский транспорт,
-
коммунальная техника и спецтехника,
-
энергетическое машиностроение.
С 2022 года на государственных тендерах при закупках свыше 200 тыс. гривен городского транспорта, коммунальной техники, железнодорожного транспорта, продукции энергетического машино- и авиастроения устанавливается порог украинской составляющей в закупаемых товарах в 10%. Этот порог с каждым годом будет расти на 5 процентных пунктов, пока в 2028 году не достигнет 40%.
Закон устанавливает и перечень товаров, в отношении которых использование требований локализации становится обязательным при проведении публичных закупок. В список входят дизель-генераторы, турбогенераторные установки, трансформаторы, конденсаторы, насосы, автомобили скорой помощи, автобусы разных типов, трамваи и троллейбусы, грузовые и спецавтомобили, электробусы, кузова транспортных средств, прицепы, локомотивы, железнодорожные вагоны, вертолеты и космические аппараты, паровые турбины, горнорудные машины и тд.
Список не исчерпывающий – Кабинет министров получил право его расширять, а также повышать на 10% или уменьшать на 5% требование локализации по конкретной категории товаров на один год.
Отметим, что в августе 2020 года Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) по итогам антикоррупционной экспертизы законопроекта выявило в документе ряд коррупциогенных факторов, связанных с локализацией производства.
В НАПК тогда заявляли, что законопроект имеет:
-
нечеткий механизм подтверждения степени локализации;
-
неопределенность прав и обязанностей субъектов, которые намерены подтвердить степень локализации собственного производства и порядок принятия решений ответственным органом власти, что создает условия для совершения коррупционных правонарушений;
-
подтверждение соответствия предмета закупки степени локализации является административной услугой, порядок получения которой должен быть урегулирован на законодательном уровне для минимизации коррупционных рисков.
Законопроект №3739 был зарегистрирован еще в июне 2020 года. 21 июля 2020 года они был принят в первом чтении. В изначальной редакции законопроекта предусматривалось, что при закупках за бюджетный счет машиностроительных товаров нужно будет отдавать предпочтение товарам с локализацией производителя в Украине на уровне 25-40%, а с 2024 года – до 55%, даже если изделия дороже импортных.
Читайте: Рада хочет заставить покупать продукцию украинского машиностроения, даже если она дороже импорта
Фото: Корреспондент.net