Как вы относитесь к рэкету и вымогательству? Это когда к вам приходят и говорят – бабки гони. А для верности, чтобы вы не перечили, похищают родственника, поджигают офис, забирают машину. В 90-х такое было популярно. Особенно страдали мелкие бизнесмены и торговцы, которые в силу крайне несовершенного и противоречивого законодательства вынужденно совершали то или иное нарушение. На таких “нарушителей” и приходил рэкет с требованием откупиться, иначе – неприятности. Со временем откровенный грубый рэкет превратился в респектабельную коррупцию – и явное физическое давление, угроза имуществу перестало быть нормой в приличном обществе.
Пока на улицах Киева не появились эвакуаторы, которые, прикрываясь сотрудничеством с Киевской горгосадминистрацией, вернули подзабытые принципы “заработка”. А именно, они высматривают легковые машины, припаркованные хотя бы с минимальным нарушением правил (например, можно парковаться не ближе 10 метров до пешеходного перехода или выезда со двора, а замеры показывают 9 метров) – и эти машины принудительно увозят на свои площадки. Это в лучшем случае.
На практике нарушения оцениваются “на глаз”, естественно, эвакуаторщика. Фоточку с нужного ракурса сделать вообще без проблем. Чтобы забрать их, с владельцев требуют около 2000 гривен. Для “прикрытия” и демонстрации легальности 255 гривен (около 10%) направляется в виде официально штрафа в бюджет, а 1700 гривен делится между участниками схемы. Если хозяин авто не платит в тот же день, включается “счетчик”. Это тоже признак рэкетирской практики.
Забрать машину в некоторых случаях тот еще челлендж. Очереди, нервные автолюбители и такие же нервные работники полиции, неработающие “держави в смартфоні” или платежные терминалы. Самый трэш творится на Подоле. Там и разгуляться где есть “рэкетирам”, особенно после оформления пешеходной зоны. И помещение сервис-центра не справляется с потоком “обилеченных” автомобилистов.
В спальных районах ситуация не менее катастрофична. Сначала город дает добро на жилую застройку, которой не предусмотрено достаточное количество паркомест, потом выпускает на улицы “голодных” эвакуаторщиков.
При этом, об “угнанном” автомобиле никто никого не предупреждает. Если не успел вовремя среагировать и узнать, что твой автомобиль “украли” с молчаливого согласия полиции, готовься платить за “парковку” на штрафплощадке. Оспорить эвакуацию, наверное, как-то возможно. Но в процессе оспаривания, пеня будет неумолимо увеличиваться. Все рассчитано на то, чтобы потерпевшие этот процесс не запускали.
Ну и забирают автомобили эвакуаторщики, исходя из принципа собственного удобства, а не оптимизации трафика или борьбы с нарушителями. Например, дорогие машины у дорогих ресторанов или депутатские “тачки” припаркованные с нарушением всех правил (видели парковку на перекрестке сразу на двух пешеходных переходах), не забирают. Наверное, из принципа. Вызвать эвакуатор, чтобы они забрали такого нарушителя, практически нереально. Полиция вообще абстрагировалась от этой темы. Если не хватает машин для выполнения плана, всегда можно повесить втихую знак. Практика отработанная еще “гаишниками”.
Как именно делятся полученные от автомобилистов деньги, мы не знаем. Не исключено, что в этом задействована реальная организованная преступность и деньги попадают в том числе в воровской “общак”. Почти уверены, что свою долю имеют должностные лица из Киевской горгосадминистрации. Войти на этот “рынок” с восемью операторами, говорят, очень дорого. В идеале, полиция должна обратить на ситуацию в Киеве с принудительной эвакуацией частных машин пристальное внимание, провести следственные действия. И НАБУ могло бы не сопли жевать, а выяснить, есть ли коррупция в этом деле?
Кто виноват – разобрались. Но что же делать, чтобы на деле решить проблему в Киеве? Это вопрос комплексный, предлагаем несколько практических действий.
1. Нанести на дороги и обочины разметку для парковки (желтые линии – парковка запрещена со штрафом, красные линии – парковка запрещена с эвакуацией, синие линии – зона платной парковки), чтобы исключить двоякое трактование дорожных ситуаций.
2. Неотвратимо штрафовать нарушителей за неправильную парковку, а не как сейчас – в единичных случаях для оправдания эвакуации. Штраф в 255-510 гривен – само по себе достаточное серьезное наказание просто за “постоять”.
3. Стимулировать создание парковочных площадок и паркингов.
4. Навести порядок с парковкой во дворах жилых домов. Определить места, разрешенные и запрещенные для парковки с применением разметки, знаков и здравого смысла.
5. Пересмотреть применение правил дорожного движения с учетом реалий безопасности и удобства.
Читайте: “Киевтранспарксервис” продаст еще 8 парковок в столице
Игорь Ляшенко, директор Центра проектных исследований “Уровень жизни”, Денис Безлюдько, руководитель проекта “В сухом остатке”