Правительство разработало проект нового Бюджетного кодекса. Для финансистов это документ со своими плюсами и минусами. Из плюсов для Киева – 10% от налога на прибыль будет оставаться в городе. Из минусов – из бюджета города будут изымать 80% налога на доходы физлиц (во всех остальных городах только 40%).
Попытаюсь объяснить для нефинансистов, что такие изменения означают для города.
Я живу в городе, в котором родился и который очень люблю. В этом же городе я плачу налоги и хочу, чтобы они тратились на его же благо. Так было бы честно и так сегодня происходит по действующему бюджетному кодексу – налоги с зарплат остаются на местах. С зарплатой заместителя главы КГГА за 6 месяцев этого года я заработал 65 тыс. грн., из которых 9 245 грн. заплатил подоходного налога. За эти деньги можно было бы отремонтировать 60 кв. м дорог. Немного. Но и этого нет.
Не потому что городом неэффективно управляют, хотя и к управлению много вопросов, а потому что с 2011 года Киев стал единственным городом в стране, у которого половину подоходного налога забирают в госбюджет. В итоге из уплаченных мною денег, в городе осталось 4 623 грн. и хватит их уже не на 60, а на 30 метров дорог. Сейчас же на рассмотрении в Верховной Раде находится проект нового Бюджетного кодекса, который должен предоставить больше самоуправления на местах. Только вот самоуправствовать будет не за что, потому что по новому кодексу из уплаченных мною налогов в распоряжении города останется 1849 грн., за которые можно отремонтировать только 12 метров дороги.
Это в масштабах одного меня. В масштабах же города все киевляне заплатят в этом году 16 млрд. грн. и по предложенному бюджетному кодексу на их же нужды в городе останется 3,2 млрд. грн. Я понимаю, что кроме Киева есть много городков в Украине, где зарплата ниже и налогов собирают меньше и их нужно поддерживать. Но киевляне это поймут и примут, когда в Киеве не будет проблем. А когда годами не хватает денег на то, чтобы залатать ямы во дворах, когда люди ездят в аварийных лифтах, нет денег на Бортническую станцию аэрации и каждый год мы под угрозой экологической катастрофы, объяснять, что ваши налоги пойдут куда-то, а вы зарабатывайте больше, чтоб было с чего дороги ремонтировать – как-то неправильно.
Мои дети ходят в общеобразовательную школу на Оболони. Обычная школа без громких статусов, но с очень хорошим педколлективом. Зарплата учителя в школе в среднем 3,5 тыс. грн. Это меньше средней зарплаты по Киеву, но люди работают. Из этих 3,5 тыс. грн. 500 грн. составляют муниципальные надбавки, которые платятся из городского бюджета. Новым бюджетным кодексом предусматривается, что медицину и образование финансировать теперь будут из госбюджета. Будут ли платить муниципальные надбавки?
Ответа пока нет. Но если судить по цифрам, которые в этом году городу рекомендовал Минфин потратить на бюджетную сферу, то муниципальные надбавки не предвидятся. Минфин доводит 5 млрд. грн., а чтобы платить людям надбавки нужно еще 1,8 млрд. грн. Когда от небольшой учительской зарплаты отнимут еще муниципальные надбавки, все ли учителя останутся работать? Не уверен.
Зарплата няни в городе стартует от 5 тыс. грн. и достигает 8-12 тысяч. Что бы выбрали вы? Такая же ситуация и с медиками – средняя зарплата медсестры с надбавками – 2 тыс. грн., а няня с медицинским образованием может претендовать на 6 тысяч. В городе 260 тысяч бюджетников, которые со следующего года могут стать беднее. Сегодня народ кормит армию, но боюсь завтра придется кормить еще и учителей, чтобы они могли учить наших детей.
А еще у нас есть такие предприятия, как “Киевпастранс”, “Киевзеленстрой”, “Киевский метрополитен” и “Киевавтодор”, которые дотируются из общего фонда бюджета. И их финансирование теперь тоже под вопросом, потому что в результате бюджетной реформы город будет собирать на 5 млрд. грн. меньше. А это значит, что дороги ремонтировать не за что, что парки содержать не за что и что зарплату водителям общественного транспорта тоже платить будет не из чего.
А еще я хочу, чтобы на Оболони, где я живу, наконец-то появился парк “Наталка”, проект которого дразнит горожан уже несколько лет. Но в ближайшей перспективе его не будет, потому как бюджет развития в городе стремится к нулю. Большую часть бюджета составляет сегодня единый налог – 1,2 млрд. грн. Еще 700 млн. грн. собирается от продажи земли и сдачу в аренду коммунальных площадей. Теперь единый налог будет зачисляться в общий фонд бюджета, а специальный фонд, из которого финансируется все капитальное строительство будет без государственных дотаций 700 млн. грн. На минуточку заявок на финансирование в этом году было на 64 млрд. грн.
Где-то так. В июне этого кода “отец грузинских реформ” Каха Бендукидзе дал очень простой рецепт бюджетной реформы. Он сказал, что Украине нужен бюджет, основанный на хорошей собираемости низких налогов.
“Сегодня налоги собираются плохо, потому что много в тени. Вот куда надо подносить огнетушители. От радикализма людей, которые этим занимаются, зависит будущее Украины. Время в стране военное, поэтому нужно применять неординарные, радикальные подходы. Всем известно, что на Украине существуют “площадки” – места, где минимизируются налоги. Они отлично видны налоговикам, но находятся вне общественного контроля. Почему? Потому что это налоговая тайна. Я думаю, Украине нужно отказаться от налоговой тайны и все данные об уплате налогов юрлицами публиковать в интернете. Пусть общественность знает, кто конкретно занимается воровством денег у бюджета. Пусть борьба с ними будет предметом гражданской активности. Неординарно? Неординарно. Нарушает общепринятые представления о налоговой тайне? Частично, потому что это не касается физлиц”, – предложил он.
Для такого пути не нужно с бедных стаскивать и без того дырявое одеяло. А Киев, формирующий сегодня 30% налоговых поступлений в госбюджет бедный. И не потому что мы не работаем, а потому что принцип равенства, декларируемый 7 статьей Бюджетного кодекса, у нас только на бумаге. К сожалению.