Киевский городской совет 4 декабря 2018 года, с подачи Департамента земельных ресурсов КГГА, выделил беспрецедентную сумму на новую Целевую программу использования и охраны столичных земель.
На 2019 год запланировано выделить денег на инвентаризацию земель Киева больше, чем за все 25 лет существования этого подразделения в исполнительном органе Киевсовета – 1 388 924 800 гривен (1.389 млрд грн).
Что вызывает наибольшее удивление?
Конечно же – отсутствие анализа выполнения действовавшей пятилетней Программы (на момент разработки новой, трехлетней). Ведь за три года реализации старой Программы, вероятно, что-то было сделано, потрачены какие-то деньги, но члены городской общины об этом ничего не знают.
И, если старая Программа была настолько плоха и не эффективна, то почему цель новой Программы, ее структура практически слово в слово, раздел в раздел (иногда только с измененным названием раздела) дублирует старую?
Кроме того, новую Программу (по сравнению с предыдущей редакцией программы) пронизывают несколько новых тем.
Первая – концепция “Смарт сити”, которая весьма далека от проблем использования и охраны земель Киева.
Вторая – АІС ОУЗР с мудреной формулировкой необходимости трансформации городского земельного кадастра в полноценную (?) автоматизированную информационную систему (АІС ОУЗР), на что собираются потратить 58,067 млн гривен (4,2% от общей суммы финансирования).
Третья – инвентаризация земель города, на что собрались потратить 1 млрд 288 млн 378,4 тыс. грн. (92,7% от бюджета Программы).
Если в текстовой части новой программы почти ничего нового не обнаружено, то следует рассмотреть раздел 4 – направления деятельности, перечень задач и мероприятий Программы.
Оказывается именно здесь кроются главные различия старой и новой Программ (стоимость мероприятий).
Например, если в старой Программе на инвентаризацию земель на 5 лет предусматривалось потратить 25 млн гривен (5 млн/год), то в новой – уже 1 288 378,4 тыс. гривен на один год. То есть, почти в 250 раз больше.
Несколько меньшее соотношение затрат в старой и новой Программе на поддержание и развитие кадастра. В новой заложено всего в 195 раз больше денег, а именно – 58 млн 367,7 тыс. грн на тот же 2019 год.
Всего в 12 раз больше денег заложено на обновление картографических материалов в год в новой Программе по сравнению со старой при практически том же объеме работ (п.4 раздела 7 старой программы). Это 1,8% объема годового финансирования.
Неужели все так подорожало?
Из 19 позиций таблицы “Результативные показатели программы” (таблица 7) указанные выше четыре позиции требуют 98,7% всего объема финансирования в 2019 году.
Отдельного внимания заслуживает п.1.5 мероприятий. Не столько по стоимости, сколько по содержанию. Создание Портала. А как же концепция “Смарт сити 2020”? Ведь одна из целей реализации упомянутого проекта – это единый городской портал.
Программа, включающая план мероприятий, содержит еще целый ряд позиций, реализация которых вызывает сомнения.
Следует обратить внимание на пункт 2.1 таблицы 7 “Результативные показатели Программы”. Что означает показатель разработанной и внесенной в государственный земельный кадастр документации землеустройства в объеме 54 тыс. га в 2019 году, если площадь Киева составляет 83.6 тыс. га?
Какие именно 54 тыс. га будут проинвентаризированы? Лесные массивы площадью 36 тыс. га, инвентаризация которых уже проводилась за бюджетные деньги, или улично-дорожная сеть, или кварталы многоэтажной жилой застройки (тоже уже инвентаризировались и тоже за бюджетные деньги)?
Ни в Программе, ни в пояснительной записке нет обоснования необходимого кадрового обеспечения реализации Программы, расчетов трудозатрат для выполнение столь огромного объема работ, сметных расчетов их стоимости.
Что означает показатель части земель, охваченных инвентаризацией в размере 182% (п.4.1 Таблица 7 Программы)?
Настораживает и тезис в п. 1.5. Программы относительно возможности перераспределения земель в результате инвентаризации.
К сожалению, в Программе ничего не сказано о проблеме ограничений использования земель, о землях природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения. А ведь именно неразбериха в этом вопросе влечет за собой конфликты между застройщиками и жителями Киева.
При этом, серьезное внимание уделено созданию репозитория. Репозито́рий, хранилище — место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. Чаще всего данные в репозитории хранятся в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по сети. Профессиональное сообщество рекомендует использовать вместо термина “репозиторий” термин ”хранилище”, поскольку он полностью соответствует как прямому переводу слова “repository”, так и его понятию.
При этом, формат хранилища упомянутого п.1.4 Программы (оборудование помещения, установка стеллажей, разработка автоматизированной системы), несколько отличается от общепринятого и существует в Департаменте земельных ресурсов уже более 15 лет!
Вывод: анализ Программы, торопливость, с которой она принималась и отсутствие публичного обсуждения документа в профессиональной среде дают повод сомневаться, что основной целью реализации Программы является использование и охрана земель Киева.
Читайте: Об инфраструктуре пространственных данных Киева
Андрей Тарнопольский, глава правления ГО “Центр геопространственных данных Украины”