Столичный горсовет на 5 лет продлил договор аренды земельного участка площадью 0,96 га по ул. Сечевых стрельцов, 59 (Шевченковский район). Эту землю у городской общины с 2005 года арендует “Центральное территориальное управление капитального строительства” (структура Министерства обороны), и именно здесь в 2016 году началось строительство скандального 26-этажного ЖК “Покрова” под флагом ныне обанкроченного застройщика “Укрбуд”. Депутатов Киевсовета не смутило, что военная прокуратура за последние пять лет дважды пыталась оспорить этот землеотвод в судебном порядке, Государственная архстройинспекция (ГАСИ) ранее аннулировала строительное разрешение и отказывала в его повторной выдаче ввиду разного рода нарушений, а Нацполиция на данный момент продолжает следствие по факту возможных злоупотреблений при попытке освоить данную землю. Более того – народные избранники снова закрыли глаза на то, что этот участок относится к территории мало- и среднеэтажной застройки, входит в исторический ареал и “соседствует” с оползнеопасной землей, из-за чего процесс возведения настолько громадного здания, вероятно, может иметь печальные последствия.
Как стало известно KV, 31 августа 2021 года Киевсовет возобновил государственному учреждению “Центральное территориальное управление капитального строительства” (ГУ “ЦТУКС”) договор аренды земельного участка по ул. Сечевых стрельцов, 59 на срок 5 лет.
Соответствующий проект решения №08/231-2260/ПР от 30 июня 2021 года поддержали 67 депутатов. Субъектами подачи этого документа выступили замглавы Киевской горгосадминистрации (КГГА) Петр Оленич (на фото) и Департамент земельных ресурсов КГГА.
Речь идет об участке площадью 0,96 га с целевым назначением “для строительства жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения” (кадастровый номер 8000000000:91:165:0018). Эту землю ГУ “ЦТУКС” арендует у столичной общины на основании договора от 8 сентября 2005 года. Срок его действия истек еще 12 апреля 2021 года. По состоянию на момент регистрации проекта решения, участок был огорожен забором как стройплощадка, на нем были размещены объект незавершенного строительства и остатки разрушенных зданий. При этом, в документе уточняется, что, согласно Генеральному плану, данный участок входит в территорию средне- и малоэтажной застройки.
Ориентировочное расположение участка на карте
Против возобновления данного соглашения в ходе заседания горсовета выступила депутат Зоя Ярош (фракция “Голос”). Она сообщила о том, что жители окрестных домов уже не первый год выступают против освоения данной земли. Тем более, что на ней запланировано строительство высотного жилого комплекса (ЖК) “Покрова” (тот самый объект незавершенного строительства, проект ныне обанкроченного “Укрбуда”. – KV), а не жилья для военнослужащих. Также, по словам Ярош, еще 12 августа 2021 года Специализированная прокуратура в военной и оборонной сфере Центрального региона направила письмо Виталию Кличко с просьбой снять этот вопрос с повестки дня заседания горсовета.
“В письме сообщается, что с 16 сентября 2012 года данный участок находится в распоряжении Министерства обороны Украины, соответственно – относится к землям государственной собственности и не может быть в распоряжении Киевсовета. Кроме того, они (прокуроры. – KV) сообщили, что по решению Минобороны на данном участке должно быть построено жилье именно для военнослужащих, однако, по имеющейся информации, осуществляется продажа коммерческого жилья в ЖК “Покрова”, – заявила Зоя Ярош.
Депутат Андрей Порайко (фракция “Европейская солидарность”) уточнил, что участки, которые Киевсовет передавал Минобороны еще в минувшем столетии, действительно имеют статус “земли обороны”. При этом, по словам депутата, Закон Украины “Об использовании земель обороны” четко определяет, каким образом могут быть использованы такие участки. Среди прочего – для строительства жилья, но только для военнослужащих.
В ответ на это директор Департамента земельных ресурсов КГГА Валентина Пелих сообщила, что статус “земли обороны” имеют только те участки, которые Киевсовет отводил Министерству обороны в постоянное пользование, а не в аренду. В свою очередь, директор ГУ “ЦТУКС” Сергей Собан рассказал депутатам, что его учреждение ранее доказало законность этой аренды в судебном порядке, не имеет задолженности по арендной плате, поэтому, дескать, может рассчитывать на новый срок аренды.
В конечном итоге депутатам горсовета хватило таких доводов для принятия решения. В связи с этим KV решила проанализировать вопрос застройки этой земли и историю разбирательств вокруг ЖК “Покрова”.
Под покровом “Покровы”
15 июля 2004 года Киевсовет решением №419-24/1829 передал ГУ “Центральное специализированное строительное управление” (такое название ранее имело учреждение-арендатор) земельный участок по ул. Артема, 59 (старое название улицы Сечевых стрельцов) в аренду “для строительства жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом, дошкольным детским учреждением и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения”. Этим же решением депутаты отменили ряд решений Киевского городского совета депутатов трудящихся от 1948 и 1977 годов, согласно которым две части этого участка площадью 0,88 га и 0,07 га соответственно были отведены во временное пользование Киевскому военному округу и другим государственным воинским структурам. Срок аренды должен был составить 5 лет. 8 сентября 2005 года стороны заключили договор аренды.
14 июня 2007 года столичный горсовет решением №803/1464 внес изменения в указанное соглашение. Согласно решению, Киевсовет сменил в договоре название учреждения-арендатора на нынешнее ГУ “ЦТУКС”, а также несколько сменил целевое назначение земли – из него была исключена необходимость строительства дошкольного учреждения. 26 декабря 2008 года стороны заключили соглашение о внесении соответствующих изменений в договор аренды.
17 июня 2011 года Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды КГГА выдало ГУ “ЦТУКС” градостроительные условия и ограничения (ГУО) №503/0/18/009-11 на проектирование строительства жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения по ул. Артема, 59. Этот документ отсутствует в открытом доступе, поэтому установить все исходные данные проектирования на данный момент не представляется возможным.
В апреле 2012 года военная прокуратура Киевского гарнизона обратилась с иском к Киевсовету в Хозяйственный суд Киева о частичной отмене решения горсовета №419-24/1829 о передаче участка по ул. Артема, 59 в аренду ГУ “ЦТУКС” (дело №5011-51/5456-2012). Правоохранители потребовали признать незаконным пункт об отмене решения Киевского городского совета депутатов трудящихся №37 от 29 ноября 1948 года об отводе части указанного участка площадью 0,7 га во временное пользование гарнизонной квартирно-эксплуатационной части Киевского военного округа Молотовского района Киева.
Основанием для этого стало, что Минобороны не отказывалось от использования этой земли. 5 сентября 2012 года суд удовлетворил иск военной прокуратуры. Следовательно, само решение Киевсовета оставалось в силе, однако с тех пор в нем была зафиксирована коллизия: де-факто арендатором всех 0,96 га земли осталось ГУ “ЦТУКС”, но де-юре часть этого участка площадью 0,7 га все же осталась в пользовании Минобороны. Об этом, вероятно, и говорила в ходе заседания горсовета депутат Зоя Ярош.
1 октября 2015 года между ГУ “ЦТУКС” и ООО “Будинпроект” был заключен договор на строительство жилого комплекса по ул. Артема, 59. В соответствии с соглашением, указанное ООО стало созаказчиком строительства и обязалось построить дом и передать Минобороны 50 квартир в этом здании или других зданиях в Киеве, построить для Киевского областного военного комиссариата, который размещался на этом участке, порядка 900 кв.м. помещений в другом месте (каком именно, в соглашении не указывалось) и т.д. В дальнейшем, 20 декабря 2016 года, стороны внесли изменения в указанный договор. Ввиду того, что данное соглашение отсутствует в открытом доступе, KV не удалось достоверно определить суть изменений, однако, похоже, тогда ГУ “ЦТУКС” и ООО “Будинпроект” убрали из документа норму о том, что застройщик может передавать Минобороны квартиры в других домах.
2 февраля 2016 года комиссия Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования согласовала возобновление договора аренды земельного участка по ул. Артема, 59 на 5 лет. Продлевалось ли это соглашение ранее, в протоколе заседания комиссии указано не было, вероятно, да. 12 апреля 2016 года между Киевсоветом и ГУ “ЦТУКС” было заключено соглашение о продлении договора на 5 лет.
Незадолго до этого, в марте 2016 года, в Хозяйственный суд Киева поступил еще один иск об отмене решения Киевсовета о передаче земли в аренду ГУ “ЦТУКС” (дело №910/4268/16). Истцом в этом деле выступила военная прокуратура Центрального гарнизона, ответчиком – столичный горсовет.
Свои требования военные прокуроры объясняли несколькими факторами. В частности, они снова указывали на то, что Киевсовет необоснованно лишил Минобороны права пользования данным участком, что нарушает оборонные интересы государства – из-за того, что вместо военкомата там решили построить жилой дом. Также в прокуратуре указывали на следующий факт: несмотря на то, что Департамент земельных ресурсов учитывает данный участок как землю коммунальной собственности, в документах структур Минобороны, ответственных за учет земель, этот участок относится к землям обороны.
Разбирательства по этому делу длились относительно недолго – 30 мая 2016 года суд отказал военной прокуратуре в удовлетворении иска. Такими же были вердикты апелляционного и кассационного судов от 4 октября 2016 года и 20 декабря 2016 года.
Еще в ходе данных разбирательств и вскоре после продления договора аренды, 19 апреля 2016 года, Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) выдала ГУ “ЦТУКС” разрешение №ІУ115161100202 на строительство жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения по ул. Артема, 59. Согласно документу, заказчик намеревался построить на данной земле 26-этажный дом на 353 квартиры. Общая площадь объекта должна была составить 34,2 тыс. кв.м, из которых 28,5 тыс. кв.м – площадь квартир, 2,2 тыс. кв.м – площадь встроенно-пристроенных помещений, 1,6 тыс. кв.м – площадь нежилых помещений. Подрядчиком работ было указано ООО “Северо-Украинский строительный альянс”.
Однако, 19 января 2017 года, Департамент ГАСИ в городе Киеве провел внеплановую проверку соблюдения законодательства при строительстве ЖК по ул. Артема, 59. В ходе проверки “строительные ревизоры” установили факты нарушения требований градостроительной документации и ГУО, а также несоответствие объекта строительства требованиям строительных норм, государственных стандартов и правил. 20 января, ГАСИ приказом №61 аннулировала вышеупомянутое разрешение на выполнение строительных работ №ІУ115161100202 от 19 апреля 2016 года.
Вслед за этим, в январе 2017 года, ГУ “ЦТУКС” обратилось с иском в Окружной административный суд Киева (ОАСК) о признании противоправными действий ГАСИ и об отмене приказа этого органа №61 от 20 января 2017 года. Ответчиком в данном деле выступала ГАСИ. Свои требования ГУ “ЦТУКС” аргументировало тем, что по законодательству аннулировать разрешение на выполнение строительных работ можно лишь в случае, если заказчик строительства ранее не выполнял предписания об устранении нарушений – самих предписаний, дескать, не было (дело №826/1489/17).
1 марта 2017 года ОАСК удовлетворил требования ГУ “ЦТУКС”, но уже 4 апреля 2017 года Киевский апелляционный административный суд по жалобе ГАСИ отменил решение суда первой инстанции. Тогда служители Фемиды указали на то, что, в соответствии с законодательством, ГАСИ не обязана была предварительно выносить какие-либо предписания. Дальнейшее рассмотрение данного дела в кассационной инстанции в течение 2018 года ни к чему не привело, решение апелляционного суда было оставлено в силе, следовательно – разрешение на выполнение строительных работ было признано аннулированным.
Отметим, по данным “Наші гроші”, в сентябре 2017 года было снесено здание военкомата, которое размещалось на указанном участке.
25 февраля 2019 года Департамент градостроительства и архитектуры КГГА приказом №207 утвердил для ГУ “ЦТУКС” новые ГУО – в этот раз “на проектирование завершения строительства жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения по ул. Сечевых стрельцов, 59”. Этот документ, похоже, нужен был для того получения от ГАСИ нового разрешения не строительство.
В этих ГУО уже сообщалось, что общая высота здания не должна превышать 26,5 м, а гранично допустимая плотность населения в пределах данной жилой застройки не должна превышать 450 человек на 1 гектар. В документе уточнялось, что участок проектирования находится в пределах исторического ареала, в связи с чем застройщик, в частности, должен согласовывать проектную документацию с органами охраны культурного наследия. Также в документе было указано, что участок по ул. Сечевых стрельцов, 59 находится рядом с оползнеопасными территориями, поэтому застройщик должен обеспечить защиту участка и сооружений от оползней в соответствиями с требованиями КП “Специальное управление противооползневых подземных работ”.
В июне 2019 года ГУ “ЦТУКС” обратилось в ОАСК с иском к Департаменту градостроительства и архитектуры КГГА с требованием внести изменения в указанные ГУО (дело №640/10811/19). В обоснование своих требований истец указал, что чиновники необоснованно установили гранично допустимую высоту здания на уровне 26,5 м. Дескать, ранее Главное управление охраны культурного наследия КГГА согласовало историко-градостроительное обоснование этой стройки на уровне 26 этажей с возможным устройством мансард (когда именно было выдано согласование, не уточняется). При этом, согласно градостроительному расчету, 26 этажей соответствуют условной высоте до 72,6 метров. ГУ “ЦТУКС” сообщило, что высота в 26,5 м – значительно меньше параметров ГУО от 17 января 2011 года, что “нарушает его права как заказчика строительства, а также права других участников строительства и инвесторов”.
16 сентября 2019 года ОАСК полностью удовлетворил требования ГУ “ЦТУКС”, обязав градостроительный департамент внести соответствующие изменения в ГУО. 16 декабря 2020 года Шестой апелляционный административный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. 2 апреля 2021 года Кассационный административный суд открыл кассационное производство по данному делу, однако больше это дело по сути не рассматривалось. Можно предположить, что в нем была поставлена точка.
В январе 2020 года военная прокуратура Киевского гарнизона подала иск в Хозяйственный суд Киева о признании незаконным соглашения о продлении договора аренды участка по ул. Сечевых стрельцов, 59 от 12 апреля 2016 года, а также о признании недействительным договора о строительстве жилого дома на указанной земле от 1 октября 2015 года (со всеми изменениями). Ответчиками в данном производстве выступили Киевсовет, ООО “Будинпроект” и ГУ “ЦТУКС” (дело №910/248/20).
Исковые требования были обоснованы тем, что соглашение о возобновлении договора аренды было заключено с нарушением сроков, предусмотренных ст. 33 Закона Украины “Об аренде земли”: дескать, основной договор прекратил действие 8 сентября 2010 года, и арендатор обратился к арендодателю с заявлением о возобновлении договора аренды более чем через 5 лет после окончания срока его действия. В свою очередь, договор о строительстве ЖК и допсоглашения к нему, по мнению прокуроров, подлежат признанию недействительными ввиду того, что были заключены ГУ “ЦТУКС” с превышением полномочий – без необходимого согласования с Кабинетом Министров Украины и Минобороны.
Выдержка из материалов дела
Суды первых двух инстанций отказали прокурорам в удовлетворении их требований. 13 августа 2021 года Кассационный хозяйственный суд оставил без движения жалобу военной прокуратуры и дал ей на устранение недочетов 10 дней (с момента получения соответствующего судебного определения). Было ли это сделано прокурорами, в реестре судебных решений пока не уточняется.
Кроме того, еще 18 февраля 2020 года военная прокуратура Киевского гарнизона открыла уголовное производство №42020110350000019 по факту возможных нарушений закона со стороны должностных лиц ГУ “ЦТУКС”. По предварительным данным следствия, фигуранты дела совершили преступления, предусмотренные четырьмя статьями УК Украины:
-
ч.2 и ч.5 ст. 191 – присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой;
-
ч.1 ст. 364 – злоупотребление властью или служебным положением;
-
ч.1 ст. 377 – угроза или насилие в отношении судьи, народного заседателя или присяжного (почему инкриминируется эта статья, в материалах дела не уточняется. – KV);
-
ч.4 ст. 425 – небрежное отношение к военной службе, совершенные в условиях военного положения или в боевой обстановке.
На данный момент это дело расследуют полицейские Шевченковского управления Нацполиции. Правоохранители усматривают в действиях должностных лиц ГУ “ЦТУКС” возможные нарушения при заключении упомянутого выше договора с ООО “Будинпроект”. Кроме того, в ходе следствия правоохранители установили, что должностные лица Минобороны неправомерно получили через ГУ “ЦТУКС” 10 квартир – вероятно, в строящемся ЖК “Покрова”. 13 августа 2021 года Шевченковский районный суд Киева продлил срок этого расследования до 18 января 2022 года.
Еще 5 февраля 2021 года Департамент по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) КГГА зарегистрировал сообщение №КВ020210201600 о начале подготовительных работ по завершению строительства жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения по ул. Сечевых стрельцов, 59. Заказчиком этих работ значилось ГУ “ЦТУКС”, подрядчиком – ООО “Буд-Оптима-Констракшен”.
15 июля 2021 года ГАСИ отказала ГУ “ЦТУКС” в выдаче разрешения на строительные работы по завершению строительства жилого комплекса для военнослужащих с подземным паркингом и со встроенными помещениями для бытового обслуживания населения по ул. Сечевых стрельцов, 59. В документе сообщается, что указанный госорган намерен проводить строительство хозяйственным способом (собственными силами. – KV). Основаниями для отказа стали несколько факторов, среди которых – отсутствие у заказчика на тот момент права пользования на участок (аренда еще не была возобновлена. – KV), непредоставление ГУО, непредоставление документов о согласовании проектной документации с органами охраны культурного наследия и т.д.
Отметим, на данный момент в открытых источниках отсутствует информация о том, под брендом какого девелопера будет продолжаться строительство.
Бенефициары скандала
По данным аналитической системы Youcontrol, столичное ООО “Будинпроект” (созаказчик строительства) было основано в сентябре 2015 года. Руководителем компании значится гражданин России Сергей Мальцев (проживает в Киеве), учредителем – ООО “Строительное развитие города”, конечными бенефициарами – упомянутый Сергей Мальцев и житель Киева Андрей Якусевич.
ООО “Северо-украинский строительный альянс” (подрядчик строительства в “первом” строительном разрешении) было основано в Киеве в октябре 2007 года. Учредителем и конечным бенефициаром компании указан упомянутый выше Андрей Якусевич, руководителем Александр Дорош.
Отметим, 6 января 2021 года Хозяйственный суд Киева открыл производство по делу о банкротстве указанной компании. Причиной послужило то, что ООО “Северо-украинский строительный альянс” не может погасить задолженность перед ООО “УCМ-Групп” на сумму 32,5 млн гривен. Эта задолженность возникла в результате того, что ООО “Северо-украинский строительный альянс” ненадлежащим образом выполнило свои обязательства по договору на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве одного из столичных ЖК.
Читайте: Компания из орбиты Микитася перед банкротством заявила долгов на 2 млрд гривен
Упомянутый выше Андрей Якусевич – помощник экс-нардепа Максима Микитася в VIII созыве Верховной Рады. Сам Микитась более известен как экс-глава строительной компании “Укрбуд”, под брендом которой строился ЖК “Покрова”. Недавнее банкротство этой компании потянуло за собой вереницу скандальных событий, из-за чего Максим Микитась на данный момент находится “под колпаком” у правоохранительных органов, а объекты “Укрбуда” взялись достраивать другие застройщики.
Читайте: Наследие “Укрбуда”: что будет со скандальным ЖК “Голосеевская долина” по ул. Кайсарова, 7/9
Киевское ООО “Буд-Оптима-Констракшен” (подрядчик подготовительных работ в “новом” разрешении) было зарегистрировано в марте 2017 года. Руководителем компании значится Сергей Сербин, учредителем – житель Киева Александр Калиниченко.
ГУ “ЦТУКС” с октября 2020 года руководит Сергей Собан. Он же возглавлял эту структуру в 2016-2019 годах. ГУ “ЦТУКС” подчинено Министерству обороны Украины, которым с 4 марта 2020 года руководит Сергей Таран.
Напомним, Департамент градостроительства и архитектуры КГГА с 1 ноября 2016 года возглавляет Александр Свистунов. Департаментом земельных ресурсов КГГА с 29 июня 2021 года руководит Валентина Пелих (исполняла обязанности руководителя этой структуры со 2 апреля 2021 года). Ранее, с 27 июля 2018 года по 1 апреля 2021 года, этим департаментом руководил Петр Оленич, который со 2 апреля 2021 года занимает должность замглавы КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий и курирует в Киеве градостроительные и земельные вопросы.
Фото: коллаж KV