КП “Дирекция по строительству дорожно-транспортных сооружений” (КП “ДСДТС”) заказала у ООО “Онур конструкцион Интернешнл” проведение реконструкции части улицы Стеценко – от проспекта Палладина до площади Валерия Марченко (до 2017 года – Интернациональная площадь). Работы собираются проводить на протяжении 7 лет – до конца 2028 года. За них “любимому подрядчику” КК “Киевавтодор” заплатят почти 2,5 млрд гривен. Особенность этой реконструкции в том, что отремонтировать собираются менее 4 км улицы, при этом намерены ликвидировать имеющееся сейчас кольцевое движение на двух перекрестках, а на пересечении с ул. Щербакивского и просп. Палладина обустроить двухуровневые развязки.
Как стало известно KV из объявления электронной системы публичных закупок Prozorro, 24 ноября 2021 года КП “ДСДТС” (*) заключило с ООО “Онур конструкцион Интернешнл” (**) договор на реконструкцию ул. Стеценко от проспекта Палладина до площади Валерия Марченко. Цена договора составила 2,48 млрд гривен.
Свои предложения для участия в тендере кроме “Онур конструкцион Интернешнл”, подавали еще две компании – ООО “Ростдорстрой” и ЧП “Югстрой 17”. “Югстрой 17” к аукциону не допустили из-за несоответствия тендерным условиям, а предложение “Ростдорстрой” оказалось дороже.
5 сентября 2021 года ЧП “Югстрой 17” пожаловалось в Антимонопольный комитет (АМКУ) на дискриминационные условия тендера и потребовало отменить решение тендерного комитета о допущении “Онур конструкцион Интернешнл” к аукциону. 18 октября 2021 года АМКУ обязал КП “ДСДТС” отменить указанное решение. КП “ДСДТС” это требование проигнорировала, лишь 25 октября 2021 года дало свой комментарий на решение АКМУ, но в системе Prozorro почему-то его не обнародовало. При этом известно, что с 15 сентября по 1 октября 2021 года Госаудитслужба проводила мониторинг указанной закупки и нарушений не выявила.
В соответствии с заключенным договором, все работы по реконструкции “Онур конструкцион Интернешнл” должно выполнить до конца 2028 года. В их перечне подготовительные работы, перекладка электросети, теплосети, водопровода, газопровода, дождевой и напорной канализации, строительство путепроводов на двух транспортных развязках, обновление дорожного покрытия, обустройство одноуровневой развязки на пересечении с ул. Газопроводной, велодорожек, тротуаров, остановок общественного транспорта, нового внешнего освещения, барьерного ограждения, светофоров и дорожных знаков, озеленение и благоустройство территории.
Работы по реконструкции на указанном участке ул. Стеценко намерены выполнять в 4 очереди:
-
Первая – до конца 2023 года – реконструкция ул. Стеценко от просп. Палладина до ул. Туполева;
-
Вторая – до конца 2023 года – реконструкция ул. Стеценко от ул. Туполева до площади Валерия Марченко с ликвидацией кольцевого движения транспорта на пересечении с ул. Туполева;
-
Третья – до конца 2025 года – строительство двухуровневой транспортной развязки на пересечении ул. Стеценко с ул. Щербакивского с ликвидацией кольцевого движения;
-
Четвертая – до конца 2028 года – строительство двухуровневой транспортной развязки на пересечении ул. Стеценко с просп. Палладина.
Гарантия на основные несущие конструкции должна составить – 30 лет, на инженерные коммуникации – 10 лет, на строительно-монтажные работы и дорожное покрытие – 5 лет, на светофорные объекты – 3 года.
Отметим, проект реконструкции ул. Стеценко от проспекта Палладина до площади Валерия Марченко был утвержден распоряжением Киевской горгосадминистрации (КГГА) от 9.08.2021 года № 1726. Согласно этому распоряжению, общая стоимость реконструкции в ценах на март 2021 года – 2,94 млрд гривен, длина подлежащего реконструкции участка ул. Стеценко – 3,91 км.
Провести указанную реконструкцию в Киеве собирались с 2006 года. Тогда было утверждено распоряжение КГГА от 24.07.2006 года № 1108, которым КП “ДСДТС” поручили провести в 2007 году проектирование этой реконструкции, а после утверждения проектно-сметной документации – саму реконструкцию.
Только в апреле 2018 года КП “ДСДТС” объявило тендер на соответствующие проектные работы, но его отменили из-за невозможности устранить нарушения. По результатам повторного тендера на проектирование реконструкции ул. Стеценко в сентябре 2018 года КП заключило с ООО “Синк плюс международная инжиниринговая и консалтинговая компания” договор (цена – 44,8 млн гривен) на подготовку указанной документации до сентября 2019 года.
21 декабря 2020 года к договору с ООО “Синк плюс международная инжиниринговая и консалтинговая компания” было заключено дополнительное соглашение о переносе срока выполнения проектных работ на 31 декабря 2021 года. Причина – задержки бюджетного финансирования в связи с карантином.
Градостроительные условия и ограничения (ГУО) на проектирование этой реконструкции ул. Стеценко Департамент градостроительства и архитектуры КГГА утвердил для КП “ДСДТС” 2 октября 2020 года, то есть практически через 2 года после начала разработки проекта реконструкции.
Читайте: В КГГА постфактум разрешили проектировать реконструкцию улицы Стеценко
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Онур конструкцион Интернешнл” зарегистрировано в 2004 году. Уставный фонд – 2,16 млн гривен. Основной вид деятельности – строительство дорог и автострад. Учредители – граждане Турции Онур и Исхан Четинджевиз, а также житель Львова – Олег Фарион. Руководитель – гражданин Турции Йилдиз Бирол.
Компания входит в группу “Онур”, в составе которой 23 компании, занимающиеся строительством и ремонтом дорог, трамвайных путей, производством бетонных и асфальтобетонных растворов. Ключевые лица – Онур и Ихсан Четинджевиз.
По результатам участия в публичных закупках ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” заключило 494 договора на 61,16 млрд гривен. Самые крупные заказчики – областные Службы автомобильных дорог. С КП “ДСДТС” нынешнее сотрудничество – первое. При этом “Онур Конструкцион Интернешнл” регулярно получает дорогостоящие подряды от КК “Киевавтодор”: с 2016 года было заключено 16 договоров на 3,93 млрд гривен (данные Сlarity-project).
Среди крупных подрядов, которые ООО “Онур Конструкцион интернешнл” получило от КК “Киевавтодор” – реконструкция развязки на пересечении просп. Победы с ул. Щербакова (ул. Щербакова с февраля 2016 года переименована в ул. Щербакивского, 202,4 млн гривен), капремонт ул. Энтузиастов (262 млн гривен), капремонт участка Киевского полукольца от улицы Ватутина до Одесской площади (1,37 млрд гривен), текущий ремонт Надднепрянского шоссе (34,81 млн гривен). Кроме этого, 23 ноября 2021 года КК “Киевавтодор” опубликовало намерение подписать с ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” договор на проведение капремонта ул. Крещатик на сумму 740 млн гривен.
Сотрудничество КК “Киевавтодор” и ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” неоднократно попадало в поле зрения правоохранителей. Так, в 2017 году правоохранители заподозрили их в присвоении бюджетных миллионов при выполнении в 2016 году капремонта проспекта Победы (уголовное производство № 42017101100000286 от 14.08.2017 года). У следствия тогда были вопросы к качеству асфальта, старым бордюрам, которые по документам выдавали за новые, и еще целому ряду огрехов. Кроме того, по данным следствия, часть денег, предусмотренных на ремонтные работы, таинственным образом обналичивалась, а потом испарялась.
Читайте: “Киевавтодор” с турецкими подрядчиками подозревают в распиле миллионов на ремонте столичных дорог
В феврале 2019 году ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” вместе с другими подрядчиками “Киевавтодора” стало фигурантом еще одного уголовного производства (№42019101010000042). По данным следствия, корпорация вместе со своими подрядчиками разработали механизм хищения бюджетных средств путем незаконного завышения стоимости работ при ремонте столичных дорог в течение 2017-2019 годов.
В июле 2019 года Нацполиция начала расследование в рамках уголовного производства № 42019100000000457 по факту присвоения должностными лицами КК “Киевавтодор” в сговоре с ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” бюджетных средств при выполнении реконструкции транспортного узла на пересечении просп. Победы с ул. Щербакова. Следствие тогда установило, что в ходе выполнения этого подряда могло быть присвоено 13,2 млн гривен.
КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева” создано Киевсоветом в 1998 году. Основной вид деятельности – деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии, предоставление услуг технического консультирования в этих сферах. Уставный капитал – 2,9 млн гривен. Обязанности директора КП “ДСДТС” с 23 ноября 2020 года исполняет замдиректора предприятия по экономике Наталья Хоматова. До нее с 1 ноября 2018 года предприятием руководил Роман Лисневский, также в статусе исполняющего обязанности. С 5 августа 2015 года по 1 ноября 2018 года этим КП руководил Максим Калинин. Он был уволен по соглашению сторон, а исполнение обязанностей руководителя предприятия было временно возложено на его первого заместителя – Романа Лисневского. Его уволили из-за скандала с тендером на приобретение элитного внедорожника. С апреля 2019 года КП возглавил Михаил Харнам, который был уволен в марте 2021 года.
КП “ДСДТС” известно как заказчик строительства Подольского мостового перехода и Большой окружной дороги, которые стали не просто скандальными, но и обросли уголовными производствами.
Читайте: Ответственных за строительство Подольского моста рекомендовали привлечь к ответственности и Дело на миллиард: как в Киеве строят Большую Окружную дорогу
Сегодня на этих объектах работает ООО “Эко-строй-трейд”, которое, похоже, является одной из компаний, с помощью которых известный предприниматель и депутат Киевсовета VI созыва от “Блока Леонида Черновецкого” Денис Комарницкий “кормится” на столичной казне. По крайней мере, эта информация была обнародована депутатом Верховной Рады Гео Леросом (фракция “Слуга народа”) и передана им в НАБУ.
Именно сотрудничество КП “ДСДТС” и ООО “Эко-строй-трейд” чаще всего попадало в поле зрения правоохранителей. Так, в августе 2018 года было открыто уголовное производство № 42018101020000145 по факту возможного присвоения крупных сумм на строительстве Подольского моста. Следствие предполагало, что из-за отсутствия со стороны КП “ДСДТС” контроля за работами были завышены их стоимость и цена стройматериалов. А с мая 2019 года Нацполиция в рамках уголовного производства №12019000000000425 пытается установить, действительно ли должностные лица КП “ДСДТС” по предварительному сговору с подрядчиками осуществили растрату и завладели государственными средствами при строительстве Подольского моста.
Читайте: Строителей Подольско-Воскресенского моста будут “выводить на чистую воду” до 14 ноября 2021 года
Также полиция с апреля 2019 года расследует возможное присвоение средств при строительстве Большой окружной дороги. Уголовное производство № 42019100000000293 было открыто по факту обнародования в сюжете ТСН информации о том, что при строительстве этой дороги в 2016 году должностные лица подрядных предприятий присвоили бюджетные средства из-за чего столичным властям пришлось значительно увеличить смету.
Читайте: Нацполиция расследует миллиардные махинации на строительстве Большой Окружной дороги
В августе и октябре 2021 года прокуратура сообщила первому заместителю руководителя КП “ДСДТС” и двум руководителям подрядных организаций о подозрениях в рамках уголовных производств по факту присвоения средств территориальной общины и служебной халатности при строительстве Подольского моста.
КП “ДСДТС” подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. До него с 5 апреля 2021 года обязанности директора этого департамента исполнял первый заместитель директора этого департамента Иван Шпилевой.
Деятельность указанного департамента с 9 ноября 2021 года направляет лично городской голова Киева Виталий Кличко (на коллаже). Также Кличко обеспечивает осуществление полномочий КГГА в сфере транспорта. Ранее эту сферу в столице курировал зампредседателя КГГА Александр Густелев, решение об увольнении которого Виталий Кличко принял в связи с затягивание работ по завершению строительства Подольского моста.
Читайте: Заместитель Кличко Густелев увольняется по собственному желанию
* КП “Дирекція будівництва шляхово-транспортних споруд Києва” (Код ЄДРПОУ: 05445267)
** ТОВ “Онур Конструкціон Інтернешнл” (код ЄДРПОУ: 32851616)
Фото: коллаж KV