В октябре 2016 года в Киеве начал работу творческий проект “UAmaze. Дивосвіт українського мистецтва”. Это – инициатива, занимающаяся популяризацией произведений народного декоративного искусства Украины, в частности, петриковской и самчиковской росписей. О том, как работает проект и зачем он нужен нашей стране, читайте в новой истории о украинских стартапах от КиевVласти.
Проект UAmaze основали Ирина Чиркова, Наталья Никитина и Наталья Шадрина. Семь лет подряд команда занималась сугубо развитием арт-проектов, но со временем создала художественную инициативу UAmaze.
“Деятельность нашего проекта направлена на то, чтобы культурное наследие становилось современным и известным не только в Украине, но и мире. Также UAmaze занимается благотворительными социальными проектами, организовывает мастер-классы и школу по петриковской и самчиковской росписям, популяризирует декоративное искусство, организовывает арт-туры в Украине и распространяет качественную сувенирную продукцию”, – рассказывает Татьяна Ромах, PR-менеджер проекта.
Читайте также: История одного стартапа. Яркие сумки и аксессуары из натурального войлока от Woolberry
По ее словам, в название проекта основатели заложили свой смысл. UAmaze означает “Украина удивляет!” То есть стартаперы открывают красоту украинского искусства всему миру, Украине есть чем удивить мир.
“Главная цель нашего проекта – чтобы украинское искусство становилось современным, украшало повседневную жизнь украинцев. А также чтобы им интересовалась молодежь, дети, то есть наш акцент на молодую аудиторию”, – отмечает Татьяна.
Как сообщила KV PR-менеджер UAmaze, стартаперы столкнулись с тем, что, к сожалению, украинское декоративное искусство воспринимают, как архаику, нечто музейное и вышедшее из моды. Основатели хотят сделать так, чтобы петриковская и самчиковская росписи стали современными и возрождали украинские ценности, которые очень важны, чтобы сохранить украинское общество в единстве.
Из истории петриковской и самчиковской росписей
“Петриковская роспись – одна из жемчужин украинского декоративного искусства, которая в 2013 году была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. На сегодня, как никогда ранее, украинское общество нуждается в объединении людей разных взглядов и возрастных границ. Именно удивительное украинское искусство может стать той плоскостью, которая позволит достичь этой цели”, – объясняет Татьяна.
Читайте также: История одного стартапа. Бизнес на полках
Художественная фабрика “Петриковская роспись” в селе Петриковка Днепропетровской области стала известной на весь мир. Ее посещали многочисленные туристы, и непременно, везли с собой петриковские сувениры. В 2004 году эта фабрика прекратила свою работу, а в 2011 году она была полностью уничтожена. В результате осталось большое количество мастеров, которым в силу объективных причин стало невыгодно заниматься Петриковкой, и они стали переключаться на другие виды деятельности. Именно поэтому стартаперы хотят привлекать этих мастеров к организации мастер-классов, тем самым позволяя им и дальше занимать росписью.
“Второе наше направление – это самчиковская роспись. Она родилась в селе Самчики Хмельницкой области. В прошлом столетии это искусство было утрачено, но в 60-70 годах прошлого века роспись начал возрождать Александр Пажимский. Сейчас в Украине всего пять мастеров, которые занимаются самчиковской росписью. И проблема в том, что новые мастера не появляются, старшему – 87 лет, а младшему 47. Поэтому задача Uamaze – сделать так, чтобы мастеров становилось больше”, – рассказывает собеседница KV.
UAmaze-бизнес
Как рассказали основатели UAmaze, стартового капитала как такового они не имели. Все создавали собственными силами.
Что касается стоимости мастер-классов, то три часа работы с мастерами стоит 300 гривен. Обычные мастер-классы, которые организовываются еженедельно по 200 гривен за три часа работы. Также художественная инициатива проводит выездные арт-туры, например, в само село Самчики. Ближайший арт-тур 24-25 марта.
На фото: участники арт-тура в селе Самчики Хмельницкой области
Читайте также: История одного стартапа. Путешествие с Zumme
“В нашем штате около десяти человек. Это основатели и руководители проекта, а также менеджеры, которые занимаются интернет-магазинами, где можно купить современную продукцию, расписанную петриковской или самчиковской росписью, в любой точке мира”, – заверила Татьяна Ромах.
По ее словам, в конце прошлого года стартаперы создали совершенно уникальный, аутентичный Самчиковский календарь-сюрприз, который стал очень популярным.
Также, проект UAmaze брендирует современную продукцию Петриковской и Самчиковской росписями: ежедневники, блокноты, футболки, браслеты, подарочные коробки, чехлы на телефоны, канцелярию, новогодние игрушки, ошейники, банданы для собак и многое другое.
Успех и перспектива UAmaze
“В октябре 2017 года мы осуществили благотворительный проект, в рамках которого выпускники курсов Петриковской росписи под руководством мастера расписали стены (18 м) в столовой дома престарелых, а в ноябре – детскую площадку возле парка Славы в Киеве”, – отмечает Татьяна Ромах.
Что касается планов на будущее, то стартаперы мечтают о том, чтобы петриковской и самчиковской росписями начало заниматься как можно больше людей. Также ребята планируют создать диджитал-интерактивную выставку в Художественном арсенале. Любой человек сможет прийти на выставку, чтобы полюбоваться графическим изображением петриковки, а также будет иметь возможность сам нарисовать что-то с помощью виртуальной реальности.
“Еще в наших планах расписать село Самчики Хмельницкой области, чтобы оно стало одним из туристических арт-центров в Украине. В Самчиках уже есть Дворцово-парковый ансамбль “Самчики”, который, кстати, был номинирован на всеукраинский конкурс “Семь чудес Украины”, но мы надеемся, что и сами Самчики станут популярными для туристов, ведь там будут проводиться мастер-классы по самчиковской росписи и экскурсии”, – рассказывает PR-менеджер UAmaze.
Также основатели UAmaze планируют реализовать благотворительный проект “Искусство в каждый дом”. Его цель – украсить росписью объект, предложенный жителями столицы. Например, входную дверь дома, стену в подъезде или лифте, любую поверхность в школе ребенка, даже скамейку в парке. Стартаперы призывают киевлян к сотрудничеству через страницу в Facebook .
Что касается рекламы, команда UAmaze также уделяет ей немало времени. С первых дней создания проект обзавелся страничками в Facebook и Instagram, где ежедневно публикуют фото и видео. Также стартаперы в ближайшее время планируют создать свой сайт.
Читайте также: История одного стартапа: сколько стоят эмоции и запах кожи?
Фото: UAmaze