Киевсовет призвал Киевскую горгосадминистрацию (КГГА) к ответу по вопросу строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода. Депутаты обратили внимание на то, что чиновники недавно утвердили новый проект данного объекта, согласно которому мост будет проходить через озеро Радунка в Днепровском районе. Против такой траектории долгие годы выступала общественность, в связи с чем ранее власти неоднократно обещали не делать этого. Столичные эксперты уверены: строительство мостоперехода в таком виде противоречит градостроительной документации Киева и может привести к нежелательным экологическим последствиям и транспортному коллапсу на левом берегу города, ведь улицы Радужного массива не приспособлены к активному движению транспорта.
Как стало известно KV, 21 октября 2021 года Киевсовет поддержал обращения депутата столичного горсовета Вадима Васильчука (фракция “Голос”) к главе КГГА Виталию Кличко о строительстве арочного моста через озеро Радунка.
В ходе обсуждения депутатских запросов Вадима Васильчук объяснил коллегам по сессионному залу суть своего обращения. Речь идет о том, что на протяжении последних пары лет столичные власти заявляли, что Подольско-Воскресенский мостопереход не будет проходить через озеро Радунка (Радужное): по информации руководства города, это сочли нецелесообразным, к тому же – против стройки в районе данного водоема выступали жители сразу нескольких левобережных жилых массивов. Однако, 13 октября 2021 года КГГА своим распоряжением №2152 переутвердила проект строительства Подольско-Воскресенского мостоперехода, и в новом документе “появился” арочный мост через указанное озеро. Согласно документу, длина моста через Радунку составит 203,6 м, ширина – 28,5 м.
“Я обращался и к Виталию Владимировичу (Кличко. – KV), и к аппарату КГГА. Я “возмущенно-шокирован” тем, что на протяжении нескольких лет мы обещаем общине, что Подольско-Воскресенский мост не будет идти через озеро Радунка. Принимается соответствующее технико-экономическое обоснование (ТЭО), корректируется соответствующая проектная документация по левобережным подходам, есть постоянные заявления главы КГГА. Я бы хотел, чтобы мы прояснили ситуацию, ошибка ли это (информация в распоряжении КГГА №2152 от 13 октября 2021 года. – KV), потому что наши публичные заявления и наши шаги не соответствуют тому, какое распоряжение выдала КГГА”, – заявил Вадим Васильчук.
Отметим, разработка проекта Подольского мостового перехода началась тридцать лет назад, в далеком 1987 году. Строительство моста стартовало в 1993 году, но вскоре было приостановлено из-за недостатка денег. Уже в начале нового столетия столичные власти распоряжением КГГА №1851 от 11 октября 2004 года (документ отсутствует в открытом доступе. – KV) утвердили “новый” проект этого инфраструктурного объекта и возобновили работы. В дальнейшем столичные власти неоднократно вносили изменения в этот документ и переутверждали проект.
Напомним, согласно упомянутому Вадимом Васильчуком распоряжению №2152 от 13 октября 2021 года, которое подписал замглавы КГГА Николай Поворозник, столичные власти увеличили смету финансирования строительства мостового перехода почти в два раза – с 11,2 млрд гривен до 19,9 млрд гривен. Столь существенное подорожание профильный замглавы КГГА Александр Густелев (на коллаже слева) объяснил, среди прочего, повышением цен на строительные материалы, ростом зарплат в строительной сфере, а также включением в проект нескольких дополнительных работ. Среди таковых – строительство моста через озера Радунка, строительство дополнительного съезда на ул. Оноре де Бальзака (жилмассив Троещина) и т.д.
Читайте: Сметная стоимость строительства Подольского моста выросла почти на 9 млрд гривен
Чем чревато такое строительство
Эксперт по вопросам градостроительства Георгий Могильный сообщил KV, что инициатива городского руководства построить мост через озеро Радунка противоречит утвержденной градостроительной документации. В первую очередь речь идет о Детальном плане территории (ДПТ) в границах бульвара Перова, улиц Сулеймана Стальского и Вершигоры и проспекта Ватутина в Днепровском районе (утвержден решением Киевсовета №679/3686 от 28 ноября 2017 года).
Данный ДПТ предусмотрел, что при строительстве Подольско-Воскресенского мостоперехода не нужно строить мост через озеро Радунка. Согласно такому решению, для жителей левого берега Киева был предусмотрен заезд на Подольско-Воскресенский мостопереход с просп. Алишера Навои, который не входит в данный ДПТ. При этом, в указанном детальном плане было закреплено, что власти планируют расширить улицу Сулеймана Стальского до двух полос в каждом направлении – по словам Георгия Могильного, этот транспортный коридор был запроектирован на тот случай, если планы по Подольско-Воскресенскому мостопереходу таки поменяются.
Эксперт уверен, что, переутверждая проект мостоперехода и внося в него мост через Радунку, власти Киева должны были внести соответствующие изменения в указанный ДПТ. В свою очередь, такие изменения должны были разработать с учетом прогноза транспортных потоков, которые будут иметь место после запуска мостоперехода. Ведь улицы Радужного массива не приспособлены для активного транспортного трафика – в отличие от улиц соседнего массива Троещина, который создавался “с оглядкой” на потенциальное строительство Подольско-Воскресенского мостоперехода. Между тем, по прогнозам Георгия Могильного, увеличение потоков транспорта на Радужном может привести к конфликтам между местными жителями и водителями, которые будут выезжать на мостопереход через этот массив.
“Если будет строиться мост, [на Радужном массиве] должны расширяться существующие улицы, должна быть совершенно другая схема организации дорожного движения. Мне кажется, что этот вариант сам по себе идиотский. Основной поток с моста должен был идти на Троещину по совершенно другим улицам. Когда планировали и застраивали Троещину, там специально делали широкие проспекты, предусмотрели, чтоб можно было открытым способом дешево строить метро. Теперь же все поменялось. Там, где на Троещине были “запасы места”, строятся какие-то торговые центры, парковки, киоски и еще не пойми что. А потоки транспорта теперь хотят пустить по улицам, которые изначально для таких потоков не предусмотрены. Улицы [Радужного массива] не выдержат нагрузки – должна быть соответствующая ширина улиц, соответствующее покрытие, соответствующие “красные линии”, – подчеркнул Георгий Могильный.
По мнению эксперта, столичные власти имеют широкие возможности для манипуляций в этом вопросе. Это, дескать, связано с привычной “скрытностью” руководства города – с тем, что общественность не видит многих документов по Подольско-Воскресенскому мостопереходу, в том числе и графических чертежей. Георгий Могильный уточнил, что еще 2016 году столичные власти “указывали, что мост через Радунку в проекте есть, но не уточняли, что он строится” – речь идет о том, что КГГА в соответствующих распоряжениях по проекту мостоперехода не прописывала технико-экономические показатели моста через указанное озеро (к примеру, его длину).
Георгий Могильный предполагает, что активизация столичных властей вокруг этого строительства вряд ли будет иметь позитивные результаты – по его мнению, жители и гости столицы, скорее всего, в итоге получат “полуфабрикат с массой недостатков”.
Противостояние общественности и властей
Как сообщала KV, общественность и депутаты Киевсовета неоднократно критиковали проект строительства Подольско-Воскресенского мостоперехода в части его прохождения над озером Радунка.
Так, в 2017 году, еще перед утверждением вышеупомянутого ДПТ, столичный депутат Сергей Артеменко (на тот момент входил во фракцию “Солидарность”, сейчас – фракции “Европейская солидарность”) указывал на то, что такое “проектное решение недопустимо и влечет за собой ряд экологических нарушений, а именно – загрязнение озера Радунка горюче-смазочными материалами (которые будут стекать с моста. – KV), что приведет к уничтожению флоры и фауны природного озера; магистраль общегородского значения станет источником большого скопления выхлопных газов, которое негативно скажется на состоянии здоровья жителей близлежащих домов”.
В свою очередь, общественность неоднократно предлагала столичным властям утвердить проект Подольско-Воскресенского мостоперехода, разработанный около полутора десятка лет назад за деньги жителей Русановских садов. В этом проекте съезд с моста не затрагивает озеро Радунку, Русановский и Радужный массивы, а развернут в сторону жилмассива Троещина и идет исключительно по коммунальным землям. Киевляне были недовольны тем, что для строительства моста столичные власти планировали “забрать” землю под их домами, а взамен – построить жилье в поселке Быковня (Деснянский район). Однако, несмотря на положительные рецензии во всех инстанциях, столичные власти, по данным местных жителей, отклонили “народный” проект и внесли изменения в существующий документ, которые все также предполагают организацию съезда, требующую сноса домов.
Жители упомянутых жилых массивов неоднократно проводили митинги и протесты против строительства мостоперехода по проекту властей. Промежуточным результатом этого стало заключение между жителями Русановских садов и столичными властями некоего меморандума о сотрудничестве – согласно нему, общественность обязывалась не препятствовать строительству моста, а власти брали на себя обязательство поддерживать в надлежащем техническом состоянии целый ряд улиц. Однако летом 2020 года Виталий Кличко обвинил общественность в нарушении условий меморандума – якобы из-за того, что активисты заблокировали движение строительной техники по улице Центральная Садовая.
Читайте: Переносом Русановских и Воскресенских садов в Быковню займется экс-директор КП “Киевтелесервис”
При этом, в сентябре 2020 года депутат Вадим Васильчук сообщил о том, что Виталий Кличко “три года подряд заявлял что мост пойдет по улице Оноре де Бальзака и проспекту Алишера Навои, но не будет идти через озеро Радунка”. Однако в итоге КГГА, дескать, решила иначе. Кличко тогда ничего не ответил Васильчуку, лишь предоставив КГГА протокольное поручение ввести народного избранника в курс дел.
Читайте: Кличко не знає, куди йде Подільський міст, який він обіцяв відкрити цього року (відео)
Напомним также, в мае 2021 года, КГГА и бюджетная комиссия Киевсовета согласовали увеличение расходов на строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода в 2021 году на 528,2 млн гривен (до 1,24 млрд гривен). Чтобы обеспечить в текущем году такие значительные вливания в “коррупционный долгострой”, было сокращено финансирование, предусмотренное бюджетом Киева на строительство метро на Виноградарь, отрезка Большой окружной дороги и реконструкцию Шулявской развязки. Ряд городских депутатов тогда выразили мнение, что администрация Виталия Кличко намеренно плохо планирует бюджетные расходы, чтобы потом распределять деньги в “ручном режиме”, не привлекая лишнего внимания к постоянно растущей стоимости скандального моста.
Заказчиком строительства Подольско-Воскресенского мостоперехода выступает КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений”, обязанности руководителям которого с 23 ноября 2020 года исполняет замдиректора этого предприятия Наталья Хоматова. Предприятие подчиняется Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА, экс-гендиректор КК “Киевавтодор” Александр Густелев.
Фото: коллаж KV