Управление туризма и промоций Киевской горгосадминистрации (КГГА) отчиталось о выполнении в первом полугодии 2021 года Городской целевой программы развития туризма. Получилось крайне плохо: в течение шести месяцев чиновники выполнили всего 9 из 35 запланированных мероприятий (выполнение – 25,7%), потратив на это 957,3 тыс. гривен (чуть больше 1% от изначально запланированной сметы). Однако, и эти цифры можно назвать условными: например, исполнители программы сообщили о выполнении пункта по созданию специальной “горячей линии” для туристов, однако по факту поддержкой гостей столицы занимались только операторы контактного центра Киева. Большая часть работы, которую осуществили чиновники, касается участия в разного рода совещаниях и наполнения туристического портала столицы. Между тем, целый ряд мероприятий, среди которых – создание единой туристической ID-карты гостя, так и не были выполнены. В ближайшее время на рассмотрение Киевсовета будет вынесен проект новой “туристической программы”, в связи с чем у депутатов явно будет пища для размышлений касательно приоритетов и объемов финансирования данной сферы.
Как стало известно KV, 9 сентября 2021 года комиссия Киевсовета по вопросам культуры, туризма и общественных коммуникаций приняла к сведению отчет о выполнении в первом полугодии нынешнего года Городской целевой программы развития туризма в городе Киеве на 2019-2021 годы.
Документ был подготовлен управлением туризма и промоций КГГА – главным исполнителем этой программы.
Напомним, программа развития туризма была утверждена решением Киевсовета №470/6521 от 18 декабря 2018 года. На момент ее принятия столичные власти планировали потратить на реализацию мероприятий программы в течение трех лет 219 млн гривен. Большую часть финансирования – 199,5 млн гривен – Киевсовет и КГГА планировали выделить из городского бюджета, остальные 19,5 млн гривен – привлечь из других источников.
Читайте: Столичная власть утвердила городскую целевую программу развития туризма
При утверждении программы столичные власти решили, что в 2021 году на ее выполнение должно быть потрачено 71,5 млн гривен. Впрочем, в бюджете Киева на нынешний год на реализацию мероприятий по развитию туризма было заложено более чем в 7 раз меньше денежных средств – всего 9,9 млн гривен. А согласно отчету, в течение первого полугодия 2021 года исполнители программы не смогли освоить и десятой части этой суммы – на ее выполнение было потрачено всего 957,3 тыс. гривен, что составляет чуть больше 9% от объемов общего утвержденного финансирования и чуть более 1% от изначального плана.
Тем не менее, как указано в отчете, за первые шесть месяцев текущего года управление туризма и промоций КГГА совместно с КП “Киевский городской туристско-информационный центр” (“КГ ТИЦ”) выполнили 9 из 35 запланированных мероприятий. Следовательно, процент выполнения программы – 25,71% (некоторые мероприятия еще выполняются, а некоторые – планируется выполнить. – KV).
Среди выполненных мероприятий чиновники указывают “создание условий для развития современных видов туризма” – в том числе свадебного и гастрономического. В рамках этого мероприятия, по данным КГГА, в столице: был создан новый гастрономический продукт – “киевский пирог” (“Kyiv Pie”); достигнуты договоренности с представителями столичных торгово-развлекательных центров (ТРЦ) по наработке стратегии развития шопинг-туризма; обеспечено создание электронной формы для партнеров, туристов и гидов на официальном туристическом портале столицы kyivcitytravel.com.ua и т.д. На все это, как указано в отчете, не было потрачено ни копейки средств столичного бюджета – несмотря на то, что программой были предусмотрены траты в размере 200 тыс. гривен из городской казны и 500 тыс. гривен из других источников. Интересен тот факт, что в самой программе не было указано, какие именно работы чиновники и подчиненный им КП “КГ ТИЦ” должны выполнить в рамках данного мероприятия – то есть, чтобы власти не сделали, они могли смело указывать, что справились с поставленной задачей.
Также в качестве выполненного мероприятия управление туризма и промоций КГГА указывает создание и обеспечение работы горячей телефонной линии, которая должна оказывать юридическую и информационную помощь туристам. При этом, в отчете сообщается, что на самом деле такая горячая линия не была создана, а обращения туристов обрабатывали операторы линии контактного-центра Киева (т.н. “служба 15-51”) и сами работники вышеупомянутого управления – через телефонную связь. Это было связано с тем, что на такое мероприятие не было предусмотрено бюджетное финансирования, хотя, согласно программе, планировалось выделить 599 тыс. гривен.
Кроме того, власти города потратили 165,8 тыс. гривен (план – 1,5 млн гривен) на наполнение и продвижение туристического портала Киева. Это позволило профильному управлению отметить соответствующее мероприятие как выполненное – хотя в программе опять-таки не было указано, чем чиновники должны были заниматься. По факту исполнители программы в течение первого полугодия 2021 года создали несколько новых вкладок и разделов на упомянутом выше сайте, занимались созданием его англоязычной версии (по факту работа начата, но данная версия не наполнена материалами. – KV), “добились” размещения ссылок на этот сайт на официальном портале КГГА и сайте ukraine.ua, вели страницы управления туризма и промоций КГГА в социальных сетях и т.д.
Помимо прочего, в качестве выполненного чиновники указали мероприятие по организации и проведению форумов, совещаний и конференций касательно развития туризма в Киеве для представителей частного сектора, общественных организаций и ассоциаций – таковых в первом полугодии насчитывалось несколько десятков, плюс около семи десятков рабочих встреч. Кстати, на это, согласно отчету, не было потрачено ни копейки денежных средств (план – 2 млн гривен). Ряд этих мероприятий были организованы другими органами и структурами (например, Государственное агентство развития туризма, Департамент культуры и туризма Одесского горсовета и т.д.), а чиновники профильного управления КГГА, судя по всему, участвовали в них в качестве “приглашенных гостей”.
В отчете также указано, что целый ряд мероприятий данной программы были выполнены частично. В частности – мероприятие по содействию проведения в столице больших культурных, спортивных и деловых событий и мероприятий, на что из городского бюджета было потрачено целых 0 гривен (план – 10 млн гривен из столичной казны). Судя по данным отчета, в большей степени под содействием подразумевается публикация новостей о разных мероприятиях на туристическом портале Киева и сайтах городских структур.
Согласно отчету, некоторые мероприятия не были выполнены вообще – в первую очередь в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Среди таковых – изготовление и установка информационных стендов для распространения рекламно-информационной полиграфической печатной продукции (план – 70 тыс. гривен), установка новых и обновление существующих туристических навигационных носителей (план – 2 млн гривен), создание разъяснительного справочника по работе с иностранными туристами (план – 250 тыс. гривен), создание единой туристической ID-карты гостя и налаживание сотрудничества с международными туристическими карточными системами и программами (план – 200 тыс. гривен) и т.д.
Впрочем, такой отчет все равно убедил комиссию Киевсовета по вопросам культуры, туризма и общественных коммуникаций.
Отметим, уже в ближайшее время Киевсовет может утвердить “новую” программу развития туризма, которая будет рассчитана на период 2022-2024 годов. Соответствующий проект решения №08/233-2733/ПР от 26 июля 2021 года комиссия по вопросам культуры, туризма и общественных коммуникаций согласовала на том же заседании 9 сентября. Данным документом предусмотрено, что в течение ближайших трех лет городские власти потратят на выполнение мероприятий по развитию туризма 118,9 млн гривен (106 млн гривен – из столичного бюджета). Это – более чем на 100 млн гривен меньше, чем было запланировано “старой”, т.е. действующей программой. Впрочем, как показывает практика, далеко не факт, что чиновники смогут освоить даже такие объемы финансирования.
Читайте: КГГА определилась с развитием туризма в Киеве в 2022-2024 годах
Как сообщала KV, в 2019 году Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА по сути признал неэффективным выполнение “предыдущей” программы развития туризма в Киеве, которая действовала в течение 2016-2018 годов. Тогда аудиторы выяснили, что управленцы Виталия Кличко “смешили людей” крайне низким наполнением портала visitkyiv.travel, “запороли” внедрение городской туристической ID-карты гостя Киева (как и в первом полугодии 2021 года. – KV), платили за ненужную рекламную продукцию, завышали сметы проведения Дней Киева за рубежом и пр.
Читайте: В КГГА продемонстрировали как не нужно развивать туризм
Напомним, обязанности директора КП “КГ ТИЦ” с 14 декабря 2020 года исполняет Даниил Барашкин. Предприятие подчинено управлению туризма и промоций КГГА, которое с 27 декабря 2019 года возглавляет Марина Радова (на фото слева). Деятельность этого управления с конца 2018 года контролирует заместитель председателя КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий Марина Хонда (на фото справа).
Фото: коллаж KV