В Киеве и Киевской области готовятся общими усилиями разрешать проблемы столичного региона с дорогами, маршрутками и канализацией. С начала 2017 года в администрациях Виталия Кличко и Александра Горгана витает идея о создании агломерации. Однако, пока что власти столицы и области застряли в подготовке новых законопроектов и меморандумов, а также выяснениях, кто должен больше вложиться в разбитые дороги, изношенные трубы, недостающие школы и садики.
Как стало известно KV, в первом полугодии 2017 года чиновники и депутаты Киева и Киевщины несколько раз собирались за круглым столом, чтобы обсудить главные инфраструктурные проблемы столицы и близлежащих территорий. Среди них – плохие дороги, катастрофическое состояние канализации, транспортное сообщение между столицей и регионом, а также недостаток школ и садиков.
По итогам встреч в Киеве и в городе Буча решено, что отношения между Киевом и областью нужно менять в корне. Среди озвученных предложений – изменения в законодательство и возврат к “старым” законам, подписание общих документов, меморандумов и т.д. Однако, обозначить свои дальнейшие шаги в сторону друг друга стороны пока не готовы.
Соседи в тягость
12 апреля этого года Киев и Киевская область впервые сели за стол переговоров в стенах КГГА. Cтолица в лице своего градоначальника Виталия Кличко очертила общие с Киевской областью проблемы. По словам Виталия Кличко, каждый день Киев получает дополнительную нагрузку на свою инфраструктуру в виде 558 тыс. людей, приезжающих сюда на работу. Это – 35% жителей Киевской области. Кличко отметил, что сегодня Киев и Киевская область имеют несколько общих проблем, которые также нужно решать общими усилиями.
“Первая – это проблема дорог и инженерных коммуникаций. Без этого невозможно создать комфортную среду для проживания. Вторая – проблема координации общественного транспорта города и пригородных населенных пунктов. Такая координация может существенно снизить нагрузку на дороги в часы пик и урегулировать больной вопрос стоимости проезда в маршрутках”, – заявил Кличко.
Третья проблема, по его словам – это отсутствие согласованного планирования развития территорий.
“Киеву и жителям Киевской области нужны новые подъезды к столице. Однако построить их город не может, потому что это – территория области. С другой стороны, вокруг Киева идет массовая жилая застройка, а объекты социальной инфраструктуры – отсутствуют. Поэтому я считаю, что сегодня должен начаться серьезный разговор о налаживании сотрудничества общин города и области и решения основных проблем”, – добавил столичный градоначальник.
У Киевской области иной взгляд на проблему сотрудничества Киева и окружающих населенных пунктов. Как отметил KV глава Офиса реформ Киевской облгосадминистрации Владимир Удовиченко, упомянутые Виталием Кличко 35% жителей Киевской области де-факто работают на бюджет столицы, получая взамен разрушенную инфраструктуру по дороге домой с работы.
“В столичной горадминистрации считают, якобы Киевская область пользуется Киевом. Вряд ли с этим можно согласиться. Жители Киевской области работают в Киеве, а возвращаются домой в разрушенную и полуразрушенную социальную инфраструктуру, оставляя свои налоги с рабочих мест именно Киеву, который за счет этого в том числе обустраивается. Поэтому и молодежь убегает из столичного региона. В любом случае, отношения Киева и Киевской области остаются неотрегулированными ни на законодательном уровне, ни на уровне местного самоуправления”, – прокомментировал Владимир Удовиченко.
Готовы подписать
Как сообщил KV глава офиса реформ Киевской ОГА Владимир Удовиченко, после встречи в Киеве проблема агломерации обсуждалась и в Киевской области. Круглый стол с названием “Большой Киев: от идеи до реализации” с участием представителей местного самоуправления Киевской области состоялся в городе Буча 28 апреля.
“По итогам встречи в Буче со стороны Киевской области был подготовлен Меморандум о сотрудничестве между КОГА и КГГА. Думаю, Киев не откажется его подписать, так как документ подготовлен универсально для обеих сторон. И мне кажется, это должно состояться на территории Киевской области”, – рассказал KV Владимир Удовиченко.
По словам заместителя председателя КГГА Алексея Резникова, в отношении границ КГГА и населенные пункты-соседи уже почти достигли консенсуса, а Меморандум с областью будет подписан до конца 2017 года.
“Мы активно ведем диалог с представителями местного самоуправления Киевской области, населенных пунктов, граничащих со столицей. Проект потенциального землеустройства передан в Киевский областной совет для консультации. Ждем от областного совета реакцию, чтобы встретиться вместе со всеми субъектами вокруг Киева. Есть идея предварительно подписать Меморандум для достижения взаимопонимания, – до сих пор этого никто не делал. После этого можно уже запустить юридические процессы, а именно: внести в повестку дня Киевсовета проект о землеустройстве, такие же сессии должны состояться у наших соседей. После этого проект может быть направлен в парламент. Сейчас мяч на поле Киевского областного совета”, – прокомментировал Резников.
Закона пока нет
Как рассказал KV депутат Киевского областного совета Алексей Дорошенко (Объединение “Самопомощь”), сформулированные Киевом условия и требования пока что не нашли никакого продолжения.
“Киевляне говорят о том, что агломерация нужна, ведь большинство жителей области работают в столице и нагружают социальную инфраструктуру города. Представители Киевщины – о том, что такая же ситуация происходит в области, когда киевляне едут на дачи. Есть много вопросов также в предоставлении медицинских услуг. Таким образом, проблема является двусторонней и заинтересованы тут обе стороны. Киев изучил международный опыт и решил, что в агломерацию можно включить те населенные пункты области, которые находятся в радиусе 50 километров, и в первую очередь те, которые расположены рядом с большими трассами. Также Киев ставил вопрос, сможет ли область платить за агломерацию. Мы пришли к выводу, что большинство бюджетов населенных пунктов имеют значительное перевыполнение, поэтому некоторые проекты реализовать на эти средства возможно. После совещания в апреле никаких шагов в эту сторону не было, так как все ждут решений на законодательном уровне”, – рассказал KV Алексей Дорошенко.
По его словам, следующий круглый стол Киева и Киевской области состоится ближе к осени. На нем поднимут проблему мусора, так как в Киеве нет сегодня ни одного легального полигона, и все отходы Киевлян принимает Киевская область.
Меморандумы не помогут
Глава ОО “Институт города” Александр Сергиенко считает, что для создания агломерации Киев и Киевская область должны создать отдельный орган – совет агломерации.
“Хотелось бы, чтобы этот процесс двигался активнее. Киев обязательно должен проявить инициативу и собрать за одним столом представителей всех соседствующих населенных пунктов с большим экономическим потенциалом (Бровары, Буча, Борисполь, Ирпень и т.д.) и вместе с ними создать совет агломерации. Это вполне реально, но нужна именно инициатива КГГА, так как Киев, стоит признать, является самым авторитетным рупором во всем процессе. Но на данном этапе непонятно, кто занимается этим процессом в городской администрации. После отстранения главы аппарата неизвестно, кому была поручена работа по агломерации”, – прокомментировал Александр Сергиенко.
По его словам, отсутствие обновлений в законодательстве – не помеха для развития идеи, а подписание декларативных пактов о проблемах с канализацией и дорогами вряд ли поможет разрешить основные вопросы.
“Вряд ли подписание каких-то меморандумов и документов сможет дать необходимый результат. Это не главное. Никаким законом не запрещено собираться вместе, находить общий язык и, например, создавать общественный совет агломерации и пользоваться Законом “О сотрудничестве территориальных общин”, которым можно реализовывать общие проекты. Законы можно принимать и задним числом, а вот начало реальной работы по созданию агломерации могло бы стать революционным шагом вперед”, – подытожил Сергиенко.
Читайте: Администрация Кличко “родила” никчемную Стратегию развития Киева до 2025 года