“Укравтодор” и депутаты Верховной Рады Украины от партии “Слуга народа” презентовали общественности новый проект строительства Киевской обходной дороги (КОД). Ориентировочная стоимость инициативы, которую обещают осуществить до 2024 года, составляет порядка 85 млрд гривен. КОД хотят построить “полукольцом” с одним мостом на юге от Киева, а общая длина дороги должна составить 149,8 км. В политсиле Зеленского не стесняются признавать, что финансирование строительства еще не подтверждено, а сам проект – часть предвыборной программы кандидата на пост городского головы Киева от партии “Слуга народа” Ирины Верещук (на фото). В ходе презентации она заявила о готовности реализовать данный концепт, а ее коллеги-однопартийцы из парламента открыто агитировали за “будущего мэра-женщину”, которую “заждался Киев”.
Как стало известно KV, 12 августа 2020 года Государственное агентство автомобильных дорог Украины (“Укравтодор”) презентовало проект строительства Киевской обходной дороги (КОД).
Презентация этого проекта прошла в КВЦ “Парковый” (Киев, ул. Парковая дорога, 16а) – основной презентационной площадке партии “Слуга народа” и Президента Владимира Зеленского. По словам устроителей, КОД должен стать одним из ключевых объектов программы Президента Украины “Большое строительство” на 2021-2024 годы.
Читайте: Глава “Укравтодора” пообещал Борисполю окружную дорогу
Как это будет выглядеть
По задумке “Укравтодора”, КОД должен объединить все международные трассы, которые проходят транзитом через Киев. При этом, вместо кольца с дорогим мостом через так называемое Киевское море (Вышгородский район Киевщины, – KV) будет построено полукольцо – с одним мостовым переходом на юге от Киева.
Общая длина этой дороги составит 149,8 км. Проект рассчитан на 5 лет и включает в себя строительство 5 участков дороги, а также одну реконструкцию. Ориентировочная стоимость данного проекта – 85 млрд гривен. Ожидаемый трафик дороги – 300 тыс. автомобилей в сутки.
Читайте: Пройдет через восемь районов Киевщины: обнародован план новой объездной дороги вокруг столицы
В ходе презентации стало известно, что “Укравтодор” уже объявил тендер на проектирование первого участка КОДа. Это участок длиной 35,7 км от трассы М-06 (Киев-Чоп) к трассе М-05 (Киев-Одесса) – от окрестностей села Бузовая (Киево-Святошинский р-н) к окрестностям пгт Глеваха (Васильковский р-н). На этой дороге запланировано два искусственных сооружения – эстакада через пойму реки Ирпень длиной 1,4 км и мост через реку Бобрица длиной 200 м.
По данным “Укравтодора”, стоимость строительства этого участка составит 12 млрд гривен.
Как стало известно KV из объявления в системе электронных закупок Prozorro, тендер на проектирование данного участка КОДа был объявлен в день презентации проекта – 12 августа 2020 года. Ожидаемая стоимость – 33,3 млн гривен. Начало торгов запланировано на 28 августа 2020 года. Срок работ – до 20 июня 2021 года.
С какими проблемами предстоит столкнуться в ходе строительства
В ходе презентации КОДа глава “Укравтодора” Александр Кубраков сообщил, что начало строительства дороги запланировано на 2021 год.
“Киевская окружная – это большой проект, к которому мы пытались подойти очень осторожно. Когда мы проанализировали то, что планировалось и проектировалось раньше, увидели, что 80% проблемы на первом этапе мы можем решить так называемым полукольцом. Мы не будем строить полное кольцо, которое будет проходить в северной части, потому что там нет того траффика и есть очень дорогой объект – мост через Киевское море. Нам нужно забрать из Киева весь трафик, который проезжает через столицу, через все международные трассы. Это (строительство полукольцом. – KV) будет дешевле, это будет умнее. Наши предварительные расчеты доказывают, что 80% трафика мы снимем таким техническим решением”, – сообщил Кубраков.
Заместитель главы Офиса Президента Кирилл Тимошенко отметил, что власть планирует работать над тем, чтобы этот проект не остался на бумаге, а стал реальностью.
“К сожалению, киевская власть не подходила к реальному решению этой проблемы. Киев страдает в пробках, а страна фактически не развивает свой транзитный потенциал. Киевская обходная дорога, так называемый КОД, позволит сократить время соединения в среднем на 1 час, разгрузить Киев и “сшить” страну. Это действительно один из ключевых объектов программы Президента Украины “Большое строительство”. В 2021 году мы начнем строительство первого участка. Всего их будет 6. Проект интересен нашим международным партнерам, потому что мы рассчитываем на участие международных финансовых учреждений и частных инвесторов. Им важно получить подтверждения решительности”, – отметил Тимошенко.
В свою очередь, заместитель главы фракции партии “Слуга народа” в Верховной Раде Елена Шуляк сообщила, что одной из ключевых проблем, которые нужно решить в процессе реализации проекта – вопрос финансирования строительства. По всей видимости, пока что в парламенте и Кабинете Министров нет четкого плана по этому поводу.
“Мы должны обеспечить стабильное финансирование этого проекта. Кроме распределения бюджетных средств, поддержки дорожных работ, нам в парламенте придется рассматривать и другие механизмы. Это и кредитование от международных финансовых организаций, и даже, возможно, введение платы за пользование данной дорогой для того, чтобы привлекать частные инвестиций. “Платность” дороги – это огромный круг обсуждения, это точно не стопроцентная догма, но такие дискуссии мы точно будем начинать в парламенте”, – заявила Елена Шуляк.
Читайте: Вместо Елены Шуляк представителем Кабмина в ВР назначен Василий Мокан
Народный депутат Украины Александр Дубинский (фракция партии “Слуга народа”, избирательный округ №94) отметил, что проект этого строительства обсуждается в связи с тем, что в Киеве так и не была не достроена кольцевая дорога.
Читайте: Дело на миллиард: как в Киеве строят Большую Окружную дорогу
Вместе с тем, по словам нардепа, в ходе строительства КОДа придется столкнуться с еще одной серьезной проблемой – выкуп земельных участков, через которые будет проходить дорога и которые необходимо будет выкупить для реализации проекта.
“Мне как руководителю областной организации партии “Слуга народа” в Киевской области очень важно, чтобы люди, которые будут стоять на пути этой дороги, получили компенсацию за эту землю, а их права были защищены. Но хочу обратить внимание, что очень много участков под Киевской объездной дорогой выкуплены такими себе частными лицами или подставными лицами, которые связаны с бывшим заместителем министра регионального строительства – господином Львом Парцхаладзе. С этими участками будет много проблем, потому что государству придется за наши с вами средства эти участки выкупать”, – отметил Александр Дубинский и добавил, что по этим фактам необходимо обращаться в прокуратуру.
Глава “Укравтодора” Александр Кубраков подтвердил, что выкуп земли – это действительно проблемный вопрос. По его словам, при окончательном проектировании дороги будут “выбираться” участки, где будет наименьшее сопротивление при выкупе.
“Здесь нужна поддержка правоохранительных органов и даже народных депутатов – с точки зрения, возможно, отдельного законодательства под эти вещи”, – сказал глава “Укравтодора”.
Забота о людях или предвыборные обещания?
Несмотря на громкие заявления о необходимости стабилизации транспортного потока в столице, презентация КОДа имела яркую политическую окраску и во многом была похожа на предвыборную агитацию. Ни один из действующих руководителей столицы (ни городской голова Киева Виталий Кличко, ни его многочисленные заместители) не был участником этого мероприятия. Между тем, спикеры этой презентации не стеснялись агитировать за кандидата в мэры Киева от партии “Слуга народа”, действующего народного депутата Ирину Верещук (№29 избирательного списка “Слуги народа”, на фото) – как открыто, так и “полунамеками”. К примеру, нардеп Елена Шуляк во время мероприятия назвала ее “будущим мэром”.
Читайте: Право баллотироваться от “Слуги народа” в мэры Киева выиграла Ирина Верещук
Сама же Ирина Верещук намекнула, что планирует принять участие в реализации этого проекта.
“Мы готовы взять на себя ответственность, что новый концепт Киевской обходной дороги будет разработан в 2020 году. Одной каденции киевского городского головы, которая начнется в 2020 году и закончится в 2025 году, достаточно, чтоб открыть киевскую обходную дорогу. Если подходит такая концепция сотрудничества, пожалуйста, поддержите нас. И мы будем работать. Не обещать, не говорить, а работать”, – рассказала Ирина Верещук.
Неоднозначное заявление сделал и глава фракции этой политической силы в Верховной Раде Александр Корниенко.
“Это (реализация проекта. – KV) невозможно без качественной местной власти. Я надеюсь, что 25 октября (день местных выборов в Украине. – KV) мы дадим себе ответ, куда мы движемся: это будет местная власть более честная, ответственная, прозрачная или это будут пережитки прошлого”, – отметил нардеп.
Его коллега по фракции Николай Тищенко (избирательный округ №219) был более прямолинейным и не стал особо скрывать мотивы этого мероприятия.
“Киев устал. Киев ждет нового мэра. Человека, который будет нести перемены. Человека, который будет совершать немыслимые подвиги во имя всех нас. Человека командного, целеустремленного. Человека слова. И этот человек – новый мэр – женщина. Ирина Верещук, Киев ждет тебя”, – заявил Николай Тищенко.
Будет ли этот проект реализован в случае проигрыша Ирины Верещук на выборы, участники презентации, конечно же, умолчали.
Многострадальная история несостоявшегося строительства
Разговоры о строительстве Большой кольцевой дороги в Киевской области начались еще в 2006 году. Как сообщала KV, еще в 2011 году этот проект был заморожен. Вернуться к его реализации в правительстве обещали в 2016 году.
Читайте: Большая кольцевая дорога вокруг Киева стала “стройкой будущего”
В феврале 2018 году стало известно, что власти столичного региона снова берутся за строительство этой дороги. При этом, на тот момент не были решены вопросы с частными землями, по которым пройдет дорога, без чего инвесторы не готовы были вкладывать в проект более 10 млрд долларов.
Читайте: Большая кольцевая вокруг Киева: ни земли, ни денег, ни проекта
Кроме того, как сообщала KV в ноябре 2019 года, строительство Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева и вовсе рискует не начаться. Как выяснилось, значительная часть земли, по которой должна проходить трасса, около 10-ти лет назад были розданы под застройку. Выкупить тысячу таких участков у новых хозяев должен “Укрвавтодор”, но там говорили, что денег у них пока нет. На тот момент менять проект с учетом альтернативного расположения было дорого и требовало затрат времени.
Читайте: Новая окружная дорога вокруг Киева стала заложницей земельных чинуш
Кроме того, напомним, что 31 октября 2019 года между “Укравтодором” и китайской компанией Poly Changda Engineering Co. Ltd был подписан Меморандум о сотрудничестве в рамках реализации Первой очереди строительства Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева (БКАД) “Транспортное сообщение между М-05 Киев-Одесса и М-06 Киев-Чоп”. К строительству планировали приступить в 2020 году.
Читайте: Кабмин подписал с китайцами меморандум о строительстве первой очереди кольцевой вокруг Киева
При этом, 13 августа 2020 года телеграм-канал “Темный рыцарь” сообщил, что деньги должны были предоставить китайские банки. На все кольцо окружной дороги китайцы могли выделить 8 млрд долларов, в том числе на многокиллометровые мостовые переходы Каневского и Киевского морей. По информации канала, китайская компания уже профинансировала за свой счёт около $1 млн на разработку ТЕО, которое уже передано “Укравтодору”. Китайская сторона могла бы приступать к работам уже этой осенью, как предусматривает договор.
“Однако, вместо исполнения этого Меморандума, вчера по непонятным причинам Укравтодор предложил презентовать проект создания лишь малого участка КОД, причём, без подтверждённого финансирования. Причина? Китайцы подписывали Меморандум при Богдане (экс-глава Офиса Президента. – KV). Сейчас у Большой стройки другой куратор…”, – сообщает телеграм-канал “Темный рыцарь”.
Отметим, Александр Кубраков возглавляет “Укравтодор” с 15 ноября 2019 года. Его предшественниками на этой должности были Славомир Новак ( руководил этим агентством на правах “и.о” с 19 октября 2016 года по 1 октября 2019 года) и Олег Федоренко (исполнял обязанности со 2 октября по 14 ноября 2019 года).
Фото: коллаж KV