В Киевсовете вскрыли факт наглого шулерства, в котором явно замешаны глава фракции “Солидарность” в Киевсовете – глава бюджетной комиссии Андрей Странников (на коллаже справа от Кличко), замглавы бюджетной комиссии Киевсовета от той же политической силы Олесь Маляревич (на коллаже слева от Кличко) и депутат Киевсовета от “Солидарности” – замглавы Киевской горгосадминистрации (КГГА) Валентин Мондриевский (на коллаже сверху). Указанные товарищи умудрились в совершенно другом проекте решения подсунуть депутатам для утверждения пункт о том, что проект лизингового договора по закупке КП “Киевпастранс” белорусских автобусов МАЗ (очень скандальная закупка) ни с кем согласовывать “Киевпастрансу” больше не нужно. Как ранее писала KV, это чревато переплатой из городского бюджета около 10 млн евро. Транспортная комиссия Киевсовета уже создала рабочую группу, чтобы изучить этот вопрос и передать материалы своего расследования правоохранительным органам. В Киевсовете говорят, что подобных афер на Крещатике, 36 не проворачивали со времен Леонида Черновецкого, и даже представители от “Солидарности” уверены, что в данном случае хотят тупо украсть деньги.
Как стало известно KV, 22 июля 2020 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы создала рабочую группу, которая должна изучить, как и зачем депутатские комиссии горсовета лишились возможности согласовывать проект лизингового договора на закупку автобусов для КП “Киевпастранс”.
Следите за руками
Как ранее сообщала KV, 12 марта 2020 года Киевсовет принял решение №534/8704 “О предоставлении согласия КП “Киевпастранс” на приобретение автобусов на условиях финансового лизинга”. Пункт 2 упомянутого решения предполагал, что КП “Киевпастранс” должно будет вначале согласовать новые финансовые обязательства, возникающие из договора лизинга, с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), а сам проект договора лизинга – с комиссией Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития и с комиссией по вопросам транспорта, связи и рекламы. Депутатский корпус тогда согласился на этот лизинг только при таких условиях.
Читайте: Киев отказался от приоритета электротранспорта и отечественных производителей
По всей видимости, такой подход руководство города не устраивал и “на сцену вышел” первый замглавы комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития Олесь Маляревич (фракция “Солидарность”).
7 июля 2020 года состоялось экстренное заседание бюджетной комиссии (в день заседания горсовета.- KV). На нем членам бюджетной комиссии предложили оперативно согласовать проект решения “Об определении АО “Коммерческий Индустриальный Банк” уполномоченным банком по кредитным договорам, заключенным в соответствии с Положением о порядке финансово-кредитной поддержки молодых семей и одиноких молодых граждан на строительство (реконструкцию) жилья в Киеве”. Дескать, надо поддержать молодежь. Тут неожиданно Маляревич, не вдаваясь в подробности, и предложил внести в этот проект некую “техническую” правку” – исключить пункт 2 из решения №534/8704.
Само заседание проходило в авральном режиме – длилось чуть более 20 минут. Из его видеотрансляции видно, что члены бюджетной комиссии не вникают в суть предложенных Маляревичем изменений (никто не помнит, что стоит за определенным номером решения горсовета, об изменении процедуры подписания “Киевпастрансом” лизингового соглашения речь не шла. – KV), спешат и по предложению главы комиссии Андрея Странникова (фракция “Солидарность”) эту правку поддерживают. Об этом свидетельствует протокол заседания комиссии №12/196.
После этого, секретарь Киевсовета Владимир Прокопив (фракция “Солидарность”) на заседании Киевсовета дает слово депутату Киевсовета из фракции “Солидарность” – замглавы КГГА, исполняющему обязанности первого замглавы КГГА Валентину Мондриевскому. Последний предлагает депутатам проголосовать решение №29/9108 “Об определении АО “Коммерческий Индустриальный Банк” уполномоченным банком по кредитным договорам, заключенным в соответствии с Положением о порядке финансово-кредитной поддержки молодых семей и одиноких молодых граждан на строительство (реконструкцию) жилья в Киеве” именно с правкой Олеся Маляревича. О том, что эта правка касается решения о финансовом лизинге для КП “Киевпастранс” никто не говорит. Как позже заявляли депутаты, сам проект решения им тоже никто не роздал. Решение позитивно голосуется фактически без обсуждения, и вуаля – в столичном горсовете больше не могут контролировать закупку автобусов.
Зачем такие трюки
Как сообщала KV, предметом вышеупомянутого лизинга для КП “Киевпастранс” являются 200 автобусов МАЗ – длиной до 11,9 метров (80 единиц) и автобусы длиной до 18,5 метров (120 единиц). Общая стоимость предмета лизинга должна составить не более 50,72 млн евро с ПДВ (порядка 1,52 млрд гривен), а лизингодателем, по задумке столичных властей, должно выступить ПАО “АБ “Укргазбанк”.
Читайте: Киевсовет разрешил КП “Киевпастранс” взять в лизинг 200 новых автобусов
Решение о лизинге принималось “под соусом” развития транспортной инфраструктуры столицы и увеличения количества подвижного состава КП “Киевпастранс”, который якобы страдает именно от недостатка автобусов. Однако развитие событий в дальнейшем показало, что эта закупка может иметь далеко не благородные цели.
Так, в мае 2020 года стало известно, что, по данным общественного совета при КГГА, если отказаться от этого лизинга, 200 “МАЗов” могут обойтись городскому бюджету на 249,36 млн гривен дешевле. При этом, за меньшую сумму можно получить автобусы в более “жирной” комплектации, чем предусмотрено проектом лизингового договора. Депутат Киевсовета Святослав Кутняк (внефракционный) ранее высказывал уверенность, что это – афера, которая даст возможность ее организаторам заработать почти 10 млн евро, ведь покупка автобусов путем лизинга позволит столичным властям обойти процедуру проведения тендера.
По информации народного депутата VIII созыва Юрия Левченко, использование схемы лизинга для покупки МАЗов дало возможность Виталию Кличко искусственно завысить стоимость беларуских автобусов и попытаться скрыть детали сделки. Данную схему, по словам экс-нардепа, столичному мэру предложили как раз-таки глава фракции “Солидарность” в столичном горсовете Андрей Странников и его однопартиец Олесь Маляревич.
Кроме того, депутаты разных уровней обращали внимание на скандальную фигуру потенциального поставщика автобусов. Им может выступить ООО “Автомобильная компания “Укравтоторг” – фирма из орбиты обвиняемого в масштабном хищении денег экс-нардепа Дмитрия Святаша.
В ходе заседания транспортной комиссии Киевсовета 22 июля 2020 года отмечалось, что в комиссиях горсовета, наверняка, не стали бы согласовывать проект лизингового договора на тех условиях, которые ранее озвучивал КП “Киевпастранс”. Потому, дескать, “подельникам” и пришлось прибегнуть к манипуляции. При этом, данный факт очень возмутил даже рядовых членов фракции “Солидарность”.
Инициатором создания рабочей группы, которая изучит данный вопрос, выступил член этой комиссии Сергей Майзель (фракция “Солидарность”). Как известно, в свое время он и возглавлял КП “Киевпастранс” и был директором транпортного департамента КГГА – явно знает, как “дела делаются”. По его словам, результаты работы указанной группы будут направлены в правоохранительные органы.
“Я думаю, это не первая подмена, которая произошла. Это первая подмена, которую мы заметили и раскрыли. В последний раз такое раскрывали в 2006 году, когда работала “молодая команда” (Черновецкого. – KV). Я думаю, данный вопрос – это криминал. Это криминал исполнительного органа, потому что сами депутаты без исполнительного органа этого бы не сделали. Я думаю, за этим стоит первый заместитель Поворозник (замглавы КГГА Николай Поворозник. – KV), который отстранен за коррупцию и до сегодняшнего дня проводит все совещания и дает указания, вместе со Странниковым и Маляревичем. Это ОПГ, которое пошло на мошенничество, чтоб украсть у города 10 миллионов. Мы голосовали за действительно классный проект решения, который обеспечит жильем молодым семьям. А под это просто нагло и подло, как какие-то крысы, подменили понятие и захотели даже не украсть, а сп**дить, бл**ь, 10 млн гривен”, – заявил Сергей Майзель.
Вероятно, Майзель имел в виду сумму в 10 млн евро – именно столько, по мнению ряда депутатов Киевсовета, могут заработать “идеологи” лизинговой закупки в лице представителей фракции “Солидарность” и чиновников КГГА.
В свою очередь, член транспортной комиссии Илья Сагайдак (бывший представитель “Солидарности”, а ныне из депутатской группы “Киевская команда”) выразил мнение, что и председатель бюджетной комиссии Андрей Странников в данной ситуации также является заинтересованным лицом. Ведь именно в ходе заседания его комиссии была принята такая правка. Кроме того, по мнению Сагайдака, в этой ситуации прямую ответственность несет Виталий Кличко (на фото в центре) поскольку он подписывал решение №29/9108 о кредитах молодых семей, исключающее возможность согласования проекта лизингового договора транспортной комиссией.
Омерта ради безнаказанности
Как сообщили KV на условиях анонимности сразу несколько источников в Киевсовете, по данному вопросу депутатский корпус на минувшей неделе сильно “лихорадило”. Дескать, даже во фракции “Солидарность” ее рядовые члены требовали как минимум снятия Андрея Странникова за вышеупомянутые художества и с должности главы бюджетный комиссии, и с должности председателя фракции. Также якобы предлагали привлечь к ответственности Маляревича с Мондриевским. Впрочем, скандал, видимо, в итоге решили “замолчать”.
Данный вопрос был поднят в ходе заседания Киевсовета, состоявшегося 23 июля 2020 года, только главой фракции “Свобода” в Киевсовете Юрием Сиротюком. Он заявил, что 7 июля 2020 года в ходе заседания Киевсовета депутатов “вслепую использовали” для принятия такого решения. По его словам, народным избранникам даже не раздали этот проект решения.
“Виталий Владимирович, вы так долго боролись с Черновецким (мэр Киева с апреля 2006 года по июль 2012 года Леонид Черновецкий. – KV), что очень многому у него научились. Нам рассказывали, что этот проект решения нужен для того, чтобы спасти молодые семьи. Мне кажется, что даже Черновецкий не прибегал к таким аферам”, – обратился “свободовец” к мэру Киева.
Примечательно, ни городской голова Виталий Кличко, ни секретарь Киевсовета Владимир Прокопив, ни замглавы КГГА Валентин Мандиевский, ни глава бюджетной комиссии Андрей Странников никак не отреагировали на это заявление.
Напомним, Андрей Странников, будучи главой бюджетной комиссии столичного горсовета, и раньше отличался достаточно “продуманными” инициативами. К примеру, в феврале 2018 года по его предложению комиссия признала оконченной работу рабочих групп, созданных до 31 декабря 2017 года, и остановила их деятельность. Такие рабочие группы создавались с целью изучения спорных вопросов, связанных с деньгами: использованием коммунального имущества, бюджетных средств, определения компенсаций частным компаниям и т.д. Благодаря Странникову за семью замками осталось много информации об этих группах: сколько их на самом деле было создано бюджетной комиссией, какие вопросы они изучали, к каким выводам приходили и какие решения нарабатывали.
Читайте: Андрей Странников скопом “похоронил” работу за 2017 год рабочих групп при бюджетной комиссии
При этом, глава бюджетной комиссии, как известно, умело использует партийную принадлежность к “Солидарности” и неплохие деловые отношение с Виталием Кличко для развития своего бизнеса, в частности – строительного. К примеру, в мае 2020 года КГГА разрешила проектировать строительство торгового центра вплотную к рынку “Троещина”. Заказчиком строительства выступает ООО “Инвест Ритейл”, принадлежащее матери депутата Верховной Рады и Киевсовета прошлых созывов от “УДАРа” и “Солидарности” Валерия Ищенко. А землю под это строительство в конце 2019 года получила компания, в учредителях которой ранее был сам Ищенко и его бизнес-партнер – Андрей Странников.
Читайте: Друзья Кличко Ищенко и Странников возведут ТРЦ на 2 га вплотную к рынку “Троещина”
Напомним, КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 руководит Дмитрий Левченко. Предприятие находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов. Сферу транспорта столицы со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев.
Читайте: Депутаты Киевсовета требуют от Кличко разобраться с коррупционными схемами Дмитрия Левченко
Фото: коллаж KV