Семилетка: Киевщина готовится принять стратегию развития до 2027 года

Семилетка: Киевщина готовится принять стратегию развития до 2027 года

Основные проблемы Киевщины – состояние транспортной инфраструктуры, медицины, образования и экологии. К такому выводу пришли разработчики Стратегии развития Киевской области, которую планируют внедрять до 2027 года – семь лет. Документ, разработанный обладминистрацией, уже завтра должны презентовать на сессии Киевоблсовета. Между тем, депутаты негодуют: семилетний план вызывает сомнения в эффективности, звучит и мнение, что выводы авторов Стратегии – далеки от правды жизни.

Как стало известно KV, председатель Киевской ОГА Алексей Чернышов подписал распоряжение №695 от 29 ноября 2019 года “Об одобрении проектов Стратегии развития Киевской области на 2021-2027 годы”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Что по чем

Данный документ — Стратегия — в целом подразумевает собой шаги, которые необходимо будет предпринимать на протяжении семи лет для решения тех или иных проблем в области. 

Всего в ней 4 крупных стратегических цели, которые каждая делятся на еще ряд оперативных целей, которых и требуется достичь за отведенный период. Это:

  1. Развитие человеческого потенциала, приближение качества жизни к европейским стандартам: качественное образование, здравоохранение, культурная среда и наследие, качественные комуслуги населению, создание условий для качественной, комфортной и безопасной жизни людей, экологическая безопасность и охрана окружающей среды;

  2. Повышение конкурентоспособности экономики региона: развитие видов промышленной деятельности с высокой добавочной стоимостью, сельскохозяйственной промышленности, создания условий для малого и среднего бизнеса, туризм;

  3. Развитие инновационно-ориентированных отраслей экономики (на основе смарт-специализации): развитие инновационной экосистемы, активизация научной и инновационной деятельности в секторах смарт-специализации и развитие человеческого капитала;

  4. Устойчивое развитие территорий населенных пунктов и общин: развитие территорий в интересах общин, дорожной и транспортной инфраструктуры региона.

Например, “качественное образование” подразумевает цифровизацию, формирование у учеников предпринимательского мышления, развитие образования для взрослых; сфера коммунальных услуг — это повышение энергоэффективности, развитие систем водоснабжения, осовременивание систем; экология — экотуризм, раздельный сбор мусора и постройка станций сортировки и многое другое. 

Для разработки документа подключили массу ресурсов: была собрана рабочая группа в составе 200 с лишним человек, — сотрудников департаментов КОГА и привлеченных энтузиастов, — разбитых на 19 тематических подгрупп; собраны и обработаны материалы структурных подразделений КОГА, территориальных органов министерств, других центральных органов исполнительной власти в области о результатах социально-экономического анализа развития Киевской области за 2014-2018 годы; проведены заседания руководящего комитета, на котором был утвержден состав рабочей группы и тематических подгрупп, и заседания их самих; проведен ряд анализов и исследований (картографический анализ экономического и инновационного потенциала Киевщины, исследование сфер смарт-реализации) и многое другое.

Как говорится в документе, “реализация Стратегии будет заключаться в осуществлении комплексной системы мер, которые смогут обеспечить достижение стратегических целей и создать безопасные условия и высокое качество жизни в регионе, в котором гармонично будут сочетаться высокотехнологичная промышленность, развитая транспортно-логистическая инфраструктура, экологическое сельское хозяйство, туристический и исторический туризм и безопасную окружающую среду. При этом основным критерием результативности Стратегии является рост благосостояния каждого жителя Киевской области”.

Какие проблемы

В документе говорится про целый ворох проблем, требующих решения на протяжении семилетки, почти во всех сферах деятельности на территории области. Приведем несколько примеров.

В сфере децентрализации область отстает: согласно выводам в Стратегии, существующий перспективный план формирования территорий общин Киевской области предусматривает создание 29 ОТО, покрывая при этом только 55% территории; только в Киево-Святошинском и Сквирском районах не создано ни одной ОТО. Более детального изучения требует вопрос о создании ОТО в наиболее сложных административных районах Киевской области: Бориспольском, Киево-Святошинском районах, Ирпенском регионе и городе Белая Церковь.

Читайте: Проект “Децентрализация”: Богуславская ОТО просит Кабмин откорректировать перспективный план

Среди населенных пунктов, требующих обновления градостроительной документации — 3 города, 6 поселков городского типа и 736 сельских населенных пунктов. Это 63% от общего количества населенных пунктов, обеспеченных градостроительной документацией в принципе. Кроме того, по состоянию на 1 января 2019 года необходимо обновить нормативную денежную оценку в 359 населенных пунктах Киевщины.

Что касается лесхоза, в течение 2014-2018 годов наблюдается тенденция роста расходов, направленных на воссоздание лесных ресурсов. На ведение лесного хозяйства в 2015 году было направлено средств в сумме 268,4 млн грн, что на 47,3% больше чем в предыдущем году, в 2016 году – на 25%, в 2017 году – на 19,6%, в 2018 году – на 46,7%. Из государственного бюджета в 2014 году на ведение лесного хозяйства направлено 24,1 млн грн в 2015 году -16,2 млн грн, в 2016 году – 4,7 млн грн, в 2017 и 2018 годах средства из государственного бюджета не выделялись, кроме Днепровско-Тетеревского государственного лесоохранного хозяйства.

Водные ресурсы: прогнозные ресурсы подземных вод питьевого назначения по области равны 1,535 км 3 /год или млн м 3 /сутки. Степень разведанности ресурсов подземных вод равен 44%; острой остается проблема загрязнения поверхностных и подземных вод из-за неэффективной работы очистных сооружений, которые требуют реконструкции.

Демография: можно ограничиться простым примером — на 100 умерших приходилось 53 рожденных живых детей. Наибольший уровень демографической нагрузки наблюдался в городе Васильков (491 человек в возрасте от 0-14 лет и от 65 лет на 1000 человек) и в Ракитнянском районе (604), наименьший – в городе Славутич (295) и в Киево-Святошинском районе (465).

Трудовые ресурсы: начиная с 2015 года, наблюдается тенденция к увеличению количества трудоустроенных лиц. Так, в 2018 году данный показатель составлял 26,1 тыс. человек, что на 20,2% больше по сравнению с показателем 2015 года.

Существуют проблемы почти во всех сферах: энергетика и теплоэнергетика, инфраструктура, образование и здравоохранение, культура, социальная сфера, поддержка семьи и детей, промышленность и инвестклимат. 

Зачем это все и что делать

Нужно отметить, что о планах создавать областную стратегию развития Департамент экономики объявил еще в феврале 2019 года. В объявлении они приглашали “лиц, заинтересованных в развитии Киевской области, научные учреждения и организации, объединения предпринимателей, общественные организации, высшие учебные заведения, структурные подразделения облгосадминистрации, органы местного самоуправления предложить идею (и) проекта (ов), которые позволят реализовать задачи Стратегии”. 

Идеи проектов обязательно должны были соответствовать следующим критериям:

  • главная задача — достижение общественной выгоды;

  • получателем выгод от реализации проекта не может быть отдельное физическое или юридическое лицо;

  • срок реализации проекта – не более 3 лет (2021-2023 годы);

  • проектная идея касается одной из задач Стратегии;

  • подобный проект еще не реализовывался на соответствующей территории;

  • существует человеческая и техническая способность для реализации проекта;

  • проектная идея должна быть представлена ​​в определенной форме;

  • направить ее следует не позднее 16 декабря 2019 года.

Глава департамента экономического развития и торговли Ярослав Вишня в комментарии KV рассказал, зачем эта Стратегия вообще была создана и как это должно (и, как он уверен, будет) работать.

Семилетка: Киевщина готовится принять стратегию развития до 2027 года“Стратегия — это глобальный документ, который еще будет корректироваться, дополняться, видоизменяться. Документ живой, не законченный еще, по сути. Его ключевая задача такова: само государство обязало все регионы сделать стратегию развития. Государство еще должно принять свою стратегию, ее должны подтянуть. Если регионы не выполнят эти требования, у них возникнут сложности с реализацией конкретных проектов и их финансированием. Это взгляд в будущее на семь лет. 

Данный план по своей сути двухэтапный: мы его разбиваем на две трехлетки, который между собой взаимосвязаны. Нельзя сначала строить дамбу, а потом на второй трехлетке отказаться от нее. Такого не будет, все будет делаться до конца. Этот документ будет элементом госстратегии; более того, он будет корректироваться с учетом государственной, когда она появится, а это произойдет уже в ближайшее время, до конца 2019 года. Сейчас мы принимаем то, что есть, а в первом квартале приступим к пересмотру и/или дополнению. 

Впервые страна отважилась на такой шаг. Инициировано [создание стратегии] было намного раньше, и там учтены требования Евросоюза по качеству и специфике написания: должны быть выдержаны алгоритмы, этапности, условия разработки стратегических целей на основе SMART-специализации. Предыдущая стратегия разрабатывалась по-другому. Сами создатели программ — профильные департаменты — будут строить свои планы, отталкиваясь от ими же созданной стратегии. Это коллективное видение, который мы, департамент экономики, с учетом требований ЕС корректировали. 

В других областях такой документ отдавали на аутсорс: заказывали за бюджетные деньги научно-исследовательским институтам и готово. Здесь же полностью наш труд, и я готов отстаивать в нем каждое слово”. 

Хор несогласных

На данный момент документ был презентован на постоянной комиссии КОС по вопросам здравоохранения 13 декабря 2019 года, и ее члены не остались довольны документом, посчитав его туманным набором инструкций. Такого мнения, во всяком случае, придерживается глава комиссии Наталья Бигари.

Семилетка: Киевщина готовится принять стратегию развития до 2027 года“Очень сухо прописана стратегия развития именно в сфере здравоохранения. Очень тезисно и навскидку. Если взять стратегию, а потом программу соцэкономразвития, то увидим, что здравоохранение особо не увидит изменений: будет та же ситуация, что в 2015-2018 годах. Она снова не в приоритете, а где-то в закромах. Вот на дороги — 80% выделят финансирования, на образование — 10%, а нам — остатки, если повезет. Все, что здесь написано, впоследствии нивелируется и делается иначе. Это впервые, когда Стратегия пишется на семь лет. Это вторая стратегия, которую мы за свой созыв “переживаем”, но вы тут со мной согласитесь: мы ее на сессии принимаем, а потом про нее забываем и работаем в ручном режиме”.

Глава комиссии по вопросам соцэкономразвития Сергей Кармазин заявил, что к ним документ еще не дошел, и презентовать его будут непосредственно на заседании Киевоблсовета 19 декабря. 

Семилетка: Киевщина готовится принять стратегию развития до 2027 года“Чтобы с ней ознакомиться, надо ее видеть в полном формате. Я ее увидел только тогда, когда она была презентована на комиссии здравоохранения, в том виде. Я смогу ее изучить тогда, когда она попадет к нам на комиссию. Ее презентация будет послезавтра перед сессией. Будем уже тогда общаться с представителями департамента, задавать им вопросы, видеть, что это за документ”.

Напомним, в 2014 году была принята Стратегия развития региона до 2020 года. Тогда звучала критика документа, который называли “Стратегией деградации региона”, а причиной тому называли то, что в программу не заложена конкретика.

“Стратегия развития Киевской области не имеет даже приблизительного финансового обоснования и временных рамок реализации описанных задач. В принципе, этот документ разработан для галочки. На него будут ссылаться при разработке и утверждении годовых бюджетов области, однако реализовать в полном объеме хотя бы один пункт стратегии не удастся ни до 2020, ни до 2030 года”, – говорил тогда эксперт Дмитрий Бровкин. 

19 сентября 2019 года депутаты Киевоблсовета проголосовали за решение “Об утверждении отчета о результатах проведения мониторинга выполнения Плана мероприятий по реализации в 2018-2020 годах Стратегии развития Киевской области на период до 2020 года за 2018 год”. В принципе, из запланированного была реализована большая часть – это капитальные ремонты, развитие образования, медицины, территориальных общин и прочее. Правда, из-за старой болезни области — нехватки денег — многие работы пришлось перенести на потом.

Читайте: Не перевыполнили: Киевская ОГА отчиталась о стратегическом развитии за прошлый год

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Влад Григорьев
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4