Строительство скандального ТРЦ на “Лесной”: ГАСИ благословила, Киевсовет подсобил

Строительство скандального ТРЦ на “Лесной”: ГАСИ благословила, Киевсовет подсобил

Возле столичной  станции метро “Лесная” уже в ближайшее время может начаться масштабное строительство торгово-развлекательного комплекса (ТРЦ) “Lisova Mall” – проекта известного бизнесмена Вагифа Алиева (на фото). Скандалы вокруг получения разрешительных документов на застройку территории площадью 4 га уже позади: еще в сентябре 2020 года Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) “благословила” эти работы. Не особо сопротивляется и Киевсовет, который в марте нынешнего года “подкинул”  ООО “ЖенСан” (арендатор земли и заказчик строительства) находящийся рядом участок площадью 22 “сотки”. Общественность крайне недовольна таким положением вещей. Будущая стройка, похоже, противоречит требованиям Генплана Киева, жители Лесного массива опасаются, что новый объект усугубит проблемы с запаркованностью улиц и может привести к уничтожению парка “Киото”.

Как стало известно KV из источников в среде столичных застройщиков, в ближайшие полтора-два месяца рядом со станцией метро “Лесная” может начаться грандиозное строительство нового ТРЦ.

Речь идет о ТРЦ “Lisova Mall” (ранее упоминалось  название “Lesnaya Mall”) – проекте группы компаний Mandarin Plaza, которая принадлежит известному застройщику, одному из богатейших людей Украины Вагифу Алиеву. В состав Mandarin Plaza входит ряд киевских ТРЦ, среди которых ТЦ “Мандарин Плаза”, “Lavina Mall”, ТРЦ “Ocean Mall”, ТРЦ “Ипподром”, БЦ “Парус” и т.д.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Что хотят построить и чем это чревато

Строительство ТРЦ запланировано на земельном участке площадью 4,01 га между просп. Броварским и ул. Киото, который ООО “ЖенСан” (*) с 8 сентября 2005 года арендует у Киевсовета (кадастровый номер – 8000000000:62:035:0030). Разрешение на проведение строительных работ №ІУ013200921342 было выдано Государственной архитектурно-строительной инспекцией (ГАСИ) еще 21 сентября 2020 года. Заказчиком строительства выступает упомянутое ООО “ЖенСан”, подрядчиком – ООО “СК “Строительные технологии” (**). 

Согласно документу, помимо многофункционального ТРЦ застройщик должен также построить на этом месте паркинг и отреконструировать станцию метро “Лесная”. Предполагается, что общая площадь комплекса составит 171,1 тыс. кв.м (в том числе площадь застройки – 38 тыс. кв.м), количество этажей – 4. Класс последствий этого объекта – СС3 (строительство может иметь значительные последствия для людей, окружающих объектов и т.д. – KV). Другая важная информация об этом проекте, как например запроектированное количество паркомест, данные об особенностях реконструкции станции метро и прочее, в документе ГАСИ не указана.

При этом, вполне вероятно, что по факту площадь застройки этой и прилегающей территорий может быть существенно увеличена. Дело в том, что еще в 2017 году Деснянская райгосадминистрация (РГА) обнародовала проект, согласно которому рядом с “перспективным” ТРЦ в районе метро “Лесная”, на участке площадью более 3 га, который покрыт лесом, может быть построен еще и автовокзал. На данный момент разговоры о таком увеличении масштабов строительства поутихли. Однако ООО “ЖенСан” явно намерено использовать для воплощения своих планов больше четырех гектаров. Об этом свидетельствуют следующие факты. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Данная компания владеет двумя смежными земельными участками – площадью 0,03 га (кадастровый номер – 8000000000:62:035:0003, целевое назначение – для розничной торговли и коммерческих услуг, для эксплуатации и обслуживания павильона-кафе) и 0,2296 га (кадастровый номер –  8000000000:62:035:0020, целевое назначение – для размещения и эксплуатации объектов дорожного сервиса, для строительства, эксплуатации и обслуживания автозаправочной станции). Еще один находящийся рядом участок в ближайшее время компания также получит в аренду у столичной общины  – решение уже принято, но соответствующее соглашение, вероятно, еще не заключено.

Так, две недели назад, 11 марта 2021 года, Киевсовет передал ООО “ЖенСан” земельный участок по ул. Киото, возле станции метро “Лесная”, площадью 0,2281 га для строительства, эксплуатации и обслуживания магазина и кафе с летней площадкой (кадастровый номер – 8000000000:62:035:0015, проект решения №08/231-1462/ПР от 12 июня 2020 года). При этом, столичные власти совершили “финт ушами” – они просто заменили сторону в существующем договоре аренды этой земли, который был заключен  между Киевсоветом и ООО “ЮИС” еще 6 августа 2003 года и был рассчитан до 2028 года. То есть, просто “вставили” в соглашение “нового” арендатора вместо “старого”. 

Основанием для смены арендатора столичные власти указали то, что с 2018 года ООО “ЖенСан” владеет недвижимым имуществом на этом участке – магазином с летним кафе. Однако, можно предположить, что “рокировка” владельцев имущества и арендаторов участка сделана лишь для того, чтобы избежать “тягомотины” с разработкой проекта землеустройства, который необходим при передачи участка в аренду – при обычной смене сторон в договоре этого делать не нужно. В пользу этой версии говорит тот факт, что данные компании более чем тесно связаны между собой. Но об этом речь будет идти ниже.

Отметим, в ходе заседания Киевсовета 11 марта депутаты поддержали соответствующий проект решения лишь с третьего раза. Первые два голосования были провалены – 58 и 59 голосов “за” соответственно. В конечном итоге документ поддержало минимально необходимое количество депутатов – 61 народный избранник. Вероятно, такому решению обрадовался секретарь комиссии горсовета по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений Юрий Федоренко (фракция “Слуга народа”). Именно он пытался убедить своих коллег, что во внесении изменений в договор аренды нет никаких “социально неприятных моментов”, а “общественное сопротивление было раньше”, когда у людей “были опасения в том, что может быть занята зеленая зона”, а сейчас уже все нормально.

Строительство скандального ТРЦ на “Лесной”: ГАСИ благословила, Киевсовет подсобил

Ориентировочное расположение всех участков и, соответственно, территория будущего ТРЦ (выдержка из Google Maps)

За день до принятия Киевсоветом этого решения, 10 марта 2021 года, глава партии “Народовластие”, нардеп Украины VIII созыва Юрий Левченко на своей странице в Facebook подтвердил версию о масштабных планах Вагифа Алиева и раскритиковал позицию городских властей по данному вопросу. 

“Этот участок является частью большого проекта застройки более 4 га возле метро Лесная. Здесь одиозный “злобудовник” и партнер Кличко, российский консул Вагиф Алиев намерен построить огромный ТРЦ. Действующий Генплан Киева по функциональному назначению определяет эту территорию как территорию зеленых насаждений общего пользования и частично по территории улиц и дорог (это там, где остановки общественного транспорта и, собственно, дороги). Согласно действующему законодательству – что Закону Украины “О регулировании градостроительной деятельности”, что Земельному кодексу Украины – использовать земельный участок можно только по функциональному назначению Генплана. Следовательно, любое строительство, тем более ТРЦ, на этом месте незаконно!”, – заявил Юрий Левченко.

“Особую роль” в данной ситуации политик отводит городскому голове Киева Виталию Кличко. Дело в том, что упомянутая выше реконструкция станции метро “Лесная” была согласована распоряжением КГГА №944 от 1 июля 2020 года, которое подписал именно столичный градоначальник. 

Напомним, в ходе реконструкции, которую планируется закончить к 2023 году, должен быть “надстроен” надземный пешеходный переход, который будет примыкать к упомянутому ТРЦ и соединять метро с этим комплексом. По завершении реконструкции имущество перехода должно перейти в коммунальную собственность Киева. ООО “ЖенСан” прямо не упоминается в указанном распоряжении (в документе речь идет о некоем инвесторе), но сомнений в том, что имеется в виду эта компания, нет.

Читайте: КГГА одобрила реконструкцию станции метро “Лесная” ради ТРЦ Lesnaya Mall

“Виталий Кличко своим распоряжением согласовал незаконное строительство ТРЦ на Лесной под видом реконструкции станции метро. Это сделано для того, чтобы Алиев смог легализовать свое строительство несмотря на проблемы с документацией в Госархстройинспекции. При этом Кличко согласовал строительство выходов и входов метро прямо в торговый центр”, – заявил Юрий Левченко. 

Как сообщила KV общественная активистка и местная жительница Татьяна Андрейшина, в большинстве своем община Лесного массива выступает против строительства ТРЦ в этом месте. 

По ее словам, люди уверены, что появление нового комплекса еще больше усугубит проблему с “запаркованностью” просп. Броварского и близлежащих улиц. Это, в свою очередь, может повлиять как на транспортный трафик в микрорайоне, так и на удобство передвижения пешеходов. Также общественность опасается, что реконструкция станции метро с ее присоединением к ТРЦ может быть потенциально опасной: в случае, например, пожара в одном из этих объектов посетители и пассажиры будут иметь проблемы с эвакуацией. При этом, по словам Татьяны Андрейшиной, люди сомневаются, что микрорайону нужен этот ТРЦ – проблем с магазинами, супермаркетами и развлекательной инфраструктурой на Лесном нет.

Кроме того, как считает активистка, строительство этого объекта может угрожать расположенному рядом парку “Киото”. Особенно – находящейся в ней аллее сакур, которая является самой длинной в Украине. Общественность предполагает, что эти экзотические деревья могут быть как минимум пересажены. Напомним, данный парк был заложен в знак дружеских отношений между Украиной и Японией в 1972 году, а сама аллея сакур была высажена столичными властями совместно с японской делегацией в 2011 году.

Татьяна Андрейшина также говорит, что местные жители больше не верят в эффективность акций протеста против грядущей стройки, а также сомневаются, что городской голова Виталий Кличко позитивно отреагирует на их письменные обращения с подписями. Поэтому общественный актив Лесного на данный момент еще обсуждает, каким образом можно попытаться защитить от застройки территорию, прилегающую к метро и к парку “Киото”. 

Многолетнее сопротивление

24 апреля 2003 года Киевсовет своим решением №411/571 передал ООО “ЮИС” земельный участок площадью 0,23 га возле станции  метро “Лесная” для строительства, эксплуатации и обслуживания магазина и кафе с летней площадкой (тот участок, который в марте 2021 года был передан ООО “ЖенСан”. – KV).

На момент передачи земли ООО “ЮИС” за большую ее часть – 0,22 га – отвечало Днепровское лесничество Дарницкого лесопаркового хозяйства. Согласно указанному решению горсовет исключил этот участок из категории земель лесного фонда и отнес его к землям жилой и общественной застройки. Еще часть земли площадью 0,1 га на тот момент находилась в пользовании КК “Киевавтодор” и должна была использоваться для строительства и благоустройства подходов к станции метро “Пионерская” (сейчас – “Лесная”).

В дальнейшем, 18 ноября 2004 года, Киевсовет своим решением №826/2236 передал ООО “ЖенСан” в аренду на 25 лет земельный участок напротив станции “Лесная” площадью 4 га (участок, который разрешила застраивать ГАСИ. – KV) для строительства, эксплуатации и обслуживания многофункционального торгового центра с многоэтажным паркингом и реконструкции площади возле станции метро “Лесная”. Как и в предыдущем случае, эта земля досталась арендатору за счет леса в квартале КП “Дарницкое лесопарковое хозяйство”, части парка “Киото” и территории транспортной развязки.

Однако идея построить ТРЦ на этом участке была негативно воспринята местными жителями. 

Негодование жителей Лесного массива было вызвано тем, что ООО “ЖенСан”, в частности, не выполнило условия договора аренды участка площадью 4 га, одним из пунктов которого было инвестирование в строительство нового выхода из станции метро “Лесная”. Также киевляне имели вопросы к реконструкции площади возле станции метро “Лесная”, которую обязалась провести указанная компания, а также указывали на то, что часть парка “Киото” и леса, которые находятся в аренде у ООО “ЖенСан”, постоянно заставляется незаконными МАФами и превращается в мусорные свалки. Впрочем, “застройщику-инвестору” в те времена как мог помогал нынешний замглавы КГГА и глава фракции “Европейская Солидарность” в Киевсовете Владимир Прокопив. В те времена он еще возглавлял градостроительно-земельную комиссию Киевсовета и состоял во фракции “УДАР-Солидарность”. 

Читайте: Владимир Прокопив тормозит возврат городу части парка “Киото”

Также местные жители опасались уничтожения парка “Киото”. Дошло даже до того, что в июне 2015 года активисты ради этого пикетировали Посольство Японии с просьбой спасти данный объект. В сентябре 2017 года столичные активисты готовили обращение в прокуратуру, Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и полицию с требованием защитить от застройки общественное пространство возле станции метро “Лесная” и территорию парка.

Читайте: Активисты попросят прокуратуру, НАБУ и полицию защитить парк “Киото“ и территорию возле метро ”Лесная” от незаконной застройки

В марте 2018 года, после многочисленных скандалов, Департамент градостроительства и архитектуры КГГА отказал ООО “Женсан” в выдаче градостроительных условий и ограничений ГУО на проектирование строительства ТРЦ напротив метро “Лесная”. Основанием для этого стало “несоответствие намерений относительно застройки земельного участка требованиям Генплана Киева”. В ответ на это компания начала судиться с чиновниками. 

13 июля 2018 года Окружной административный суд Киева (ОАСК) обязал градостроительный департамент КГГА выдать ГУО на проектирования. Чиновники подали апелляцию, однако 27 ноября 2018 года Шестой апелляционный административный суд отказал им в удовлетворении жалобы. Департамент градостроительства и архитектуры якобы попытался отстоять свои позиции в кассационной инстанции, но в итоге дело “зависло” – никакого решения кассационный суд почему-то не принял. 7 марта 2019 года во исполнении решения апелляционного суда от 27 ноября 2018 года градостроительный департамент КГГА выдал соответствующие ГУО.

Читайте: Суд разрешил ООО “Женсан” застраивать станцию метро “Лесная” и парк “Киото”

При этом, ООО “ЖенСан” также не с первого раза получило и разрешение на выполнение строительных работ. 28 июля 2020 года ГАСИ отказала компании в выдаче такого документа. Основанием для этого стало несколько факторов: застройка не соответствовала Генплану Киева, в проекте не было  обеспечено необходимое количество парковочных площадок и т.д.

В сентябре 2020 года на скандальное строительство ТРЦ в очередной раз обратили внимание депутаты Киевсовета. Тогда антикоррупционная комиссия горсовета рекомендовала главе КГГА Виталию Кличко остановить строительство ТРЦ возле станции метро “Лесная”, обустроить на этом месте зеленую зону и восстановить уничтоженные зеленые насаждения. Депутаты обосновывали свои требования отсутствием необходимых разрешительных документов а также вышеупомянутым отказом ГАСИ. 

Читайте: Строительство ТРЦ на “Лесной”: ГАСИ запретила, Кличко просят остановить

По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “ЖенСан” (арендатор и владелец земли в районе метро “Лесная, заказчик строительства) было основано в Киеве в октябре 2002 году. Руководителем компании значится Юрий Мартынюк, учредителем и конечным бенефициаром указан житель столицы Валерий Потапенко.

“В 2008-2017 годах владельцами “ЖенСан” были Василий Доценко и Александр Ульянченко – брат Веры Ульянченко, бывшей главы Секретариата президента Виктора Ющенко. Он получил долю в “ЖенСане” в 2008 году, когда его сестра возглавляла Киевскую облгосадминистрацию. Совладельцем ООО “ЮИС” в 2017-2018 годах был Боровик Игорь Олегович. Человек с таким ФИО был и является помощником Игоря Кисилева – депутата Киевсовета в 2014-2018 годах, первого заместителя председателя земельной комиссии, а с 2019 года – народный депутат от ОПЗЖ”, – сообщил на своей странице в Facebook глава партии “Народовластие” Юрий Левченко. 

ООО “ЮИС” (“старый” арендатор одного из участков около станции метро “Лесная”) основано в феврале 1996 году. Руководителем и одним из учредителей компании является упомянутый Юрий Мартынюк, еще один учредитель – ООО “ЖенСан”. Конечным бенефициаром ООО “ЮИС” также указан Валерий Потапенко. При этом, оба ООО зарегистрированы по одному адресу – Киев, ул. Киото, 8. 

ООО “СК “Строительные технологии” (подрядчик строительства) было зарегистрировано в декабре 2016 года. Руководителем и учредителем компании указан киевлянин Валентин Пинчук.

Напомним, департаментом земельных ресурсов КГГА с 27 июля 2018 года руководит Петр Оленич. Департаментом градостроительства и архитектуры КГГА с 1 ноября 2016 года руководит Александр Свистунов

* ТОВ “Женсан”  (код ЄДРПОУ: 32222741);

** ТОВ “БК “Будівельні технології” (код ЄДРПОУ: 41017267);

*** ТОВ “ЮІС” (код ЄДРПОУ: 23534460).

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов, Ольга Марийко
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4