ТОП-4 события в Киеве в 2021 году

ТОП-4 события в Киеве в 2021 году

2021-й стал для Киева годом проваленных обещаний мэра Виталия Кличко, погружением столицы в еще больший градостроительный хаос и очередным витком противостояния мэра Киева и президента Владимира Зеленского. Впрочем, все эти события никак не повлияли на личный рейтинг Кличко, который остается безальтернативным городским головой Киева и, похоже, все-таки готовится побороться за пост главы государства в 2023 году.

Об этом – в итогах Киева-2021, составленных KV.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Наиболее значимыми для Киева стал провал Генплана и перевод застройки Киева на детальные планы территорий (ДПТ), очередной и прогнозируемый перенос сдачи Подольско-Воскресенского мостового перехода “на потом” и срыв строительства метро на Виноградарь, продажа завода “Большевик”, противостояние мэра Киева Виталий Кличко и президента Владимира Зеленского и устойчивая безальтернативность Кличко, как действующего городского головы столицы, с его подготовкой к президентским выборам в 2023 году.

Провал Генплана и разгул ДПТ

13 мая 2020 года Киевсовет проголосовал за продление до конца 2024 года действия городской программы создания (обновления) градостроительной документации. Тем самым перечень “градостроительной документации к разработке” был расширен при этом на 111 ДПТ – до 220 ДПТ: по 10 ДПТ в Подольском и Оболонском районах Киева, 11 – в Печерском, 13 – в Шевченковском, 17 – в Деснянском, 20 – в Соломенском, по 22 в Днепровском и Святошинском, 23 – в Дарницком и 28 – в Голосеевском районе столицы. Для территорий, расположенных внутри границ административных районов Киева, запланировано разработать 176 ДПТ, оставшиеся включают в себя смежные части из 2-3 районов столицы. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Это решение явно облегчит застройщикам проектирование и осуществление коммерческого строительства на определенных территориях, а также поможет им легализовывать объекты, уже построенные там на сомнительных основаниях. KV постоянно пишет о том, что градостроительный департамент Киевской горгосадминистрации (КГГА) под руководством Александра Свистунова массово выдает заказчикам Градостроительные условия и ограничения (ГУО) на проектирование строительства или реконструкции даже в тех локациях, где не утверждены ДПТ.

При этом, эти ГУО ссылаются то на действующий Генплан, то на его “проект до 2025 года” (не утвержденный документ, который разрабатывается с 2008 года и который Виталий Кличко обещает каждый раз принять “в следующем году”, – KV) и в основном значительно увеличивают проектную плотность населения (строительство жилых и прочих многофункциональных комплексов) в охваченных ДПТ местах.

Читайте: Киев разрешили застраивать без Генерального плана до конца 2024 года


Эта, по сути, афера (перевести развитие Киева с Генплана на застройку в соответствии с ДПТ) была предопределена еще в 2018 году, когда Киевсовет продлил до конца 2020 года срок действия городской программы создания (обновления) градостроительной документации, пролоббированного тогдашними главой градостроительно-земельной комиссии Киевсовета Александром Мищенко, замглавы КГГА Александром Спасибко и уже упоминавшимся главным архитектором Киева Александром Свистуновым.

Тем временем, разработка нового Генплана Киева заблокирована Окружным административным судом (ОАС) Киева. а Виталий Кличко поменял руководителя коммунальной организации (КО) “Институт Генерального плана Киева” на бывшего главного архитектора Киевской области Дмитрия Лыкова, который только в июне прошлого года был освобожден от уголовной ответственности за подделку документов в связи с истечением сроков давности. 

Так что, как еще в 2019 году писала KV, утверждение Генплана Киева переносится на неопределенный срок – явно на после 2024 года.

Кроме того, в пока что остался нерешенным вопрос по окончательному утверждению границ Киева. Столичный горсовет еще в конце 2019 года своим решением согласовал соответствующий проект решения, однако границы Киева в итоге по разным причинам не подтвердили государственные власти. И пока в минувшем году депутаты Киевсовета выражали обеспокоенность по этому поводу, соседствующие со столицей общины уже принимают спорные решения о принадлежности “пограничных” земель.

Ни Подольско-Воскресенского мостового перехода, ни метро на Виноградарь

Подольско-Воскресенский мостовой переход по праву считается наиболее скандальным столичным “долгостроем”. 

Этот объект, по задумке городских властей должен стать одним из ключевых “порталов” транспортного соединения между правым и левым берегами Киева – особенно в условиях тотальной изношенности и даже откровенной аварийности моста Метро, Южного моста и моста Патона. Строительство Подольско-Воскресенского мостоперехода длится уже почти три десятилетия с перерывами, в течение которых руководство Киева регулярно направляет на этот объект все больше и больше финансирования и практически ежегодно обещает “вот-вот” завершить работы. Однако в результате конца-края этого строительства не видать.

К примеру, в апреле 2021 года Виталий Кличко анонсировал окончание строительства мостоперехода к концу нынешнего года – без учета создания на нем “троещинской” ветки метро. А для демонстрации серьезности таких намерений столичные власти трижды (в мае, ноябре и декабре) увеличивали смету финансирования данных работ в 2021 году. Как итог, сумма расходов на минувший год выросла более чем в 6 раз – с изначально запланированных 528,2 млн гривен до 3,4 млрд гривен.

Во всех случаях применялся один и тот же механизм “ручного распределения” бюджетного финансирования – без согласований со всем депутатским корпусом Киевсовета на пленарных заседаниях сессий. Для этого КГГА, путем выдачи специальных распоряжений, ходатайствовала перед комиссией Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития о перераспределении расходов, предусмотренных Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, а члены этой комиссии, которая состоит из 26 депутатов, согласовывали такие изменения. При этом, большинство членов комиссии закрывали глаза на то, что руководство города “жертвовало” другими важными инфраструктурными проектами ради строительства многострадального мостоперехода – денежные средства на данный объект столичные власти снимали с других многомиллионных работ.

Ближе к концу 2021 года, когда всем киевлянам вновь стало понятно, что мостопереход не будет достроен в заявленные сроки, в КГГА начался “поиск виновных”, на которых можно было бы переложить ответственность за провал. Таковым был “избран” замглавы столичной горгосадминистрации Александр Густелев, который по распределению обязанностей контролировал все проекты, связанные с дорожно-транспортной инфраструктурой. 5 ноября, во время Коллегии КГГА, Виталий Кличко устроил своему заму “публичную порку” и заявил, что тот будет уволен в связи с затягиванием работ по завершению строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода. Однако в итоге стало понятно, что это был не более чем небольшой “перфоманс” – Густелев ушел в отставку вовсе не “по статье”, а “по собственному желанию”.

Не остывал интерес к строительству Подольско-Воскресенского мостоперехода и со стороны правоохранительных органов – в марте 2021 года было открыто как минимум третье уголовное производство по факту возможных масштабных хищений бюджетных средств на этих работах и служебной халатности. В рамках данного следствия в минувшем году нескольким должностным лицам КП “ДСДТС” (заказчик работ) и ООО “Эко-Буд-Трейд” (подрядчик) были вручены подозрения. Апофеозом этого расследования стали августовские обыски по месту жительства Дениса Комарницкого – одиозного бизнесмена и экс-сопредседателя фракции “Блока Леонида Черновецкого” в Киевсовете VI созыва, которого эксперты и политики называют “смотрящим по Киеву” и которому приписывают отношение к “Эко-Буд-Трейду”. Ключевым в этом вопросе стало даже не то, что у Комарницкого нашли тысячи долларов и евро, а то, что правоохранители именно в 2021 году впервые назвали его “аффилированным владельцем” вышеупомянутого ООО.

Еще один нереализованный городскими властями проект – продление Сырецко-Печерской линии метрополитена (т.н. “строительство метро на Виноградарь”). Эти работы стоимостью 5,98 млрд гривен стартовали еще в начале 2019 года, и к концу ноября 2021 года подрядчик ПАО “Киевметрострой” должен был завершить их, открыв две новые станции “подземки” – “Мостицкая” и “Проспект Правды”. Однако таким планам не было суждено воплотиться.

Дело в том, что в августе 2021 года “Киевметрострой” подал в Хозяйственный суд Киева иск с требованием продлить срок выполнения договора на строительство “виноградарской ветки метро” до мая 2023 года (ответчик – КП “Киевский метрополитен”). Свое желание добиться продления дедлайна подрядчик объяснил тем, что в условиях пандемии компания не могла заказывать запчасти для обслуживания строительного оборудования за границей и приглашать иностранных специалистов для настройки такого оборудования, что “сильно повлияло на скорость выполнения работ”. 

Через месяц, 23 сентября, столичный хозсуд частично удовлетворил данный иск, продлив срок выполнения соглашения до 23 декабря 2022 года. В дальнейшем КП “Киевский метрополитен” проиграл и в апелляционной инстанции, а кассационная жалоба “подземки” в конце декабря 2021 года была оставлена Кассационным хозяйственным судом без движения – предприятие должным образом не оформило данный документ. Формально у “Киевского метрополитена” еще есть возможность заставить подрядчика выполнять первоначальные условия соглашения, однако, учитывая такую нерасторопность юристов КП, в это явно верится с трудом.

Столичные власти молниеносно “возбудились” на срыв сроков строительства метро на Виноградарь – по крайней мере “на словах”. В сентябре 2021 года бюджетная комиссия Киевсовета даже заявила о намерении создать временную контрольную комиссию, чтобы изучить этот вопрос и при необходимости – потребовать от городского руководства расторжения договора с нерадивым подрядчиком. Однако дальше слов дело не пошло – комиссия не была создана даже “на бумаге”. Небольшим утешением для столичной общины в этой ситуации может стать лишь намерение городской прокуратуры в судебном порядке истребовать с ПАО “Киевметрострой” 183 млн грн. Речь идет о денежных средствах, которые компания, вероятно, заработала, “положив” аванс от “Киевского метрополитена” на депозитные счета. Однако это все равно никак не решит проблему жителей Виноградаря, которые вынуждены часами стоять в пробках, пытаясь выехать со своего жилмассива в центр Киева и обратно.

Читайте: КГГА снова сняла финансирование со строительства метро на Виноградарь и направила на “проекты Комарницкого”


Продажа “Большевика”

Приватизация АО “Первый киевский машиностроительный завод”, более известного как “завод “Большевик”, стала одним из самых громких событий 2021 года на общегосударственном уровне. Фонд государственного имущества (ФГИ) активно пиарился на этой сделке, сообщая о том, что она очень выгодна с финансовой точки зрения. Впрочем, многие цифры и факты доказывают обратное.

Владельцем акций “завода “Большевик” в октябре 2021 года за 1,42 млрд гривен стало ООО “Дженерал Коммерс” – компания из орбиты бизнесмена и экс-нардепа Василия Хмельницкого. Сам по себе этот завод не представляет из себя ценного актива, однако указанная бизнес-структура фактически получила право в будущем освоить порядка 33 га земли под промышленными помещениями на столичной Шулявке. На сегодняшний день отсутствуют четкие данные о том, что именно появится в пока еще действующей промзоне, однако предварительно речь идет о жилой и офисной застройке.

Конкуренцию детищу Василия Хмельницого на приватизационном аукционе намеревались составить ни много ни мало 15 компаний. Однако в итоге к торгам были допущены лишь три компании – кроме упомянутого выше ООО “Дженерал Коммерс” это были ООО “ДК Каскад” и ООО “Инвест Новация”. При этом, ряд журналистов и блогеров обратили внимание сразу на несколько моментов, которые, вероятно, могут свидетельствовать о договоренностях между ФГИ, компанией-победителем и ее конкурентами. Дело в том, что аукцион длился плюс-минус десять минут, ООО “ДК “Каскад” повысило стартовую стоимость лишь на 20 млн гривен, а ООО Инвест Новация” и вовсе не торговалось. Ключевой причиной этого может быть то, что компании из орбиты Василия Хмельницкого имеют немало совместных проектов с владельцем ООО “Инвест Новация” Степаном Черновецким (сын экс-мэра Киева Леонида Черновецкого). В свою очередь, участники строительного рынка оценивали право на застройку Шулявки в два-три раза дороже – от 3 млрд гривен до 4 млрд гривен. 

Приватизация “Большевика” заинтересовала и профильные государственные органы. Например, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) лишь со второго раза согласовал эту сделку с точки зрения концентрации активов и продолжает свое исследование возможных неконкурентных действий участников указанного аукциона. Впрочем, можно смело прогнозировать, что никаких нарушений найдено не будет – ООО “Дженерал Коммерс” без каких-либо опасений уже уплатило в госбюджет стоимость приватизации и погасило долги предприятия на сумму 500 млн гривен.

Читайте: Средства в размере 1,4 млрд гривен от приватизации завода “Большевик” поступили государству


Спустя месяц после аукциона по продаже “Большевика”, в ноябре 2021 года, ФГИ провел еще одни громкие торги – по приватизации государственного предприятия “Электронмаш”, вокруг которого на протяжении последних трех-четырех лет не прекращались скандалы. Победителем аукциона с отрывом в 1 копейку стало ООО “Лотен Груп”, которое предложило 970 млн гривен (стартовая стоимость – 66,7 млн ​​гривен). Впрочем, в итоге указанное ООО просрочило подписание договора купли-продажи, и в середине декабря ФГИ объявил новые торги. За право получить в пользование территорию площадью 13,76 га на Кольцевой дороге в Киеве участники аукциона поборются уже на следующей неделе – 14 января 2022 года.

Кличко vs Зеленский

В прошедшем году противостояние “Банковой и Кличко” вышло на новый уровень. Политологи и журналисты легко нашли этому объяснение: если раньше сподвижники Владимира Зеленского и столичного градоначальника в большей степени боролись за распределение сфер влияния в самом богатом городе Украины, то сейчас одним из “локомотивов” этой конфронтации стали президентские амбиции Виталия Кличко, которые он прямо не подтверждает, но и не отрицает. Цена вопроса очень высока – Виталий Кличко, несмотря на все скандалы вокруг своей персоны, имеет весомую поддержку среди жителей столицы, что подтверждают соцопросы, но и рейтинги партии власти “Слуга народа” в Киеве также остаются довольно высокими – даже на фоне явного недовольства в отношении ее политики со стороны разных слоев общества. Впрочем, представители этих двух эшелонов власти, государственной и местной, в 2021 году крайне редко позволяли себе идти на “открытые бои” с публичными обвинениями, однако при любом удобном случае не упускали возможности “уколоть” друг друга самыми разными способами. 

Например, весной 2021 года в Киеве прошла целая волна обысков в различных подчиненных Виталию Кличко структурах (департаментах КГГА и коммунальных предприятиях), которые сопровождались громкими заявлениями правоохранителей о многомиллионных хищениях бюджетных средств и вручением подозрений “руководящим кадрам”. Эти “мероприятия” продлились фактически до поздней осени, однако ни одно такое “театрализованное действие” с силовиками в масках и с фотографиями изъятых денег не возымели того эффекта, которого, вероятно, ожидала общественность – фигуранты дел так и не услышали обвинительные приговоры судов. Виталий Кличко в свою очередь неоднократно заявлял, что все уголовные дела имеют политическую подоплеку, их курирует Офис Президента, а “мэрские менеджеры” перед законом чисты.

Не меньше дискуссий было и вокруг возможного утверждения Верховной Радой (ВР) нового закона о столице Украины, который инициировала группа нардепов от президентской партии. Как неоднократно сообщалось, он предполагает разделение должностей городского головы и председателя КГГА, наделение последнего более широким перечнем полномочий, возрождение в Киеве райсоветов и т.д. Виталий Кличко и фракция его партии “УДАР” в Киевсовете неоднократно критиковали данный законопроект как такой, который, дескать, “убивает” основы столичного самоуправления. Однако парламент в итоге в силу разных обстоятельств так и не принял его во втором чтении – на заседании ВР, состоявшегося 18 ноября 2021 года, он был перенесен и, как сообщали “слуги народа”, вероятно, будет рассмотрен уже в 2022 году.

Виталий Кличко также предпринимал ходы по укреплению своих позиций, в том числе и с точки зрения формирования имиджа. Например, в конце декабря 2021 года руководство Киева сообщило, что столица создает штаб территориальной обороны. В тот же день Министерство обороны Украины призвало некие неназванные “воздержаться от действий и высказываний, политизирующих дело организации территориальной обороны”. В ведомстве указывали на то, что “главы общин (вероятно, подразумевался мэр Киева Виталий Кличко. – KV) не возглавляют формирование Сил территориальной обороны и должны действовать в пределах своих компетенций”.

Читайте: Глава ОП Ермак рекомендовал Кулебу на должность руководителя Департамента городского благоустройства КГГА – Кличко (видео)


Фото: KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4