В Киевской горгосдаминистрации представили рабочую версию законопроекта “О столице”, который среди прочего должен решить вопрос совмещения полномочий мэра Киева и главы горгосадминистрации. Согласно предложенному документу, исполнительная власть в столице полностью переходит Киевсовету и мэру, а госадминистрация станет фактически “префектурой” и будет контролировать деятельность местного самоуправления.
Во вторник, 12 мая, прошло первое публичное обсуждение нового проекта закона “О столице Украины — городе-герое Киеве”, автором которого является эксперт по местному самоуправлению Юрий Ганущак.
“Сейчас есть уникальная возможность осуществить те идеи, которые заложены в реформе местного самоуправления без изменений в Конституцию. К тому же это будет лакмусовой бумажкой — хочет ли власть проводить децентрализацию или занимается манипуляциями”, — пояснил Ганущак.
По его словам, этот закон нужно принять до местных выборов, которые пройдут этой осенью, чтобы новая столичная власть не нарекала на то, что шла на выборы с одними полномочиями, а получила совершенно другие.
Согласно действующему закону, система местного самоуправления в столице включает в себя территориальную общину города, мэра, городской совет, исполнительный орган городского совета и органы самоорганизации населения. Так, местное самоуправление осуществляется киевлянами через избранного ими на выборах мэра и депутатов Киевсовета. Также у мэра есть заместитель, который является и секретарем Киевсовета, избираемый депутатами. Исполнительным органом Киевсовета является Киевская горгосадминистрация, главу которого назначает президент. Такая коллизия возникла из-за того, что Киев имеет специальный статус и приравнивается к региону (а глав региона назначает президент). Поэтому главой КГГА становится мэр города, избранный на выборах, и назначенный президентом.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
По словам автора законопроекта, самым главным аспектом в нем является разделение полномочий между государством и местным самоуправлением. Государство в данном случае будет представлять глава КГГА, который будет назначаться президентом по представлению Кабмина, а местное самоуправление — мэр, который возглавляет исполнительный орган Киевсовета, сам Киевсовет как представительский орган и собственно система исполнительных органов в столице.
Документ разделяет компетенции главы КГГА и мэра. Так, госадаминистрация будет контролировать и надзирать, а также координировать работу мэра и Киевсовета. Глава администрации (“префект”) будет организовывать юридическую экспертизу актов местного самоуправления, останавливать неправомерные по его мнению акты и обращаться в суд (в течение месяца). При действующей системе таких контролирующих функций нет ни у кого.
Мэр же является высшим должностным лицом в системе исполнительных органов Киевсовета и его полномочия описаны в законе “О местном самоуправлении”, по факту новый закон их не изменит — лишь сузит. Новшеством в законе является проведение выборов мэра в два тура в случае, если по результатам первого тура голосования ни один из кандидатов не набирает больше половины голосов избирателей.
Функции и система управления Киевсоветом, согласно документу, останется прежней, но в “Реанимационном пакете реформ” задумываются о введении должности руководителя Киевсовета, отличной от должности городского головы. Сейчас же у Киевсовета официально нет руководителя (спикера), хотя по сути его возглавляет секретарь (заместитель мэра), а заседания ведет сам мэр.
Еще одним новшеством станет возвращение районных советов, которые были ликвидированы при Викторе Януковиче в сентябре 2010 года. Это объясняется тем, что большинство услуг, которые предоставляются непосредственно жителям, осуществляются на районном уровне. Поэтому в 10 районах столицы будет создано по два органа: представительский — райсовет и исполнительные органы этих советов. Планируется, что районные депутаты будут контролировать деятельность исполнительных органов. А существующие нынче районные госадминистрации упразднят — они не несут никаких государственных функций в районах, а лишь являются подразделениями КГГА на местах, считает Ганущак. К тому же они не контролируются со стороны общин.
Глава райсовета будет избираться из числа его депутатов (их будет около 50-70 человек) путем тайного голосования. Глава исполкома будет утверждаться райсоветом по предложению главы райсовета.
Так, в компетенцию райсоветов войдут вопросы среднего образования, первичной медицины, культуры, контроля за соблюдением правил застройки, благоустройства, организации парковки и торговли на рынках.
Городской же совет будет заниматься вопросами образования и здравоохранения в более широком смысле, местной пожарной службы, выделения земли, архитектуры и градостроительства, местного и общественного транспорта, строительства и ремонта дорог местного значения, организации предоставления коммунальных услуг и утилизации отходов.
Источник: delo.ua