Департамент коммунальной собственности Киевской горгосадминистрации (КГГА) в 2021 году обеспечил поступления в городскую казну от малой приватизации 116,6 млн гривен (перевыполнил план на 16,6%). Что касается аренды коммунального имущества, то чиновники показали наихудший результат за последние семь лет – в столичную казну было получено 52,28 млн гривен при плане в 89,9 млн гривен. Возможно, причина кроется в “карантинных” льготах на уплату арендной платы, но и прочие причины сбрасывать со счетов не стоит.
О том, сколько денежных средств в 2021 году поступило в столичный бюджет от аренды и малой приватизации коммунального имущества, KV стало известно из ответа Департамента коммунальной собственности КГГА на информационный запрос редакции. Под ответом подписался директор указанного департамента Андрей Гудзь (на коллаже).
Ударная приватизация
Бюджетом Киева на 2021 год (утвержден решением столичного горсовета №24/24 от 24 декабря 2020 года) было предусмотрено, что по итогам года от приватизации коммунального имущества в городскую казну должно поступить 100 млн гривен. Этот плановый показатель на 15 млн гривен больше того, который был в позапрошлом году (бюджетом столицы на 2020 год предполагались поступления от приватизации в размере 85 млн гривен).
В итоге, по информации Андрея Гудзя, коммунальной собственности в 2021 году продали на сумму 116,6 млн гривен (перевыполнили план на 16,6%). Такие фактические поступления можно смело назвать усредненными: в 2015 году этот источник доходов пополнил столичную казну на 272,3 млн гривен, в 2016 году – на 92,9 млн гривен, в 2017 году – на 111,9 млн гривен, в 2018 году – на 149,1 млн гривен, в 2019 году – на 68,46 млн гривен, а в 2020 году – на 155,9 млн гривен.
Читайте: Как подчиненные Кличко в 2020 году наполняли бюджет за счет коммунальной собственности
Прошлогодние поступления стали возможными благодаря приватизации то ли 25 объектов площадью более 3,9 тыс. кв. м, то ли 27 объектов общей площадью 4,1 тыс. кв. м. Точные данные из ответа Департамента коммсобственности КГГА установить не удалось, поскольку некоторая информация в нем расписана немного пространно. Речь идет о том, что по 2 объектам общей площадью 217,5 кв. м на данный момент идут процессы расторжения договоров купли-продажи, но в ответе не уточняется, были ли уплачены денежные средства за них и, соответственно, стоит ли их учитывать в общую статистику по поступлениям.
Большая часть проданных зданий и помещений – 20 объектов (в т.ч. те, по которым ожидается расторжение договоров купли-продажи) – были проданы чиновниками через электронный аукцион в системе Prozorro.Продажи. Еще 7 объектов были приватизированы путем выкупа – действующие арендаторы вложили в ремонт арендованных объектов определенное количество денежных средств (т.н. “неотделимые улучшения”) и получили возможность приобрести их в обход прозрачной процедуры электронных торгов.
Также в ответе сообщается, что чиновники безуспешно пытались продать через аукцион два объекта общей площадью 42,4 кв. м – в силу разных причин они так и не были реализованы. Кроме того, один объект был продан в 2021 году, однако денежные средства за его приватизацию – 23,3 млн гривен – покупатель выплатил лишь в начале 2022 года. Следовательно, в “прошлогоднюю” статистику эти цифры не попали. Речь идет о нежилом доме по ул. Сечевых стрельцов, 91-А площадью 1385,7 кв. м, который был выкуплен его действующим арендатором – ЧП “Альтаир”.
Отметим, все объекты коммунальной собственности, которые столичные власти продали или пытались продать в 2021 году, входили в приватизационные списки, утвержденные Киевсоветом в 2011 и 2020 годах. То есть, Киевсовет для выполнения плана по наполнению бюджета за счет приватизации не стал в начале 2021 года утверждать новый перечень подлежащих “распродаже” коммунальных объектов, в связи с чем Департамент коммунальной собственности КГГА реализовывал то, что ранее реализовано не было.
При этом, напомним, что новый приватизационный список все-таки был утвержден Киевсоветом (решение №4036/4077), однако сделано это было лишь 16 декабря 2021 года. В него вошли 157 объектов коммунальной собственности общей площадью порядка 25 тыс. кв. м – эти объекты, учитывая сложные бюрократические процедуры, еще только готовятся к продаже, первые торги запланированы на февраль 2022 года. Данный список стал самым многочисленным за последние три года: для сравнения, в 2019 году в него вошли всего 27 объектов, а в 2020 году – 129 объектов.
Читайте: Реабилитироваться на 300 млн: Киевсовет утвердил перечень объектов на приватизацию в 2022 году
В ответе Департамента коммунальной собственности КГГА сообщается, что сроки приватизации коммсобственности из “нового” перечня официально не установлены, однако чиновники намерены “распродать” эти объекты в течение двух лет.
Насколько это реально, большой вопрос – принимая во внимание то, что столичные власти до сих пор продают коммунальное имущество из предыдущих “приватизационных перечней”. Однако, весьма вероятно, что руководство города в ближайшее время сильно активизирует приватизационные процессы. Ведь бюджетом Киева на 2022 год (утвержден решением столичного горсовета №3704/3745 от 9 декабря 2021 года) предусмотрен достаточно “амбициозный” плановый показатель по наполнению городской казны за счет приватизации коммунальной собственности – 300 млн гривен. Это в три раза больше планового показателя на 2021 год. К слову, почти такой же план, 330 млн гривен, столичные власти ставили перед собой в 2019 году, однако выполнить его смогли лишь на четверть.
Читайте: В 2019 году Киев показал в сфере приватизации наихудший результат за 5 лет
Провальная аренда
Утверждая бюджет столицы, Киевсовет и КГГА запланировали заработать на аренде коммунального имущества в 2021 году 89,9 млн гривен. Этот плановый показатель не менялся как минимум последние три года: ровно столько же столичные власти собирались привлечь в городскую казну поступлений от аренды коммсобственности и в 2019 году, и в 2020 году.
По итогам 2021 года столичные власти выполнили свой план по наполнению бюджета от аренды коммунальных объектов всего на 58% – в казну Киева поступило 52,28 млн гривен. Большую часть этой суммы – 47,9 млн гривен – столица заработала непосредственно на аренде коммунальной собственности. Оставшиеся 4,3 млн гривен – это поступления от прибыли за пользование коммунальным имуществом акционерными обществами, в которых столичная община владеет пакетами акций (ЧАО “АК “Киевводоканал”, ЧАО “Киевспецтранс” и ПАО “Киевгаз”).
Отметим, часть денежных средств, полученных от аренды коммунальных объектов, остаются на счетах предприятий-балансодержателей – это КП, которые ответственны за содержание помещений и зданий, их ремонт и т.д. В Департаменте коммунальной собственности КГГА в ответ на вопрос KV о суммах денежных средств, которые КП в 2021 году оставили на своих счетах, сослались на отсутствие таких данных. Дескать, эта информация станет известна после 25 февраля 2022 года, когда все КП предоставят соответствующие отчеты. Чиновники, видимо, решили “посекретничать”: для сравнения в 2021 году указанный департамент не постеснялся предоставить KV “промежуточные” данные по этим поступлениям за первые 9 месяцев 2020 года (235 млн гривен).
Такие результаты наполнения бюджета Киева от аренды коммунального имущества вполне можно считать провальными: 52,28 млн гривен – это самый низкий показатель поступлений за последние семь лет. Так, в 2015 году в городскую казну поступило из этого источника 113,3 млн гривен (здесь и далее – без учета средств, которые остаются на счетах предприятий-балансодержателей. – KV), в 2016 году – 109,2 млн гривен, в 2017 году – 85,9 млн гривен, в 2018 году – 87,7 млн гривен, в 2019 году – 101,9 млн гривен, а в 2020 году – 88,6 млн гривен.
В ответе Департамента коммунальной собственности КГГА уточняется, что невыполнение планового показателя по “арендным поступлениям” в городской бюджет Киева связано в том числе со льготами, которые Киевсовет предоставил арендаторам коммсобственности на основании своего решения №25/25 “О некоторых вопросах комплексной поддержки субъектов хозяйствования города Киева на время действия ограничительных мер” от 24 декабря 2020 года. В соответствии с указанным решением, в течение “коронавирусного карантина” арендаторы имеют право на 50-процентную скидку за право пользования коммунальными объектами. При этом, если ограничительные мероприятия запрещают работу предпринимателей, арендующих коммунальные объекты, то такие предприниматели могут вообще ничего не платить в столичный бюджет (речь идет о символической плате в 1 гривну в течение срока действия ограничительных мероприятий. – KV).
“Учитывая вышеизложенное и в связи со снижением платежеспособности всех арендаторов, произошло существенное уменьшение доходов коммунальных предприятий, учреждений, организаций (балансодержателей коммунального имущества), в том числе и от передачи в аренду нежилых помещений. То есть, общая сумма арендной платы, которая должна поступить на счета получателей таких средств, уменьшилась вдвое, что непосредственно повлияло на размер перечисленных в 2021 году в бюджета Киева средств”, – сообщается в ответе Департамента коммсобственности КГГА.
Бюджетом Киева на 2022 год предусмотрены плановые показатели по его наполнению за счет аренды коммунального имущества в сумме 150 млн гривен – более чем в полтора раза больше, чем в 2021 году. Такой показатель выглядит завышенным – учитывая то, что в ответе Департамента коммсобственности КГГА прямо сообщается, что, по мнению чиновников, “очень важно прежде всего поддерживать малый бизнес путем предоставления скидок на арендную плату, поскольку он (бизнес. – KV) уже имеет серьезные экономические проблемы”.
Как используется собственность киевлян
Как неоднократно сообщала KV, Департамент коммунальной собственности КГГА и Киевсовет имеют крайне необычное представление о том, как нужно обращаться с коммунальной собственностью столичной общины, допуская немало нарушений законодательства. Все это приводит к разного рода разбирательствам, которые инициируют и пользователя коммунальных объектов, и правоохранительные органы.
Так, в 2019 году подчиненные Виталия Кличко очень гордились продажей здания по ул. Михаила Грушевского, 3 – при стартовой цене аукциона в 672,8 тыс. гривен чиновники продали объект за 33 млн гривен. Однако, в дальнейшем выяснилось, что покупатель – ООО “Фид Бэк Групп” – не мог использовать этот объект, так как на момент продажи юридически он вовсе не находился в коммунальной собственности. В итоге компания в судебном порядке добилась расторжения соглашения.
Читайте: “Лучшая приватизация 2019 года” обернулась для киевлян пшиком
При этом, по данным Департамента коммунальной собственности КГГА и районных в городе Киеве государственных администраций (РГА), по состоянию на июнь 2020 года в столице насчитывалось больше сотни коммунальных помещений и зданий, которые были заняты или захвачены “левыми” людьми. Общая площадь такого имущества превышала 21 тыс. кв. м. В прокуратуре Киева уже тогда били в набат: столичный горсовет неэффективно контролирует использование коммунальной собственности, из-за чего вопросы о возвращении “потерянных” объектов необходимо решать в рамках уголовных дел (их уже насчитывается больше пяти десятков) и судебных исков.
Читайте: Рейдерский бардак: как Андрей Гудзь “бережет” коммунальное имущество столицы
Напомним также, что директор Департамента коммунальной собственности КГГА Андрей Гудзь, его заместитель Олег Шмуляр и руководитель КП “Киевкинофильм” Денис Хомич на данный момент официально подозреваются в нанесении столичному бюджету ущерба на сумму 22,3 млн гривен. По данным Нацполиции, такие убытки городская казна получила из-за неправомерного освобождения ООО “Синема-Центр” от арендной платы за использование коммунального здания кинотеатра “Киев” в 2019 году.
Читайте: Преступная щедрость: расследование дела об аренде кинотеатра “Киев” почти завершено
Андрей Гудзь возглавляет Департамент коммунальной собственности КГГА с 5 ноября 2014 года. Деятельность указанного департамента со 2 апреля 2021 года курирует замглавы КГГА Александр Харченко. Он же контролировал работу этой структуры с 3 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Фото: коллаж KV