Депутат Киевсовета Владимир Назаренко подготовил проект решения о расторжении 28 инвестиционных договоров на установку в столице 994 остановок с МАФами. Депутат указывает на то, что вместо киосков по продаже проездных документов на таких остановках обустраивают точки по реализации сигарет, алкоголя и шаурмы. Кроме того, по мнению “свободовца”, эти ларьки были установлены с нарушением требований законодательства – без получения паспортов привязки. Все это, как считает Назаренко, делалось в угоду крупным предпринимателям (среди которых фирма из орбиты нардепа Андрея Холодова) и вопреки интересам малого и среднего бизнеса. Антикоррупционная комиссия Киевсовета уже поручила Департаменту городского благоустройства Киевской горгосадминистрации (КГГА) провести проверку таких сооружений и при необходимости вынести предписания об их демонтаже.
Как стало известно KV, 5 июня 2020 года Киевсовет зарегистрировал ппроект решения “О расторжении инвестиционных договоров “О комплексе мер по благоустройству и обустройства остановок общественного транспорта в городе Киеве” (лоты 1-28)” (№08/231-1338/ПР).
Субъектом его подачи выступил представитель фракции “ВО “Свобода” в горсовете Владимир Назаренко. Документ подан на рассмотрение комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития. Ближайшее заседание данной комиссии запланировано на 11 июня 2020 года.
Своеобразные инвестиции
Еще 14 июля 2016 года Киевская горгосадминистрация (КГГА) издала распоряжение №541 “О проведении инвестиционных конкурсов по привлечению инвесторов к реализации проекта “Комплекс мероприятий по благоустройству и обустройству остановок общественного транспорта в городе Киеве”.
Как сообщала KV, 22 декабря 2017 года Департамент экономики и инвестиций КГГА объявил соответствующий инвестиционный конкурс. 994 остановки были разбиты на 28 лотов, а условия конкурса были прописаны таким образом, что представители малого бизнеса участвовать в нем фактически не имели возможности. Начальная стоимость каждого остановочного комплекса составила 355 тыс. гривен с НДС. При этом, самые “хлебные” остановки были объединены в первый лот в количестве 242 штуки, еще 109 вошли во второй лот. Две трети остановок были разбиты в лоты по 10-50 штук. Для самого крупного лота была установлена стартовая стоимость 85,9 млн гривен, самого маленького (в количестве 9 остановок) – 3,2 млн гривен.
Читайте: У Кличко собрались отдать остановки богатым инвесторам и “придушить” малый бизнес
В пояснительной записке к проекту решения Владимира Назаренко сообщается, что в дальнейшем, в период с 12 июля 2018 года по 4 февраля 2019 года, между Департаментом экономики и инвестиций КГГА, КП “Киевпастранс” и рядом компаний было заключено 28 инвестиционных договоров. Инвесторами выступили следующие юридические лица: ООО “Киев Маркет Солюшн”, ООО “Лемор”, ООО “Эталон Сервис ЛТД”, ООО “Юкрейниан Дивелопмент Сервис”, ООО “Блиц-Флоренц”, ООО “Сент-Китс 78”, ЧП “Ясмин Трейд Компани”, ООО “Клуб “Т-2”, ООО “Корп Мемонт”, ООО “Градус-Т”, ООО “Сан-Хосе” и ООО “Артстоун симпати”. При этом, напомним, самые “козырные” лоты и, как следствие, возможность установить больше половины остановок (595) получил один инвестор – ООО “Киев Маркет Солюшн”.
Как сообщала KV, еще в январе 2018 года столичные предприниматели призвали киевского городского голову Виталия Кличко (на фото) отменить результаты этих инвестиционных конкурсов. По мнению представителей ассоциации “Союза инвесторов транспортной инфраструктуры Киева”, действия КГГА по организации указанных конкурсов имели признаки коррупции. В частности, предприниматели обращали внимание на то, что лоты, выставленные на инвестиционные конкурсы, были специально сформированы неравноценно.
Кроме того, с результатами инвестконкурсов не были согласны и члены антикоррупционной комиссии Киевсовета. В феврале 2018 года депутаты обратили внимание на то, что от участников требовались документы, которые невозможно подготовить за 30 дней (период проведения конкурса). Кроме того, инвестиционные конкурсы были объявлены в том числе по объектам, по которым есть действующие договоры с инвесторами. Из этого, дескать, следовало, что некоторые компании были проинформированы про предстоящее объявление инвестконкурсов заранее.
Читайте: В Киевсовете не признают результатов скандального инвестконкурса на столичные остановки
Несмотря на эти протесты, как сообщается в пояснительной записке, в соответствии с условиями конкурсов на территории Киева был размещен ряд остановок общественного транспорта с павильонами ожидания и киосками по продаже проездных документов и других товаров (оказание услуг). В комментарии KV Владимир Назаренко сообщил, что на данный момент установлены почти все такие объекты. Однако, по информации “свободовца”, большинство этих киосков используются не по назначению.
“Жители столицы неоднократно жаловались на чрезмерное количество временных сооружений (ВС, киоски, МАФы) торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности, отсутствие продажи проездных документов в киосках, продажу в таких киосках спиртных напитков, их распитие на остановках общественного транспорта, а также на использование бездомными указанных киосков в качестве места жительства”, – указано в пояснительной записке к проекту решения.
“Инвестиционная” остановка на ул. Академика Вильямса. Как указывает Владимир Назаренко, продажей билетов здесь “даже не пахнет”
Как уточняется в проекте решения, киоски по продаже проездных документов и других товаров на остановках общественного транспорта являются ВС. Следовательно – для их получения было необходимо оформление паспортов привязки. Вместе с тем, как сообщает Владимир Назаренко, по информации Департамента градостроительства и архитектуры КГГА (письмо от 29 апреля 2020 года), в течение 2018-2020 годов данная структура не выдавала паспорта привязки на размещение остановочных комплексов.
В пояснительной записке также сообщается, что, согласно решения Киевсовета №746/746 “Об особенностях применения Порядка размещения временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности в г. Киеве” от 25 декабря 2014 года, для оформления паспорта привязки ВС субъекту хозяйствования предоставляется 120 календарных дней. Кроме того, это же решение горсовета определяет, что с 1 февраля 2015 года размещения ВС осуществляется лишь в тех местах, которые определенных Комплексной схемой размещения ВС. Данная схема была утверждена распоряжением КГГА №585 от 16 июня 2015 года и предусматривает, что определение мест размещения ВС, которые являются объектами инвестирования, осуществляется при оформлении паспортов привязки ВС в базе геопространственных данных Градостроительного кадастра Киева.
“Таким образом сложилась ситуация, что киоски, которые размещены рядом с павильонами ожидания остановок общественного транспорта, установлены с нарушением требований действующего законодательства, а сроки, определенные для оформления паспортов привязок, субъектами хозяйствования (инвесторами) пропущены. В то же время самовольное размещение ВС торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности является основанием не только для осуществления проверки и вынесения предписаний о демонтаже Департаментом городского благоустройства КГГА, а и для расторжения инвестиционных договоров”, – указано в пояснительной записке к проекту решения.
В комментарии KV Владимир Назаренко заявил, что столичные власти имели задачу вытеснить малый и средний бизнес – предпринимателей, которые имеют по 1-2 киоска и не могут принимать участие в таких инвестиционных конкурсах.
“Мультимиллионеры продолжают стратегию вытеснения малого и среднего бизнеса и оккупации остановок. Они не думают о Киеве и чистоте остановок, просто сдают их в аренду под шаурму, сигареты, алкоголь”, – отметил Владимир Назаренко.
Также депутат усомнился в целесообразности установки киосков для продажи проездных документов, поскольку в связи с внедрением стратегии Smart City для продажи билетов в столице будут устанавливаться специальные автоматы.
Читайте: Кличко поручил до конца июня рекламировать Kyiv Smart Card
Отметим, 29 мая 2020 года КГГА своим распоряжением №774 утвердила победителя инвестиционного конкурса по проекту “Комплекс мероприятий по благоустройству и обустройству остановок общественного транспорта в городе Киеве” (лот 29). Таковым стало ООО “Торговый дом “Воздвиженский”. По информации депутата Владимира Назаренко, этот инвестор может получить возможность установить 160 остановок в центральной части Киева.
Позиции “антикоррупционеров” и чиновников
Как стало известно KV, еще 3 июня 2020 года комиссия Киевсовета по вопросам соблюдения законности, правопорядка и предотвращения коррупции рассмотрела обращение Владимира Назаренко по указанным инвестиционным конкурсам (лоты 1-28, лот 29).
По итогам обсуждения комиссия приняла ряд протокольных решений. Депутаты направили обращение Департаменту городского благоустройства КГГА с просьбой провести проверку киосков, которые размещены рядом с павильонами ожидания на основании упомянутых инвестиционных договоров. Заниматься этим будет рабочая группа, которую должен создать указанный департамент. По задумке членов антикоррупционной комиссии горсовета, в случае выявления нарушений Департамент городского благоустройства КГГА должен принимать меры реагирования, в том числе – выносить предписания о демонтаже таких объектов.
Также антикоррупционная комиссия рекомендовала КГГА воздержаться от принятия любых решений касательно дальнейшей реализации инвестиционного проекта по лотам 1-28 до принятия окончательного решения по данному вопросу этой же комиссией. Кроме того, депутаты рекомендовали Департаменту экономики и инвестиций КГГА и КП “Киевпастранс” воздержаться от подписания инвестиционных договоров по лоту 29 – также до принятия окончательного решения по этому вопросу антикоррупционной комиссией.
В ходе заседания комиссии первый заместитель директора Департамента городского благоустройства КГГА Тимур Ткаченко сообщил, что обращений от КП “Киевпастранс” о нарушениях при установке указанных комплексов не было. В свою очередь, представительница КП “Киевпастранс” заявила, что расторжение инвестиционных договоров из-за отсутствия паспортов привязки, дескать, не предусмотрено.
Похожего мнения придерживается и заместитель директора ООО “Киев Маркет Солюшн” Андрей Швец. Он считает, что в данном случае не нужны паспорта привязки, поскольку остановочные комплексы якобы не является ВС.
“Два года назад поднимался вопрос о незаконности проведения конкурса, и в итоге не было выявлено нарушений. По состоянию на сегодняшний день мы вложили десятки миллионов средств в остановки общественного транспорта, уже начали обустраивать. Общее количество установленных остановок – 380. Происходит странная активность депутатов. Какой повод для этого? С нашей стороны были уплачены миллионные средства в транспортную инфраструктуру столицы, все официальные платежи, налоги. Мы обеспечиваем большое количество населения рабочими местами”, – заявил представитель фирмы-инвестора.
Кто замешан
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Киев Маркет Солюшин” было зарегистрировано в августе 2015 года. Руководителем компании значится Людмила Руденко. Учредитель данного предприятия – кипрская компания “Реинэвэг ЛТД” (Reineweg LTD), а конечный бенефициар – житель города Лимассол (Кипр) Гиоргос Ландас. Уставной капитал ООО “Киев Маркет Солюшн” составляет 6,6 млн гривен.
По данным СМИ, ООО “Киев Маркет Солюшн” имеет связь с народным депутатом Андреем Холодовым (№22 списка партии “Слуга народа”). Так, учредитель данного предприятия (кипрская компания “Реинэвэг ЛТД”) был прописан в имении семьи Холодова в городе Лимассол от основания и до июля 2019 года. Также СМИ сообщали, что акционером “Реинэвэг ЛТД” с 2007 года была жена нардепа Екатерина Шаховская.
ООО “Клуб “Т-2” было основано в марте 2006 года. Учредителями компании являются Игорь Галайчук и Игорь Рогоза, который также значится руководителем фирмы. Размер уставного капитала – 2,1 млн гривен.
Игорь Галайчук – первый заместитель главы фракции “Батькивщина” в текущем созыве Киевсовета. Он был избран от избирательного округа №7 (Теремки, Голосеевский район). При этом, на выборы в 2015 году Галайчук шел как директор ООО “Клуб “Т-2”. Игорь Рогоза – его помощник-консультант.
В свою очередь, учредителем ООО “Юкрейниан Девелопмент сервис” и ООО “Лемор” указан киевлянин Дмитрий Шкляр. Эти компании также имеют одного руководителя – Александра Чепурко. Кроме того, очевидную связь между собой имеют некоторые другие инвесторы – ООО “Блиц-Флоренц”, ООО “Сент-Киттс” и ООО “Сан-Хосе”. Их объединяет общий учредитель – жительница села Гнедин Бориспольского района Киевской области Неля Онищенко. Она – неоднократная чемпионка Украины по боксу. Между тем, учредителем ЧП “Ясмин Компани” и ООО “Эталон Сервис ЛТД” значится киевлянка Антонина Лысак.
В то же время, явной связи между ООО “Корп Мемонт”, ООО “Градус-Т”, ООО “Артстоун симпати” и ООО “Торговый дом “Воздвиженский” или же между этими компаниями и известными людьми не просматривается.
КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 года руководит Дмитрий Левченко. Предприятие находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов. Департамент экономики и инвестиций КГГА с 16 февраля 2018 года возглавляет Наталья Мельник. Департаментом градостроительства и архитектуры КГГА с 1 ноября 2016 года руководит Александр Свистунов, а директором Департамента городского благоустройства КГГА 5 ноября 2019 года был назначен Алексей Кулеба.
Фото: коллаж KV