Столичный горсовет сделал очередной шаг к тому, чтоб КК “Киевавтодор” получила от Европейского инвестиционного банка кредитование в размере 60 млн евро. Эти деньги коммунальные “дорожники” собираются потратить на реконструкцию моста Метро – одного из многих аварийных киевских мостов. Когда может быть оформлен кредит, пока не ясно. Но теперь, если городские власти откажутся от дальнейших переговоров по этому кредиту, на Киев будут наложены финансовые санкции. При этом, пока даже неизвестно, сколько средств из городского бюджета уйдет на погашение процентной ставки по такому займу.
Как стало известно KV, 13 мая 2021 года Киевсовет утвердил соглашение о подготовке кредитного финансирования коммунальной корпорации (КК) “Киевавтодор” (проект решения №08/231-2613/ПР от 19 октября 2020 года).
Данный вопрос на рассмотрение депутатского корпуса вынесли заместители главы КГГА Валентин Мондриевский и Александр Густелев (на фото), Департамент финансов и Департамент транспортной инфраструктуры КГГА. В сессионном зале этот проект решения был принят лишь со второй попытки. Сначала документ поддержали всего 60 депутатов (меньше необходимого минимума), однако во второй половине заседания горсовет вернулся к его рассмотрению, и в итоге вопрос набрал 89 депутатских голосов “за”.
Напомним, еще 11 апреля 2019 года Киевсовет решением №518/7174 разрешил КК “Киевавтодор” привлечь кредит от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) на сумму 60 млн евро. Тогда предполагалось, что эти деньги корпорация сможет потратить на капитальный ремонт автопроездов моста Метро. Этим же решением горсовет уполномочил городского голову Виталия Кличко подписать с данным банком соглашение о подготовке кредитного финансирования от имени Киевсовета.
Читайте: Виталия Кличко послали договариваться с ЕБРР о новых кредитах
Спустя полтора месяца, 31 мая 2019 года, между столичным горсоветом и ЕИБ было заключено соответствующее соглашение. И как раз для того, чтобы стороны могли продолжить “двигаться” к подписанию непосредственно самого кредитного договора, Киевсовету необходимо было это соглашение утвердить.
Согласно утвержденным горсоветом условиям, КК “Киевавтодор” должен будет рассчитаться с кредитом за 13 лет. Размер процентной ставки по этому займу пока неизвестен – такие цифры, дескать, будут определены по итогам прединвестиционной проверки проекта ремонта, будут зависеть от оценки банком рисков по этому проекту и от рыночной конъюнктуры. Кроме “тела” кредита и процентов КК “Киевавтодор” должна будет оплатить ЕИБ комиссионный сбор в размере 1% от общей суммы кредита, 30 тыс. евро за оценку банком проекта и 40 тыс. евро за расходы на посторонних юридических советников, которых ЕИБ будет нанимать для подготовки и анализа финансирования, переговоров, рассмотрения финансовых договоров и т.д.
При этом, если Киевсовет или КК “Киевавтодор” откажутся от работы по привлечению данного финансирования, они все равно должны будут выплатить банку упомянутые 40 тыс. евро и 1-процентную комиссию. Примечательно также, что соглашение о подготовке кредитного финансирования, а также договор о предоставлении гарантии, который сторонам еще предстоит заключить, будут регулироваться правом Англии.
В ходе заседания Киевсовета по этому вопросу докладывал первый замглавы КГГА Николай Поворозник. Чиновник уточнил, что на кредитные средства КК “Киевавтодор” будет проводить не капитальный ремонт моста Метро, как предполагалось изначально, а его реконструкцию. По словам Поворозника, это связано с тем, что данный мост является объектом культурного наследия, поэтому подлежит исключительно реконструкции. При этом, сами работы займут порядка 2 лет с момента получения кредитного финансирования от ЕИБ.
Как отметил первый замглавы КГГА, поиск финансовых инструментов среди международных финансовых организаций связан с отсутствием помощи из государственного бюджета на развитие столичной инфраструктуры. Кстати, до непосредственного самого получения кредита Киевсовет будет еще как минимум дважды рассматривать проекты решений по этому вопросу. В частности – о предоставлении горсоветом гарантии на выплату данного займа и об утверждении кредитного соглашения.
Регулирование соглашения о подготовке кредитного финансирования законодательством Англии чиновник объяснил тем, что это – требование международных финансовых организаций. Также первый замглавы КГГА отметил, что данный кредит может стать первым в своем роде: ранее столичные власти получали кредиты на закупку чего-либо, но не на проведение работ. Однако, вероятно, этот займ не будет последним: по словам Николая Поворозника, ЕИБ рассматривает возможность кредитования столицы на проведение работ на мосту Патона.
Читайте: “Киевавтодор” никак не выберет проектировщика реставрации моста Патона
При обсуждении проекта решения в сессионном зале член фракции “Европейская солидарность” Вадим Сторожук напомнил, что на самом деле это – не первый проект, направленный не на закупку, а на проведение работ. Дескать, ранее уже было соглашение на реконструкцию Бортнической станции аэрации. Также Сторожук спросил у Николая Поворозника, каким образом будет организовано дорожное движение, когда мост Метро будет закрыт на реконструкцию. Однако чиновник проигнорировал этот вопрос депутата.
Одним из немногих критиков предложенного проекта решения выступил депутат Игорь Кириленко (“Оппозиционная платформа – За жизнь”). Народный избранник имел претензии к пунктам соглашения касательно его регулирования английским правом и необходимости оплаты санкций (упомянутых 40 тыс. евро и комиссии). Но его коллег такие требования ЕИБ не смутили.
Столичный мост Метро был принят в эксплуатацию 5 ноября 1965 года. По сообщению КГГА, это будет первое масштабное обновление данного искусственного сооружения с момента его ввода в эксплуатацию. При этом, как сообщала KV со ссылкой на экспертов, ввиду своего состояния мост Метро может рухнуть в любой момент. Схожая ситуация и с семью десятками других столичных мостов.
Читайте: 75 мостов Киева находятся в предаварийном состоянии, – Кличко
Как неоднократно сообщала KV, столичные власти делают большую ставку на кредиты.
Так, в феврале 2021 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и КП “Киевский метрополитен” подписали кредитный договор в размере 50 млн евро на закупку 50 новых вагонов метро. Столичные власти надеются, что контракт на поставку вагонов, которые планируют использовать на ветке метро на Виноградарь, будет заключен до конца нынешнего года. Кроме того, городское руководство продолжает работу над получением КП “Киевтеплоэнерго” кредита от ЕБРР в размере 140 млн евро, планирует взять у ЕИБ “взаймы” 30 млн евро для КП “Киевгорсвет” и т.д.
Читайте: Киевсовет гарантировал, что КП “Киевгорсвет” выплатит займ на сумму 30 млн евро
КК “Киевавтодор” с 19 мая 2020 года временно руководит заместитель генерального директора по развитию производства Александр Федоренко. В своей деятельности КК подчиняется Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, обязанности директора которого с 6 апреля 2021 года исполняет первый замруководителя этой структуры Иван Шпилевой. Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев (с 15 апреля 2015 года по 21 февраля 2020 года он возглавлял КК “Киевавтодор”).
Фото: коллаж KV