Киевская горгосадминистрация (КГГА) увеличила расходы на строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода и Большой окружной дороги в 2021 году на 1 млрд гривен и 213,5 млн гривен соответственно. Дополнительное финансирование достанется подрядчику – ООО “Эко-Буд-Трейд” (компанию связывают со “смотрящим по Киеву” Денисом Комарницким). По традиции руководство города не стало искать в городском бюджете дополнительные ресурсы, а просто “сняло” часть финансирования с других инфраструктурных объектов, в частности – со строительства метро на Виноградарь, реконструкции трамвайной линии и пр. Такой шаг столичные чиновники объясняют просто: и мостопереход, и дорогу можно достроить уже в ближайшее время. В бюджетной комиссии горсовета против распределения денег налогоплательщиков “в ручном режиме” не возражали.
Как стало известно KV, 23 ноября 2021 года комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития согласовала распоряжение КГГА №2313 от 9 ноября 2021 года “О перераспределении расходов, предусмотренных Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, на 2021 год”.
Таким образом, столичные власти решили в этом году дополнительно направить 1 млрд гривен на строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода и 213,5 млн гривен на строительство Большой окружной дороги на участке от просп. Маршала Рокоссовского до ул. Богатырской (Оболонский район) со строительством транспортной развязки в разных уровнях. Заказчиком этих работ выступает КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений” (КП “ДСДТС”). Сметы финансирования данных проектов из городского бюджета Киева в 2021 году выросли до 2,2 млрд гривен и 541,4 млн гривен соответственно.
Эти денежные средства были сняты с других мероприятий в сфере транспортной инфраструктуры, финансируемых за счет столичной казны. В частности – со строительства участка Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции “Сырец” на жилмассив Виноградарь в Подольской районе Киева (снято 494,8 млн гривен, заказчик – КП “Киевский метрополитен”), с реконструкции трамвайной линии от ул. Милославской до Дарницкого железнодорожного вокзала в Деснянском районе (385,1 млн гривен, заказчик – КП “Киевпастранс”), с реконструкции ул. Стеценко от просп. Академика Палладина до Интернациональной площади (100 млн гривен, заказчик – КП “ДСДТС”) и ряда других менее “затратных” проектов.
В ходе заседания бюджетной комиссии директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Руслан Кандибор (на коллаже справа) сообщил, что такое перераспределение бюджетных средств обусловлено необходимостью обеспечить надлежащий уровень финансирования и выполнения работ на строительстве Подольско-Воскресенского мостоперехода и Большой окружной дороги.
“На мостопереходе сейчас работы ведутся высокими темпами, закуплено очень много материалов: на подпорные стенки, на туннели метро, ограждение, шумоизоляцию – их необходимо смонтировать. Если мы хотим “ехать”, то по “технологическому съезду” это можно сделать и сегодня. Я думаю, что в мае [2022 года] будет сделан полноценный съезд на улицу Садовую, и до конца [2022] года он (мостопереход. – KV) “поедет” на улицу Оноре де Бальзака – при надлежащем финансировании это вполне реально можно обеспечить. Что касается Большой окружной дороги – мы уже движемся к завершению, работы выполнены где-то на 80%. И как было обещано ранее, 20 декабря [2020 года] по этой транспортной развязке будет запущено движение”, – рассказал Руслан Кандибор.
Такой доклад чиновника не вызвал вопросов у членов бюджетной комиссии горсовета, предложенный КГГА документ был утвержден фактически без обсуждения. В свою очередь KV решила проанализировать, кто будет заниматься освоением “дополнительного” бюджетного финансирования, зачем это необходимо и почему власти “жертвуют” ради этого “виноградарской веткой метро”.
На что пойдут бюджетные деньги
Проекты строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода и Большой окружной дороги по праву считаются одними из наиболее скандальных в новейшей истории Киева. На их реализацию столичные власти “выделяют” колоссальное финансирование из городской казны, работы постоянно сопровождаются уголовными разбирательствами, освоением бюджетного финансирования занимается ООО “Эко-Буд-Трейд” – компания из орбиты одиозного бизнесмена, экс-сопредседателя фракции “Блока Леонида Черновецкого” в Киевсовете VI созыва Дениса Комарницкого (эксперты и политики называют его “смотрящим по Киеву”).
Напомним, строительство Подольско-Воскресенского мостоперехода стартовало в далеком 1993 году, но вскоре было приостановлено из-за недостатка денег. Возведение моста возобновили в декабре 2003 года: тогда подрядчиком выступало ПАО “Мостострой”, и в октябре 2010 года в эксплуатацию была сдана первая очередь этого объекта. В 2014 году строительные работы были остановлены – в том числе из-за финансовых проблем подрядчика. В 2017 году столичные власти возобновили работы – новым подрядчиком было определено вышеупомянутое ООО “Эко-Буд-Трейд”. Тогда же стало известно, что общая смета финансирования составит 11,25 млрд гривен.
За последние четыре года вероятными бюджетными распилами на строительстве мостоперехода неоднократно интересовались правоохранительные органы. К примеру, в рамках уголовного производства №42021100000000170 от 12 марта 2021 года блюстители закона уже вручили подозрения в совершении разных “бюджетных преступлений” нескольким должностным лицам КП “ДСДТС” и компании-подрядчика. При этом, в Нацполиции считают, что присвоением денежных средств на этих работах, вероятно, занимались должностные лица ООО “Эко-Буд-Трейд”, а руководство КП “ДСДТС”, дескать, ничего не знало о таких нарушениях, и его вина может заключаться лишь в том, что оно не проверяло, какие расходы прописывались в документации по строительству.
Недавно стало известно, что, ориентировочно, в августе 2021 года правоохранители провели обыск по месту фактического проживания некоего человека, которого следователи называют “аффилированным владельцем” ООО Эко-Буд-Трейд”. Его имя и фамилия в материалах дела не уточнялись, но обыск проходил в зданиях на земельных участках в престижном пгт Козин Обуховского района Киевской области с кадастровыми номерами 3223155400:03:023:0030 и 3223155400:03:023:0031. Эти земельные участки принадлежат супруге Дениса Комарницкого Ирине. В ходе этого обыска были изъяты, в частности, денежные средства в сумме 374,7 тыс. гривен, 294,9 тыс. долларов, 2910 евро и 140 швейцарских франков.
Примечательно, что в 2021 году столичные власти начали практиковать распределение бюджетного финансирования на этот объект в “ручном режиме”. То есть, вместо того, чтоб выносить проекты решений о выделении дополнительных средств на рассмотрение Киевсовета, чиновники готовят распоряжения КГГА, которые необходимо согласовывать лишь с 26 членами бюджетной комиссии и согласно которым средства “снимаются” с других важных проектов. И если 12 мая 2021 года члены бюджетной комиссии критиковали такие “особенности бюджетного планирования” (тогда КГГА своим распоряжением увеличила смету строительства мостоперехода в текущем году с 716,6 млн гривен до 1,24 млрд гривен), то 23 ноября депутаты об этом не сказали ни слова.
Очевидно, городскому руководству очень хочется ускорить строительство – в апреле 2021 года Виталий Кличко анонсировал завершение работ на мостопереходе к концу нынешнего года (без учета строительства по данному мосту ветки метро. – KV). Для демонстрации серьезности таких намерений глава КГГА даже устроил “публичную порку” своему заместителю Александру Густелеву, который по распределению обязанностей отвечал за вопросы транспортной инфраструктуры. Так, 5 ноября во время Коллегии КГГА Кличко заявил об увольнении Густелева с его должности в связи с затягиванием работ по завершению строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода. Однако в итоге стало известно, что “транспортный замглавы КГГА” уйдет вовсе не “по статье”, а “по собственному желанию”, и при этом – доработает до 1 декабря 2021 года.
Читайте: Заместитель Кличко Густелев увольняется по собственному желанию
Решение о строительстве Большой Окружной дороги от проспекта Маршала Рокоссовского до ул. Богатырской было принято столичными властями в 2003 году. Спустя пять лет, в 2008 году, КП “ДСДТС” определили заказчиком этого строительства, в 2014 году городское руководство утвердило его проект, а сами работы, выполнение которых, напомним, тоже было возложено на ООО “Эко-Буд-Трейд”, начались в 2016 году. При этом, в 2014 году смета строительства была 410 млн гривен, а в 2019 году власти Киева увеличили ее до 1,12 млрд гривен.
Процессом строительства Большой Окружной дороги также занялись правоохранители – следствие в рамках уголовного производства №42019100000000293 от 19 апреля 2019 года начала Нацполиция. Тогда блюстителями закона стало известно, что подрядчик, вероятно, искусственно завысил стоимость строительства. В частности, по данным правоохранителей, в перечень финансируемых работ было включено решение проблем с якобы непригодной для обустройства дороги почвы. Расследуется ли это дело сейчас, KV установить не удалось. “Крайние” судебные определения” по данному производству датированы весной 2020 года.
Читайте: Дело на миллиард: как в Киеве строят Большую Окружную дорогу
17 ноября 2021 года столичный мэр Виталий Кличко заявил, что движение по окружной дороге будет запущено после 20 декабря с.г – такую же информацию, как сообщалось выше, озвучил директор транспортного департамента КГГА Руслан Кандибор.
Многострадальное метро
Уделяя много внимания строительству двух вышеупомянутых объектов, столичные власти совсем не продвигаются в вопросе строительства метро на Виноградарь. Из-за этого, напомним, Виталий Кличко остается единственным мэром в истории Киева во времена независимой Украины, при котором в столице не было открыто ни одной новой станции “подземки”.
Читайте: Генплан VS новый Генплан: как в Киеве развивают метрополитен
Подрядчиком строительства метро на Виноградарь, предполагающего открытие двух новых станций (“Мостицкая” и “Проспект Правды”), в конце 2018 года стало ПАО “Киевметрострой”. Тогда эти работы были оценены в 5,98 млрд гривен. Закончить работы ПАО “Киевметрострой” должно было к концу ноября 2021 года. В течение первых трех месяцев указанная компания начала строительство и даже получила от КП “Киевский метрополитен” аванс в размере 2,5 млрд гривен. Однако в дальнейшем работы были фактически приостановлены.
В феврале 2020 года представители ПАО “Киевметрострой” жаловались депутатам столичного горсовета, что проведению работ мешает арест банковских счетов компании в рамках уголовного производства, а также нерешенный вопрос по земле, на которой должны построить станцию “Проспект Правды” (там были размещены СТО, киоски и гаражи). В августе 2021 года подрядчик подал в Хозяйственный суд Киева иск с требованием продлить срок выполнения договора на строительство “виноградарской ветки метро” до мая 2023 года (ответчик – КП “Киевский метрополитен”). В ПАО “Киевметрострой” желание добиться продления дедлайна объяснили тем, что в условиях пандемии компания не могла заказывать запчасти для обслуживания строительного оборудования из-за границы и приглашать иностранных специалистов для настройки такого оборудования. Это, дескать, и повлияло на скорость выполнения работ.
Читайте: В Киевсовете обеспокоились срывом сроков строительства метро на Виноградарь
На словах столичные власти выражали обеспокоенность срывом сроков строительства метро на Виноградарь. В сентябре 2021 года бюджетная комиссия Киевсовета даже заявила о намерении создать временную контрольную комиссию, чтобы изучить этот вопрос и при необходимости – потребовать от городского руководства расторжения договора с нерадивым подрядчиком. Однако наряду с этим депутаты без зазрения совести неоднократно снимали финансирование с этих работ, направляя бюджетные средства на строительство Подольско-Воскресенского мостоперехода и Большой окружной дороги.
Небольшим утешением для столичной общины в этой ситуации может стать лишь намерение городской прокуратуры в судебном порядке истребовать с ПАО “Киевметрострой” 183 млн грн. Речь идет о денежных средствах, которые компания, вероятно, заработала, “положив” аванс от “Киевского метрополитена” на депозитные счета. Однако это все равно никак не решит проблему жителей Виноградаря, которые вынуждены часами стоять в пробках, пытаясь выехать со своего жилмассива в центр Киева и обратно.
Читайте: Прокуратура требует взыскать с подрядчика строительства метро на Виноградарь 183 млн.грн
Обязанности директора КП “ДСДТС” с 23 ноября 2020 года исполняет замдиректора предприятия по экономике Наталья Хоматова. Должность директора КП “Киевский метрополитен” с 17 июля 2014 года занимает Виктор Брагинский (депутат Киевсовета действующего IX созыва от партии мэра Киева Виталия Кличко “УДАР”). Оба предприятия подчинены Департаменту транспортной инфраструктуры, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. Деятельность указанного департамента с 9 ноября 2021 года направляет лично Виталий Кличко. Ранее, со 2 марта 2020 года работу указанной структуры контролировал вышеупомянутый замглавы КГГА Александр Густелев.
Фото: коллаж KV