Киев отказался от приоритета электротранспорта и отечественных производителей

Киев отказался от приоритета электротранспорта и отечественных производителей

Столичный горсовет разрешил КП “Киевпастранс” в течение 2020-2023 годов закупить в лизинг 200 белорусских автобусов за 50,72 млн евро. Заявленная цель – обновление подвижного состава коммунального перевозчика, которому катастрофически не хватает транспорта. Депутаты поверили на слово чиновникам, что это оптимальный вариант: мол, автобусы сейчас нужнее экологичных троллейбусов, а отечественный производитель не может гарантировать качество. За принятие такого решения очень агитировал мэр Киева Виталий Кличко (на фото). Он даже заявил, что львовские трамваи ЛАЗ постоянно ломаются, а с польскими PESA, например, таких проблем никогда не было. Однако, это вовсе не соответствует действительности.

Как стало известно KV, 12 марта 2020 года Киевсовет поддержал проект решения “О предоставлении согласия КП “Киевпастранс” на приобретение автобусов на условиях финансового лизинга” (08/231-579/пр от 4 марта 2020 года).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

За указанный документ проголосовали 78 депутатов. Субъектом подачи данного документа выступил столичный мэр, глава Киевской горгосадминистрации (КГГА) Виталий Кличко.

Как указано в дополнении к проекту решения, предметом лизинга являются 200 автобусов – длиной до 11,9 метров (80 единиц) и автобусы длиной до 18,5 метров (120 единиц). Общая стоимость предмета лизинга должна составить не более 50,72 млн евро с ПДВ (в гривневом эквиваленте по официальному курсу гривны на дату поставки каждого автобуса). Лизингодателем выступает ПАО “АБ “Укргазбанк”.

В документе сообщается, что авансовый платеж должен составить не более 20% от общей суммы с учетом ПДВ. Срок лизинга – более 36 месяцев с момента подписания первого акта приема-передачи автобусов, но не позже 31 декабря 2023 года. Компенсация процентов лизинга должна составить не более 11,5% годовых. Согласно проекту решения, КП “Киевпастранс” будет оплачивать лизинг ежемесячно и имеет право на досрочное погашение суммы через 2 года после подписания первого акта приема-передачи. Комиссия должна составить не более 0,5% от суммы кредитования по договору финансового лизинга.

В пояснительной записке к проекту решения сказано, что ежедневно КП “Киевпастранс” выпускает на маршруты 358 автобусов и этого “недостаточно для обеспечения перевозок на должном уровне”. Также уточняется, что изношенность автобусного парка КП “Киевпастранс” составляет 75,2%. В течение 2018-2019 годов столичные власти, мол, приобрели только 9 автобусов большой и особо большой вместимости. По подсчетам КП “Киевпастранс”, в настоящее время для обеспечения необходимого уровня пассажироперевозок на действующей маршрутной сети потребуется дополнительно 200 таких автобусов.

В документе указаны требования к транспорту, который будет закуплен на условиях лизинга. Среди таковых – низкий уровень пола; приспособления для обслуживания всех слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью (площадка для размещения и фиксации колесного кресла  в каждом автобусе, аппарель или откидной пандус); соответствие экологическим стандартам не ниже EURO-5; оборудование кабелями для установки системы позиционирования и автоматизированной системы проезда; оборудование кондиционерами и т.д.

Как указано в проекте решения, КП “Киевпастранс” должно согласовать новые финансовые обязательства с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), а также согласовать проект договора финансового лизинга с комиссией Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

Читайте: Кличко позволили взять в кредит у ЕБРР до 120 млн евро на развитие общественного транспорта

В ходе заседания Киевсовета 12 марта мэр Киева Виталий Кличко призвал депутатов поддержать данную инициативу.

“Такой закупки в городе Киеве не было много лет. Мы развиваем транспортную инфраструктуру столицы, обновляем подвижной состав общественного транспорта. Это не тайна, что часть подвижного состава “Киевпастранса” составляют автобусы, срок эксплуатации которых 10 и больше лет. Часть автобусов постоянно на ремонте”, – сообщил Виталий Кличко.

В свою очередь, первый заместитель мэра Николай Поворозник, выступавший докладчиком по данному вопросу, не упустил возможности похвастаться: дескать, недавно Харьковский горсовет принял решение о привлечении на условиях лизинга полмиллиарда гривен на закупку троллейбусов под гораздо больший процент – порядка 14,5% годовых.

Большинство депутатов “проглотили” доводы руководства КГГА и выступили в поддержку предложенного проекта решения. Однако, нашлись и те, которые нашли недостатки в схеме закупки двух сотен автобусов.

Так, представительница депутатской группы “Киевская команда” Наталия Шульга заинтересовалась экологическим подтекстом данного вопроса. По ее словам, столице, с ее загрязненностью воздуха, явно необходимо обращать внимание на гибридные электрические автобусы. 

Читайте: Киев задыхается: в столице плохо работает мониторинг загрязнения воздуха

Против принятия данного решения выступил и глава фракции “ВО “Свобода” Юрий Сиротюк. Его главная претензия – на сегодняшний день в столице нет адекватной транспортной стратегии развития общественного транспорта. Также “свободовец” был возмущен с тем, что по условиям закупки в столицу будут поставлены автобусы беларуского производства – МАЗы. Депутат не согласен с финансированием соседней страны и выступает за поддержку украинских автобусных производителей.

“Назовите хоть одну страну, которая поднимает промышленность других стран и уничтожает собственные рабочие места”, – отметил Юрий Сиротюк.

Читайте: “Киевпастранс” не хочет поддерживать отечественных производителей троллейбусов

На счет электротранспорта Николай Поворозник сообщил депутатам, что его развитие в Киеве требует модернизации соответствующей инфраструктуры. Вероятно, чиновник имел в виду линии электропередач для троллейбусов, специальные заправки для электробусов и многое другое, что находится не в лучшем состоянии и чего столице не хватает. Кроме того, Поворозник сообщил, что в 2020 году столица закажет больше 70 автобусов на природном газе по программе ЕБРР “Зеленые города”.

Читайте: Революция или стагнация: Киевсовет утвердил Программу развития транспортной инфраструктуры на 2019-2023 годы 

В свою очередь, мэр Киева Виталий Кличко заявил, что не против поддержки местных производителей, однако привел несколько убедительных, по его мнению, доводов в пользу иностранных заводов.

Так, городской голова отметил, что в случае с приобретением автобусов в Украине нужно ждать время, пока этот транспорт будет произведен. Кроме того, по словам мэра, иностранные производители предлагают более высокое качество. Он привел пример по закупкам трамваев польской фирмы PESA.

“В прошлом году мы закупили 10 львовских трамваев (ЛАЗ. – KV) и 2 трамвая “Южмаша”. Такая статистика: из 10 львовских трамваев 7 постоянно находятся на ремонте. Трамваи PESA – ни одной поломки за время эксплуатации не было”, – заявил Виталий Кличко.

Отметим, мэр Киева, рассказывая о качестве польских трамваев, либо врет, либо просто не владеет ситуацией. И о том, что из себя представляет данный транспорт, лучше всего могут рассказать киевляне.

Напомним, 1 августа 2017 года на линии скоростного трамвая в направлении Борщаговки сошел с рельсов новый польский трамвай PESA №751, который курсирует по маршруту №3. Данный трамвай был приобретен КП “Киевпастранс” в 2016 году. А 16 января 2018 года трамвай PESA сломался между станциями “Индустриальный мост” и “Национальный авиационный университет” – движение трамваев было остановлено на 1 час. По мнению экспертов, трамваи данной марки из-за превышения максимально допустимой нагрузки на ось на трамвайном полотне в Киеве могут сходить с рельсов. 

В конечном итоге проект решения был поддержан с учетом правок главы комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Андрея Странникова и главы комиссии по вопросам транспорта, связи и рекламы Алексея Окопного (оба – фракция “Солидарность”). В частности, последний попросил предусмотреть, чтобы его комиссия также согласовывала договор финансового лизинга и контролировала выполнение данного решения. 

Отметим, комиссия по вопросам транспорта, связи и рекламы не рассматривала данный проект решения, хотя вопрос закупки автобусов также входит в сферу ее компетенции. 5 марта 2020 года этот проект решения согласовала лишь комиссия по вопросам бюджета и социально-экономического развития. При этом, члены указанной комиссии предоставили Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА поручение изучить вопрос о проведении закупки экологически чистых (“недизельных”) автобусов и предоставлении преимущества в таких торгах украинскому товаропроизводителю. Однако, как видим, в ходе заседания Киевсовета 12 марта об этих фактах не было сказано ни слова.

Как ранее сообщала KV, столичный коммунальный автобусный транспорт вчистую проигрывает борьбу частным маршруткам. По мнению депутата Киевсовета Максима Борозенца (депутатская группа “Киевская команда”), городские власти отчитываются лишь о количестве закупленных автобусов, троллейбусов и трамваев, но вовсе не о ситуации с пассажирскими перевозками. Тем временем руководство КП “Киевпастранс” сетует на изношенность подвижного состава и твердо убеждено, что проблему можно решить только путем приобретения нового транспорта. По расчетам предприятия, которые были озвучены в феврале 2020 года, для улучшения качества перевозок необходимо покупать по 100 автобусов и 100 троллейбусов в год, а для полной замены частных маршруток нужно 900 единиц транспорта.

Читайте: Столичные власти не справляются с организацией пассажирских перевозок в Киеве

Между тем, еще в ноябре 2019 года экс-член комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы Прохор Антоненко (внефракционный) заинтересовался вопросом – на каком основании на территории столичного автопарка №7 скопилось большое количество неработающего транспорта? Депутат обратил внимание на то, что городские власти пиарятся на закупке подвижного состава, но при этом по неизвестным причинам свозят в указанный автопарк коммунальные автобусы и троллейбусы. Прохор Антоненко предположил, что такой транспорт мог иметь незначительные технические проблемы, которые не так уж и сложно устранить. Депутат предложил разобраться, сколько автобусов и троллейбусов на самом деле было уничтожено по причине бесхозяйственности столичных властей и кто будет нести за это ответственность.

Читайте: В Киевсовете решили разгадать загадку автобусного парка №7

Кроме того, как неоднократно сообщала KV, столица имеет весьма негативный опыт приобретения транспорта на лизинговых условиях.

Так, еще 16 июля 2009 года между КП “Киевский метрополитен” и ООО “Укррослизинг” (теперь ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”) был заключен договор на финансовые лизинговые услуги – поставку 100 вагонов метрополитена. Стоимость предмета лизинга составляла 800 млн гривен. Однако, в дальнейшем, по причине разнообразных манипуляций, сумма была увеличена в несколько раз, и столичная “подземка” оказалась в должниках

31 января 2017 года Киевский апелляционный хозяйственный суд частично удовлетворил исковые требования ООО “Укррослизинг” к КП “Киевский метрополитен” и обязал выплатить данному поставщику почти 2 млрд гривен. На данный момент задолженность не погашена. И, по данным СМИ, повышение тарифа на проезд в киевском метро до 8 гривен, состоявшееся в июле 2018 года, продиктовано в том числе необходимостью расплатиться с ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”. К слову, данная компания связана с украинско-российским олигархом Павлом Фуксом.

Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен

Напомним, КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 руководит Дмитрий Левченко. Предприятие находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов. Деятельность указанного департамента с 20 сентября 2019 года курирует первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник.

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Безкарність в дії: столичний суд звільнив від відповідальності “за розтрати” чергового посадовця КП “Плесо”
Безкарність в дії: столичний суд звільнив від відповідальності “за розтрати” чергового посадовця КП “Плесо”
09:00 У столиці звільнено від кримінальної відповідальності чергового посадовця КП “Плесо”. Нещодавно суд закрив справу щодо службової недбалості з боку інженера технагляду Олександра Нудьги…
Махінація на 282 мільйони: фігуранти справи щодо привласнення майна “Київміськбуду” постануть перед судом
Махінація на 282 мільйони: фігуранти справи щодо привласнення майна “Київміськбуду” постануть перед судом
09:00 ДБР спільно з Офісом Генпрокурора пробують притягти до відповідальності осіб, які можуть бути причетними до заволодіння майном ПрАТ “ХК “Київміськбуд” на суму 282,5…
Крапка з комою: прокуратура продовжує судитися з Коцюбинським за тисячі гектарів столичної землі
Крапка з комою: прокуратура продовжує судитися з Коцюбинським за тисячі гектарів столичної землі
09:00 Не дивлячись на те, що у березні 2024 року Верховний Суд остаточно скасував рішення Бучанської райради, згідно з яким до складу селища Коцюбинське…
Banner
QlU7mDx4