Государственная регуляторная служба изучает два проекта решений Киевсовета, которые определяют правила и порядок передачи в аренду столичного коммунального имущества. Документы имеют разную направленность. Проект решения, который был подготовлен представителями фракции “Солидарность”, предполагает фактический отказ от системы Vlascom и усиление роли Департамента коммунальной собственности Киевской горгосадминистрации (КГГА) в арендных процессах. В свою очередь, альтернативный документ подразумевает введение в Киеве механизмов передачи коммунального имущества в аренду через систему Prozorro.
Как стало известно KV, 17 апреля 2019 года комиссия Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной комиссии рассмотрела инициативу по внесению изменений в решение Киевского городского совета от 6 декабря 2018 года №253/6304, утвердившее новую редакцию Положения об аренде имущества территориальной общины Киева.
Речь идет о проекте решения, который на рассмотрение горсовета внесли представители фракции “Солидарность” Вадим Сторожук, Максим Конобас и Михаил Ищенко. Комиссия приняла этот проект к рассмотрению, а также решила направить его на изучение в Государственную регуляторную службу Украины.
Что планируется изменить
Предложенный проект решения предусматривает ряд нововведений. Главные изменения касаются программного комплекса Vlascom – электронной системы, которая призвана обеспечить прозрачность процессов аренды в Киеве. Напомним, основными функциями данной системы являются формирование, регистрация и централизованное хранение в электронном виде распорядительных документов и других документов, которые регулируют арендные правоотношения, а также подготовка и формирование статистических данных, полученных на основании внесенной в систему информации.
Читайте: Киевсовет устранил “человеческий фактор” из процедуры передачи коммунального имущества в аренду
Так, представители “Солидарности” предлагают исключить из “Положения об аренде имущества территориальной общины Киева” (далее – Положения) конечную дату введения системы Vlascom в промышленную эксплуатацию – 30 ноября 2019 года (пункт 9 Положения). Кроме того, депутаты предлагают публиковать всю информацию, которая касается аренды и которая должна быть обнародована, не в указанной системе, а на сайте Киевской горгосадминистрации (КГГА).
Также инициаторы проекта решения планируют передать Департаменту коммунальной собственности КГГА ряд полномочий, забрав их у комиссии Киевсовета по вопросам собственности. Чиновникам хотят предоставить право самим принимать решения по аренде коммунального имущества площадью до 75 кв. м. или стоимостью до 500 тыс. гривен (пункт 7.10.1 Положения). Напомним, на данный момент профильный департамент КГГА сам может решать судьбу помещений лишь площадью до 50 кв.м. или стоимостью до 500 тыс. гривен.
Кроме того, разработчики указанного проекта решения хотят, чтобы арендаторы получали разрешения на проведение неотделимых улучшений в Департаменте коммунальной собственности КГГА без согласования с комиссией по вопросам собственности (пункты 16.1 и 16.2 Положения). Действующей редакцией Положения предусмотрено, что после получения этих разрешений в КГГА, такие вопросы должны рассматриваться указанной комиссией.
Также проектом предусмотрены другие изменения, которые касаются организационных вопросов проведения конкурсов на право аренды и т.д.
Чем это чревато
Глава комиссии Киевсовета по вопросам собственности Леонид Антоненко (депутатская группа “Киевская команда”) подтвердил KV возможность усиления роли Департамента по вопросам коммунальной собственности КГГА в процессах передачи имущества столичной общины в аренду.
По его словам, принятие проекта решения, разработанного его коллегами, может “свернуть” внедрение системы Vlascom. Ведь исключая из Положения конечную дату ее введения эксплуатацию, депутаты освобождают чиновников от ответственности по этому поводу. По мнению Антоненко, это свидетельствует о том, что эксплуатация системы Vlascom не входит в планы городского руководства.
“Если в документе есть дедлайн, на чиновников оказывается определенное давление, ведь они знают, что к конкретному моменту все должно быть готово. Но люди (разработчики проекта решения и чиновники. – KV) заведомо понимали, что никто в этом направлении работать не будет”, – отметил глава комиссии Киевсовета по вопросам собственности.
Леонид Антоненко напомнил, что система Vlascom необходима для того, чтобы сделать все арендные процессы в Киеве прозрачными и облегчить работу депутатов.
“На данный момент у нас нет списка свободных помещений, у нас даже нет базы данных договоров аренды. Хотя они, как мы настаивали и как нам обещали, должны формироваться в электронном виде и в таком же виде сразу публиковаться в системе Vlascom”, – рассказал Леонид Антоненко.
Кроме того, по его мнению, передача полномочий по выдаче разрешений на проведение неотделимых улучшений Департаменту коммунальной собственности КГГА однозначно непозволительна. Сейчас такие вопросы хотя бы обсуждаются на заседаниях комиссии по вопросам собственности в открытом режиме, ведь депутаты несут политическую ответственность за коммунальное имущество. К тому же, проведение неотделимых улучшений в определенных коммунальных помещениях может быть основанием для их выкупа в обход прозрачных электронных аукционов (статья 18 Закона Украины “О приватизации государственного и коммунального имущества”). А это чревато коррупционными скандалами.
“Разрешения на неотделимые улучшения выдаются по кулуарной, непрозрачной и подковерной процедуре. Никто не знает, кому выдано, а кому не выдано, на каких основаниях это сделано”, – подчеркнул Леонид Антоненко.
В то же время, глава комиссии по вопросам собственности считает, что в передаче Департаменту прав по решению арендных вопросов, которые касаются помещений до 75 кв.м., нет ничего плохого. Но при этом, по мнению Леонида Антоненко, делегирование полномочий должно сопровождаться внедрением системы Vlascom.
“Мы сделали шаг к тому, чтобы делегировать эти полномочия исполнительному органу. Ведь комиссия просто одобряет принятые Департаментом решения. Но я не согласен с тем, что делегирование полномочий будет происходить отдельно от автоматизации процессов аренды и их освещения в публичной плоскости”, – отметил Леонид Антоненко.
“Два стулья”
Отметим, на данный момент на рассмотрение в Государственной регуляторной службе находятся уже два проекта решений, которые касаются реформирования процессов аренды столичных коммунальных помещений.
Как сообщала KV, 17 апреля 2019 года комиссия Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики решила направить в Государственную регуляторную службу проект решения “О внесении изменений в решение Киевсовета от 21 апреля 2015 года № 415/1280 “Об утверждении Положения об аренде имущества территориальной общины города Киева” (о введении электронных аукционов по предоставлению в аренду имущества на платформе Prozorro.Продажи)”.
Читайте: Чиновников Кличко могут заставить сдавать в аренду имущество киевлян через “Prozorro.Продажи”
Указанный проект решения был разработан 11 депутатами Киевсовета с целью “обеспечения реализации принципов открытости и прозрачности, повышения конкурентности аренды коммунального имущества Киева путем внедрения электронных аукционов”.
Если Киевсовет утвердит такое решение, имущество киевлян будет передаваться в аренду исключительно победителям конкурсов в системе Prozorro.Продажи.
В документе отмечается, что новый механизм передачи коммунального имущества в аренду должен сменить “существующую архаичную процедуру проведения таких аукционов, которая до сих пор используются в Киеве”. Согласно документу, действующий конкурсный порядок предусматривает, что аукцион проводит конкурсная комиссия, состоящая из сотрудников арендодателей и депутатов Киевсовета. В день проведения конкурса члены комиссии и представители потенциальных арендаторов должны находиться по месту проведения арендного конкурса и делать свои ставки путем поднятия рук. В то же время, нередки случаи переноса конкурса в связи с отсутствием кворума из-за неявки на заседание конкурсных комиссий отдельных ее членов, преимущественно из числа депутатов.
Читайте: Провластное большинство Киевсовета продолжает воевать с системой “Prozorro.Продажи”
Один из разработчиков данного проекта решения – Леонид Антоненко.
По его словам, переданные на рассмотрение в Государственную регуляторную службу проекты решений – разнонаправленные. Документ, который подготовлен представителями “Солидарности”, направлен на то, чтобы усилить полномочия Департамента коммунальной собственности КГГА и конкурсной комиссии при нем. Тогда как инициатива по внедрению Prozorro фактически ограничивает влияние “человеческого фактора” на арендные процессы в столице.
По словам Антоненко, оба проекта решений уже в ближайшее время должны быть возвращены в Киевсовет. И перед вынесением данных вопросов в сессионный зал документы будут рассмотрены комиссией по вопросам собственности. По сути, депутатам предстоит определиться между двумя разными вариантами развития событий в сфере коммунальной собственности.
Как неоднократно сообщала KV, столичное руководство ранее на словах не раз обещало начать использовать систему Prozorro.Продажи для приватизации коммунального имущества. Но вместо этого в конце 2018 года Киевсовет утвердил новую процедуру для объектов малой приватизации, где основные полномочия достались Департаменту коммунальной собственности КГГА и подконтрольной ему аукционной комиссии. Было решено, что именно чиновники будут формировать список коммунального имущества, которое, по их мнению, нужно отдать в частные руки, а также – утверждать конкретные условия продажи таких объектов.
А уже на заседании 14 мая 2019 года Киевсовет разрешил Департаменту коммунальной собственности КГГА приватизировать 31 коммунальное помещение общей площадью 5,5 тыс. кв.м. (включая подвалы), из которых по 23 объектам (основные площади) можно будет даже не проводить аукционы. Заявленная цель – “избавиться от непрофильных активов” и пополнить казну Киева ориентировочно на 118 млн гривен. Но оппоненты команды Виталия Кличко при этом открыто заявляли, что это мошенническая схема: мол, в КГГА как могут избегают проведения открытых торгов и решили “за бесценок” отдать имущество киевлян в собственность “нужным людям”.
Анализ списка на приватизацию, действительно, подтвердил, что такая приватизация может оказаться выгодна как минимум друзьям городского головы Виталия Кличко и депутату Киевсовета из фракции “Единство” Павлу Тесленко.
Читайте: Киевсовет отдал под сомнительную приватизацию три десятка коммунальных помещений
Напомним, Департамент коммунальной собственности КГГА с 5 ноября 2014 года возглавляет Андрей Гудзь, к которому у депутатов и общественности накопилось очень много вопросов.
Читайте: За что Андрей Гудзь премировал себя в 2018 году на 100 тыс. гривен
Деятельность этого департамента с 26 декабря 2018 года курирует экс-начальник управления правового обеспечения деятельности Киевсовета (руководил этим подразделением с 4 марта 2016 по 11 декабря 2018 года), замглавы КГГА Владимир Слончак.
Фото: коллаж KV