Департамент транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации (КГГА) признал, что выполнить программу развития транспортной инфраструктуры Киева на 2019-2023 годы нереально. Озвученные причины – карантин и дефицит бюджетных средств, из-за которых в течение 9 месяцев 2020 года было выполнено чуть более 3% запланированных мероприятий. Для того, чтобы окончательно не упасть лицом в грязь, чиновники инициируют в 2021 году внесение изменений в эту программу, чтобы привести планы в соответствие с возможностями столичного бюджета. Таким образом, никакой революции в дорожно-транспортной сфере столицы, которую еще в конце прошлого года анонсировал тогдашний секретарь Киевсовета Владимир Прокопив, не было и, судя по всему, не будет.
Как стало известно KV, 16 декабря 2020 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы приняла к сведению информацию о выполнении в течение 9 месяцев 2020 года городской целевой программы развития транспортной инфраструктуры Киева на 2019-2023 годы. Отчет подготовил главный исполнитель программы – Департамент транспортной инфраструктуры КГГА.
Что планировали
Данная программа была утверждена решением Киевсовета №222/7795 от 14 ноября 2019 года. Тогда в горсовете собирались в течение пяти лет потратить на реконструкцию и строительство дорог, трамвайных путей, закупку коммунального пассажирского транспорта и прочее 83,8 млрд гривен (в том числе 76,5 млрд гривен из столичного бюджета). 3 сентября 2020 года Киевсовет своим решением №437/9516 внес в этот документ изменения, увеличив смету программы до 84,8 млрд гривен (в том числе 77,5 млрд гривен из казны столицы).
Когда эту программу утверждали в сессионном зале, тогдашний секретарь Киевсовета Владимир Прокопив (сейчас – депутат горсовета от “Европейской солидарности”) называл ее “революционной” – дескать, город впервые наметил стратегию развития транспортной инфраструктуры.
На выполнение этой программы в течение 2020 года сперва планировали потратить из столичного бюджета 12,8 млрд гривен, а согласно изменениям от 3 сентября – 13,7 млрд гривен (добавили 0,97 млрд гривен на компенсацию убытков КП “Киевский метрополитен” и КП “Киевпастранс” во время карантина).
Читайте: Депутаты согласились, что подземка и “Киевпастранс” потеряли на карантине почти 1 млрд гривен
Что получилось
По данным отчета Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, в бюджете Киева на 2020 год (утвержден решением Киевсовета №456/8029 от 12 декабря 2019 года с изменениями) на выполнение программы было запланировано 5,3 млрд гривен, что составляет 35% от планового объема выполнения программы на этот год. При этом, за 9 месяцев текущего года на реализацию мероприятий программы по факту было потрачено только 1,9 млрд гривен из столичного бюджета (14,1% от запланированного объема). За этот же период из государственного бюджета на “революцию в дорожно-транспортной инфраструктуре Киева” потратили 1,5 млрд гривен.
В итоге, за 9 месяцев 2020 года ответственные исполнители программы выполнили всего 6 из 172 запланированных мероприятий. Таким образом, процент выполнения мероприятий составил всего 3,49%. Среди главных мероприятий, которые были выполнены в рамках программы за этот период, в отчете указаны реконструкции трех дорог – ул. Академика Туполева, ул. Петра Дегтяренко (от ул. Луговой до Большой кольцевой дороги) и ул. Ивана Федорова (от ул. Большой Васильковской до ул. Анри Барбюса).
Как указано в отчете, главные причины невыполнения программы – ограниченность финансирования и карантин, который ограничивает возможность привлечения достаточного количества людей и сдерживает своевременное выполнение работ.
В ходе заседания транспортной комиссии директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Валентин Осипов (на фото слева) посетовал на недостаточные объемы бюджетного финансирования. При этом, по его словам, программой не было предусмотрено привлечение значительных объемов средств от “международных финансовых институций” (кредитов от иностранных банков. – KV).
“Основная проблема, что реальное финансирование программы проходит на уровне 4-5 млрд (гривен в год. – KV). Недовыполнение при таком бюджетировании катастрофическое. Индикативы программы не предусматривали больших привлечений. Основная нагрузка лежит на бюджете Киева. Начиная с 2020 года расходы программы превышают возможности бюджетного финансирования в 3-4 раза”, – заявил чиновник.
По его словам, транспортная сфера города требует значительных капиталовложений, и столичный бюджет не сможет обеспечить финансирование всех мероприятий в полном объеме. Поэтому, как отметил Валентин Осипов, в рамках программы в 2020 году выполнялись только те мероприятия, которые предусмотрены программой экономического и социального развития Киева на 2018-2020 годы (утверждена решением Киевсовета №1042/4049 от 21 декабря 2017 года с изменениями).
“Наша задача на следующий год – пересмотр программы (развития транспортной инфраструктуры. – KV), потому что она является нереализуемой в том виде, в котором она есть”, – подчеркнул директор Департамент транспортной инфраструктуры КГГА.
В комиссии по вопросам транспорта, связи и рекламы не было претензий к чиновникам по этому вопросу. Депутаты согласились с тем, что в программу нужно вносить изменения, которые сделают ее более реальной.
Что происходит с транспортной инфраструктурой
Как неоднократно сообщала KV, главная причина недостаточного развития транспортной инфраструктуры столицы кроется вовсе не в дефиците бюджетных средств. Главная причина – тотальная коррупция в органах КГГА и подчиненных им коммунальных предприятиях (КП), из-за которой деньги просто оказываются не там, где надо.
К примеру, в 2019 году прокуратура Печерского района Киева открыла уголовное производство по факту возможного присвоения бюджетных средств должностными лицами КК “Киевавтодор”. По мнению правоохранителей, в 2018 году коммунальные “дорожники” могли вступить в сговор с руководителями фирм-подрядчиков, которые выполняли ремонтные работы на общую сумму 320 млн гривен, ведь часть указанных выше средств была перечислена на счета предприятий с признаками фиктивности.
Читайте: Прокуратура подозревает “Киевавтодор” в отмывании бюджетных миллионов через “рискованные” фирмы
Кроме того, с 2019 года Главное следственное управление (ГСУ) Нацполиции продолжает выяснять, сколько бюджетных денег, кем и как именно было украдено при строительстве Подольско-Воскресенского мостового перехода. Заказчиком этих работ выступает КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений”. По данным следствия, в 2017 году дорогостоящий подряд передали ООО “Эко-Буд-Трейд” на очень сомнительных основаниях, после чего эта компания перебросила все свои обязательства на многочисленных субподрядчиков. В течение 2019-2020 годов на это строительство из столичного бюджета было потрачено 4,1 млрд гривен гривен, и часть этой суммы, вероятно, была украдена. Точный размер ущерба пока неизвестен, но только на закупке металлоконструкций, по информации правоохранителей, могли присвоить порядка 20,3 млн гривен.
Читайте: Строителей Подольско-Воскресенского моста будут “выводить на чистую воду” до 14 ноября 2021 года
Валентин Осипов возглавляет Департамент транспортной инфраструктуры КГГА с 6 февраля 2020 года. Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев (на фото справа).
Фото: коллаж KV