Всеобщее подорожание или долги перед олигархами: с чем связано повышение тарифа на проезд в Киеве

Всеобщее подорожание или долги перед олигархами: с чем связано повышение тарифа на проезд в Киеве

С января 2022 года тариф на единоразовый проезд в общественном транспорте Киева может вырасти в 2,5 раза – до 20 гривен (через “Карточку киевлянина” или “проездной” цену обещают сделать ниже). Грядущее подорожание столичные власти официально объясняют ростом цен на ГСМ и электроэнергию, а также увеличением минимальной зарплаты. Но, судя по всему, не последнюю роль в этом сыграли и обязательства перед олигархами. Речь идет о спорном двухмиллиардном долге КП “Киевский метрополитен” перед компанией из орбиты украинско-российского бизнесмена Павла Фукса (на коллаже справа) ООО “Австро-Венгерская лизинговая компания”, списание которого уже проводит Министерство юстиции. В связи с этим Виталий Кличко, который еще полгода назад обещал “не сильно повышать тариф”, рискует “нарваться” на гнев общественности – активисты зарегистрировали петицию о недопущении роста стоимости билетов и готовятся “штурмовать” здание КГГА.


Как стало известно KV, с 1 января 2022 года в Киеве могут значительно вырасти тарифы на проезд в коммунальном общественном транспорте – в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. 


Об этом вчера, 16 ноября 2021 года, сообщила пресс-служба КГГА со ссылкой на первого замглавы столичной горгосадминистрации Николая Поворозника.


По словам чиновника, предполагается, что одна поездка будет обходиться пассажирам в 20 гривен в случае приобретения разового билета или 12 гривен в случае оплаты проезда с использованием многофункциональной электронной карты “Муниципальная карта “Карта киевлянина”. Для пассажиров, покупающих поездки, пополняя электронный билет, стоимость поездки в коммунальном транспорте будет составлять от 15 до 20 гривен: 15 гривен при покупке 50 поездок, 20 гривен – при покупке 1-9 поездок. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Также столичные власти планируют оставить возможность покупки месячных проездных билетов со скидками: одна поездка по проездному билету будет стоить от 14,20 гривны в зависимости от типа проездного. Предполагается, что в обращении останутся и проездные билеты, которые используются с момента активации: на 24 часа, 48 и 72 часа. Льготы для всех социально уязвимых категорий населения городские власти обещают сохранить. Согласно процедуре повышения тарифов, руководство столицы планируют провести общественные слушания – сообщается, что они начались 16 ноября и продлятся 15 дней.

Читайте: Столичные власти собираются поднять стоимость проезда в транспорте до 20 гривен с нового года

Такая инициатива городских властей вызвала шквал возмущения со стороны жителей столицы. На сайте Киевсовета уже зарегистрирована петиция с требованием не допустить рост тарифов, а некоторые общественные организации планируют с такими же месседжами митинговать под стенами КГГА в пятницу, 19 ноября 2021 года. В связи с этим KV решила проанализировать, каким образом руководство Киева объясняет грядущее подорожание проезда и с чем это может быть связано на самом деле.

Позиция городских властей

Первый замглавы КГГА Николай Поворозник заявил, что столица вынуждена повысить стоимость проезда в коммунальном общественном транспорте, чтобы обеспечить его стабильную работу и безопасность перевозки пассажиров. Это, дескать, связано со значительным ростом стоимости составляющих тарифа.

По словам чиновника, с момента последнего повышения тарифов в 2018 году существенно изменились факторы, на которые городская администрация не оказывает влияния, а именно:

  • индекс потребительских цен за 2018-2020 годы и с учетом ожидаемого за 2021 год составляет 130,6%, а учитывая прогнозные данные на 2022 год – 141,4%;

  • минимальная заработная плата увеличилась на 74,6%, а средняя заработная плата в Киеве – на 54,3%;

  • размер тарифа на электрическую энергию повысился на 84%;

  • стоимость дизельного горючего увеличилась на 22,5%.

То есть, по данным КГГА, тарифы нужно повысить чтобы: замедлить отток кадров на предприятиях транспорта, сохранить квалифицированных специалистов, повысить уровень их заработной платы, обеспечить выполнение полного комплекса регламентных работ (техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, эскалаторов, туннельных сооружений, трамвайных путей, контактно-кабельной сети и т.п.).

“Нынешняя цена в коммунальном транспорте давно не соответствует экономически обоснованному тарифу. По расчетам КП “Киевпасстранс”, экономически обоснованный тариф в наземном транспорте сегодня составляет 22,30 гривен. По расчетам КП “Киевский метрополитен”, обоснованный тариф в метро – 22 гривны. Однако мы понимаем, что это большая финансовая нагрузка на пассажиров, поэтому при расчете новых тарифов одна из задач – оставить транспортные услуги дифференцированными с системой скидок”, – отметил Николай Поворозник.

Странные совпадения

Впрочем, кроме объективных факторов, которые толкают руководство города на столь непопулярную меру, подорожанию проезда могут способствовать и определенные субъективные причины. Как выяснила KV, речь может идти также о том, что столичные власти намерены за счет роста цен на билеты выплатить долг КП “Киевский метрополитен” перед ООО “Австро-Венгерская лизинговая компания”

Напомним, в июле 2009 года между КП “Киевский метрополитен” и ООО “Укррослизинг” (после переименования – ООО “Австро-Венгерская лизинговая компания”) был заключен договор на финансовые лизинговые услуги – поставку 100 вагонов метрополитена на сумму 800 млн гривен. В октябре того же года стороны заключили дополнительное соглашение, предусмотрев таким образом, что “подземка” должна возмещать указанной компании финансовые убытки, возникающих в результате изменения курсов валют. 

Читайте: За фатальное соглашение с ООО “Укррослизинг” могут осудить экс-замначальника “Киевского метрополитена”

В 2015 году столичные власти и КП “Киевский метрополитен” окончательно признали, что не смогут расплатиться за полученные в лизинг вагоны, вскоре после чего ООО “Укррослизинг” начало судебные тяжбы о взыскании задолженности (дело №910/8397/16). При этом, законность формирования данного долга и обоснованность его суммы неоднократно вызывала вопросы как у экспертов, так и у депутатов Киевсовета. К примеру, еще в июне 2016 года Временная контрольная комиссии (ВКК) столичного горсовета сделала вывод о том, что в Киеве “таким лизингом, вместо прямой закупки у производителей вагонов метро, были созданы условия для преступной схемы”.

В ходе судебных разбирательств столичные власти “на словах” пытались защитить городской бюджет от убытков, однако на деле все выглядело иначе. Например, при рассмотрении этого дела в кассационной инстанции Киевсовет решил напрямую обратиться в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой. Однако, юристы Киевсовета сделали это в высшей степени безграмотно и решили сэкономить на судебном сборе, из-за чего суд эту жалобу даже не принял к рассмотрению. 

В итоге, 25 апреля 2017 года тот же суд удовлетворил требования ООО “Укррослизинг” на сумму более 1,9 млрд гривен. 28 ноября 2018 года Хозяйственный суд Киева утвердил  мировое соглашение между КП “Киевский метрополитен” и ООО “Австро-Венгерская лизинговая компания”, согласно которому была определена сумма долга в размере 1,6 млрд гривен (на тот момент часть задолженности уже была выплачена), а также обозначен порядок погашения этого долга. 

Читайте: Суд запретил КП “Киевский метрополитен” выплачивать миллиардный долг “Австро-Венгерской Лизинговой Компании”

Как стало известно KV, во исполнении судебного определения об утверждении мирового соглашения Министерство юстиции недавно взыскало с метрополитена часть этой задолженности – 125,9 млн гривен (платежи от 11 октября, 1 ноября и 11 ноября 2021 года). 

“Центр противодействия коррупции” обращает внимание на то, что 27 октября 2021 года, вскоре после проведения Минюстом “транзакции” в пользу вышеупомянутого ООО, столичный мэр Виталий Кличко побывал на Дне рождения Павла Фукса. Этот украинско-российский бизнесмен, который с июня 2021 года находится под санкциями Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, до конца 2017 года значился одним из учредителей ООО “Австро-Венгерская лизинговая компания”, а СМИ до сих пор приписывают ему отношение к этой компании.

Читайте: Украина ввела санкции против Фирташа и Фукса

“Казалось бы, Фукс – под санкциями СНБО. Можно через суды добиваться пересмотра спорных миллиардных долгов. Но нет. Вместо этого Кличко едет к Фуксу на День рождения. И не с пустыми руками, а с регулярными траншами в пользу фирмочки олигарха. А затем в 2,5 раза поднимает стоимость проезда в общественном транспорте. Потому что Фуксу нужны деньги. Много денег. Киевляне заплатят, да?”, – указано в сообщении “Центра противодействия коррупции”. 

Примечательно, что предыдущее повышение тарифа на проезд в киевском метро до 8 гривен, состоявшееся в июле 2018 года, ряд СМИ также связывали, среди прочего, с необходимостью расплатиться с ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания” по искусственно созданным долгам столичной “подземки”. 

Тарифная предыстория

Как сообщала KV, столичные власти “готовят” жителей Киева к подорожанию стоимости проезда с весны 2021 года. Изначально руководство города не говорило о таких намерениях открыто, однако о возможном росте тарифов свидетельствовали некоторые решения чиновников КГГА.

Так, 14 апреля 2021 года Департамент коммунальной собственности КГГА утвердил финансовый план КП “Киевский метрополитен” на нынешний год. Согласно этому документу, убытки предприятия в 2021 году составят 3,42 млрд гривен – в 2,9 раз больше, чем убыток этого КП по результатам работы в 2020 году. Тогда KV предположила: такие данные могут свидетельствовать о том, что для работы столичной “подземки” без дотаций из горбюджета одна поездка в метро в нынешнем году должна стоить 22,3 грн.

Читайте: “Киевский метрополитен” в 2021 году станет в три раза убыточнее

19 апреля глава КГГА Виталий Кличко утвердил Программу развития городского электротранспорта на 2021 год. Данный документ предполагает реализацию достаточно “грандиозных” намерений: КП “Киевпастранс”, которое “плотно сидит” на финансовых вливаниях из горбюджета, должно потратить в нынешнем году 1,33 млрд гривен собственных заработанных средств на развитие пассажирских перевозок в столичных трамваях и троллейбусах. Примечательно, что в последний раз КГГА утверждала такую программу в июне 2018 года, и после этого проезд в метро и транспорте “Киевпастранса” подорожал в два раза – с 4-5 до 8 гривен.

Читайте: Столичные власти решили развивать электротранспорт за счет “мифических” заработков “Киевпастранса”

Вскоре после этого городские власти начали публично заявлять о грядущем подорожании проезда. 

Так, 13 мая 2021 года профсоюзы КП“Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен” провели под стенами КГГА митинг с требованием о повышении тарифов на проезд. Они заявляли, что в связи с пандемией, уменьшением пассажиропотока, ростом тарифов на воду и электричество, а также из-за увеличения минимальной заработной платы столичные транспортные КП несут убытки. По заявлениям профсоюзов, экономически обоснованный тариф на проезд в метро составляет 21,05 гривен, в трамваях, троллейбусах и автобусах – 25,18 гривен, в городской электричке – 78,9 гривен.

Читайте: Сотрудники “Киевского метрополитена” и “Киевпастранса” просят Кличко повысить тарифы на проезд или увеличить финансирование из бюджета

В тот же день, в ответ на эти заявления, Киевсовет поддержал обращение к Кабинету Министров и Верховной Раде по поводу того, чтоб государство возобновило выплату компенсаций за льготный проезд отдельных категорий граждан из государственного бюджета, как это было до 2016 года. Такое требование столичные власти объяснили тем, что они просто “не тянут” эти расходы из городского бюджета: дескать, на столичную казну возложено финансирование других значимых сфер – здравоохранения, образования, социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Например, по заявлению Киевсовета, в 2021 году на компенсацию проезда “льготников” из горбюджета должно быть выделено 803,3 млн гривен – в предыдущие годы эта сумма была немного меньше.

Читайте: Почти решено: столичные власти готовят киевлян к подорожанию проезда

Впрочем, вероятнее всего, власти государства сообщили руководству столицы о том, что никаких “телодвижений” в этом направлении предпринято не будет, а Киевсовет и КГГА должны сами найти способ, как решить проблему.

В конце мая 2021 года Виталий Кличко попытался несколько успокоить общественность, заявив, что если тариф на проезд и вырастет, то не до таких цифр, о которых заявляли профсоюзы транспортных КП. Таким образом, столичный градоначальник косвенно подтвердил предположение KV о том, что тариф вырастет лишь на пару гривен, а “разницу” между “обоснованной стоимостью проезда” и ценой билетов городские власти и дальше будет “покрывать” из горбюджета. В октябре 2021 года Николай Поворозник сделал “последнее китайское предупреждение” – анонсировал подорожание стоимости проезда, однако никакие определенные цифры не называл. 

Также стоить отметить, что на сегодняшний день ни общественность, ни журналисты ничего не знают о реальном финансовом положении столичных транспортных КП. Дело в том, что в Киеве до сих пор не работает Автоматизированная система учета оплаты проезда в пассажирском транспорте (АСОП), которую руководство города обещало запустить еще на рубеже 2016-2017 годов. Как следствие – без официальной информации о количестве пассажиров в коммунальном общественном транспорте и поступлениях уплаченных за поездки денег на счета “Киевпастранса” и “Киевского метрополитена” столичные власти из года в год спекулируют на том, что эти предприятия несут убытки, которые необходимо компенсировать из бюджета Киева. 

Читайте: “Киевпастранс” обвинили в необоснованном выборе ГИВЦ как подрядчика для обслуживания АСОП

Напомним, с 17 июля 2014 года КП “Киевский метрополитен” возглавляет Виктор Брагинский. КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 года руководит Дмитрий Левченко. Оба предприятия подчинены Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. Деятельность указанного департамента с 9 ноября 2021 года направляет лично Виталий Кличко. Ранее, со 2 марта 2020 года работу указанной структуры контролировал замглавы КГГА Александр Густелев. Напомним, еще 5 ноября с.г. Кличко пообещал уволить Густелева в связи с затягиванием работ по строительству Подольско-Воскресенского мостового перехода, однако на сегодняшний день столичный градоначальник пока этого так и не сделал.

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
“Бюджетні розпили” у “Київводфонді”: правоохоронці вручили вже п'ять підозр
“Бюджетні розпили” у “Київводфонді”: правоохоронці вручили вже п’ять підозр
09:00 Столичні правоохоронці продовжують слідство за фактом ймовірних розтрати і привласнення бюджетних коштів при будівництві двох артезіанських свердловин та бюветного комплексу в Оболонському та…
Нацполіція розслідує розкрадання бюджетних коштів при ремонтах “Київміськсвітлом” мереж зовнішнього освітлення
Нацполіція розслідує розкрадання бюджетних коштів при ремонтах “Київміськсвітлом” мереж зовнішнього освітлення
09:00 Головне управління Нацполіції Києва розслідує факти можливих розтрати і привласнення бюджетних коштів при проведенні капітальних ремонтів мереж вуличного освітлення на 13 вулицях в…
Безкарність в дії: столичний суд звільнив від відповідальності “за розтрати” чергового посадовця КП “Плесо”
Безкарність в дії: столичний суд звільнив від відповідальності “за розтрати” чергового посадовця КП “Плесо”
09:00 У столиці звільнено від кримінальної відповідальності чергового посадовця КП “Плесо”. Нещодавно суд закрив справу щодо службової недбалості з боку інженера технагляду Олександра Нудьги…
Banner
QlU7mDx4