Партия музыканта Святослава Вакарчука не стала исключением среди конкурентов на парламентских выборах: в борьбе за голос избирателя была сделана ставка на ТВ. Исключительно другое: самые большие затраты на рекламу в соцсетях, да еще и зафиксированные в официальном отчете партии.
Об этом KV узнала, ознакомившись с анализом финансового отчета партии “Голос”, осуществленным гражданским движением “Чесно”.
Партия “Голос” потратила на парламентскую избирательную кампанию 105 млн 570 тыс. гривен. Такая сумма значится в конечном финансовом отчете об использовании средств со счетов избирательного фонда партии.
Традиционно для отечественных избирательных кампаний, в партии “Голос” больше всего заплатили за агитацию на телевидении. На нее потратили почти три четверти денег избирательного фонда.
Теледеньги “Голоса” в основном пошли медиахолдингу “StarLightMedia” Виктора Пинчука (телеканалам “СТБ”, ICTV, “Новый”, “М1” и “М2” заплатили в общей сложности 27,7 млн гривен). Стоит отметить, что причастность Пинчука к политическому проекту Вакарчука подозревали изначально – именно медиа зятя второго украинского президента Леонида Кучмы первыми озвучили, что Вакарчук возглавит партию, собирающуюся бороться за места в Верховной Раде IX созыва.
Телеканалам “1+1” Игоря Коломойского и ТРК “Украина” Рината Ахметова заплатили по 24,3 млн гривен. Еще полтора миллиона гривен перечислили из избирательного фонда “Голоса” за агитацию “24 каналу”, которым владеет супруга мэра Львова Екатерина Кит-Садовая.
Добавим, по данным мониторинга июньских теленовостей, проведенного “Детектор-медиа”, присутствие партии в новостных блоках каналов было либо нейтральным (36 упоминаний) либо комплементарным (21 упоминание). Никто “Голос” с экранов телевидения в новостях не критиковал.
Все деньги в избирательный фонд партии Вакарчука поступили с текущего партийного счета. Откуда “Голос” их взял, станет известно не ранее середины августа, когда партии подадут финансовые отчеты за второй квартал 2019 года.
Наполнять избирательный фонд со счета партии, а не напрямую от доноров, – традиционная практика украинского политикума.
Как отмечают аналитики “Чесно”, получение частных вкладов на текущий партийный счет в ходе избирательной кампании с последующим перенаправлением их на счет избирательного фонда позволяет партиям до дня выборов в промежуточной финансовой отчетности не показывать, кто же на самом деле финансирует их кампанию. Такая информация, донесенная до избирателей конкурентами, могла бы повлиять на выбор граждан в день голосования.
А вот что нетипично для партий, участвовавших в парламентской избирательной кампании 2019 года, – это то, что в “Голосе” отчитались о расходах на рекламу в соцсетях.
По данным Библиотеки рекламы Facebook, за период с июня до дня выборов, 21 июля, со своей официальной страницы в соцсети партия потратила на рекламу почти 244 тыс. долларов.
В пересчете на гривны это 6,35 миллиона – наибольшая сумма среди партий, тративших свои избирательные деньги на продвижение в соцсетях (даже “Слуга народа”, запомнившаяся избирателям активной интернет-агитацией, задекларировала вчетверо меньшие, чем “Голос”, расходы на “диджитал”-направление избирательной кампании).
Читайте: Телевидение стоило дороже всего для ВО “Батькивщина” на парламентских выборах
Избирательная кампания “Голоса” сопровождалась концертами группы “Океан Эльзы”, солистом-фронтменом которой является лидер партии Святослав Вакарчук.
Выступления были бесплатными и выглядели как часть агитационной кампании “Тур перемен”. По подсчетам аналитиков-общественников, основанным на анонсах поездок в регионы в рамках кампании, а также информации с официальной Instagram-страницы партии и сообщениях в СМИ, за время избирательной кампании “Голоса” состоялось 23 концерта “ОЭ”.
Вакарчук заявлял по этому поводу, что концерты группы организовывала “Сьюзи продакшн”, а не партия. В финотчете “Голоса”, действительно, нет информации о переводах средств “Сьюзи продакшн”.
Так или иначе, но концерты “Океана Эльзы” могли повлиять на количество посетителей агитационной части “Тура перемен”, хотя в “Голосе” публично отрицали, что концерты были частью агитационного тура.
По подсчетам аналитиков, один голос избирателя обошелся “Голосу” в 129 гривен, это средний показатель соотношения между вложенными в агиткампанию средствами и достигнутым результатом (а именно, партия набрала 5,82% голосов, преодолела проходной барьер и будет иметь фракцию в парламенте, пусть даже и самую маленькую).
Читайте: Денег много, толку мало: во сколько Радикальной партии обошлось поражение на выборах
При этом, как партия, набравшая более 2% голосов избирателей на выборах в ВР, в следующем году “Голос” получит финансирование из госбюджета – как минимум 28 млн гривен.
Читайте: 11 политических сил смогут получить финансирование из госбюджета после выборов
“Чесно” – общественное движение, основанное 12 общественными организациями 29 октября 2011 года. Сейчас в движении остались две организации – “Центр UA” и “Центр демократии и верховенства права”.
По данным аналитической системы Youcontrol, руководителем ОО “Центр UA” (*) является Олег Борисович Рыбачук (бывший глава Секретариата президента Виктора Ющенко). Соучредителями являются Светлана Петровна Залищук (народный депутат, подавшая заявление на выход из фракции “Блок Петра Порошенко) и Иван Владимирович Марунич.
ОО “Центр демократии и верховенства права” (**) зарегистрирован 30 мая 2005 г. Руководителем и соучредителем является Тарас Сергеевич Шевченко. Другой соучредитель – Игорь Евгеньевич Розкладай.
Читайте: Интернет+ТV: как и за сколько “ОПЗЖ” достигла второго места на выборах в Раду
Напомним, 21 июля в Украине прошли внеочередные выборы ВР IX созыва, которые Владимир Зеленский анонсировал во время принесения присяги в ВР 20 мая с.г.
23 мая президентский указ о досрочном прекращении полномочия ВР VIII созыва и назначении внеочередных выборов на 21 июля 2019 года был опубликован в правительственной газете “Урядовый курьер” и вступил в силу.
Этот указ группа нардепов (фракция “Народного фронта”) 21 мая оспорила в Конституционном суде Украины (КСУ). 20 июня КСУ признал законность указа президента Владимира Зеленского о роспуске Рады и назначении внеочередных выборов, процесс которых стартовал 24 мая.
Украинцы выбирали из 22 партий, хотя лидер “Движения новых сил” Михеил Саакашвили, партии которого не было в бюллетене, в последнюю минуту заявил, что его партия не будет принимать участия в выборах. Также избиратели голосовали за 199 нардепов на одномандатных округах.
Результаты выборов в ВР ЦИК должна была установить до 5 августа. По многомандатному округу ЦИК выдала результаты 3 августа:
-
“Слуга народа”- 124 мандата (43,16%);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь” – 37 мандатов (13,05%) ;
-
ВО “Батькивщина” – 24 мандата (8,18%);
-
“Европейская солидарность” – 23 мандата (8,10%);
-
“Голос” – 17 мандатов (5,82%).
Результаты в одномандатных (“мажоритарных”) округах в связи с перерасчетом голосов ЦИК установить пока не смогла.
Читайте: КИУ подсчитала во сколько и кому обошлась стоимость одного голоса избирателя
* Громадська організація “Центр Юей” (код ЄДРПОУ: 36633761)
** Громадська організація “Центр демократії та верховенства права” (код ЄДРПОУ: 33552196)
Фото: “Ракурс”