Из-за нежелания руководства киевского метрополитена обучать своих сотрудников домедицинской помощи, пассажиры столичной подземки рискуют остаться вообще без помощи до прибытия врачей. На нынешнем этапе решение вопроса предоставления домедицинской помощи пассажирам в метро уперлось в терминологическую казуистику и неспособность метрополитенцев освоить целевые бюджеты.
Об этом KV стало известно из заседаний постоянной комиссий Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы, а также анализа исполнения Общественного бюджета-2020.
Проект решения №836 “О внесении дополнений в “Правила пользования Киевским метрополитеном”, утвержденные решением Киевского городского совета от 12 ноября 2019 года № 32/7605” был зарегистрирован в Киевсовете 1 марта 2021 года. Этим проектом решения раздел 4 “Правил” “Обязанности и права перевозчика и его работников” дополняется пунктами:
4.1.14. Владеть практическими навыками оказания домедицинской помощи.
4.1.15. Предоставлять домедицинскую помощь пассажирам, пострадавшим в результате правонарушений, несчастных случаев, а также лицам, которые оказались в беспомощном состоянии или состоянии, опасном для их жизни или здоровья; вызывать таким пассажирам бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи.
Также предлагается новая редакция подпункта 5.3.7, которая гласит, что пассажир имеет право “получить домедицинскую помощь от дежурного персонала станции, обратиться к работникам перевозчика для вызова экстренной (скорой) медицинской помощи”.
10 марта на заседании постоянной комиссии по вопросам здравоохранения и социальной политики депутаты проголосовали за эти дополнения.
Но 17 марта на заседании постоянной комиссии по вопросам транспорта, связи и рекламы вокруг подпункта 4.1.14 вспыхнула дискуссия, из-за того, что директор КП “Киевский метрополитен” (*) и депутат Киевсовета Виктор Брагинский (фракция “УДАР”) предложил заменить термин “домедицинская” на “неотложная”.
“По законодательству весь наш персонал обучается оказанию первой неотложной помощи, включая работу при разных травмах и неотложных состояниях, поэтому прошу учесть корректную юридическую формулировку в разделе 4.1.14. Как сказано в проекте решения, это не предусматривает дополнительного финансирования. Просто раньше эти навыки сотрудники использовали исключительно для своих коллег-метрополитеновцев, сейчас, после принятия данного решения, необходимая помощь будет оказываться всем нашим пассажирам в случае потребности. Кроме того мы уже сегодня вносим необходимые изменения в должностные инструкции, чтобы с этого года начать обучение специалистов военизированной охраны первой домедицинской помощи с получением соответствующих сертификатов”, – пояснил Виктор Брагинский.
На что соавтор проекта решения Ксения Семенова (фракция “Слуга народа”) ) попросила Брагинского зачитать его редакцию пункта 4.1.14.
“Пункт 4.1.14. Владеть практическими навыками оказания первой неотложной помощи. То есть, заменить домедицинскую помощь на неотложную помощь, – ответил Виктор Брагинский. – Как это будет прописано в правилах это уже другой вопрос. “Мы считаем, что так правильно прописать, чтобы у нас не было потом дополнительных каких-то проблем”.
Замглавы комиссии по вопросам транспорта, связи и рекламы Виктория Бурдукова (фракция “Слуга народа”) возразила, что поправка, предлагаемая директором метрополитена, лишена смысла. “Когда речь идет про неотложную помощь или экстренную помощь, это касается людей с медицинским образованием. У вас таких людей на платформах нет. То есть такая правка делает невозможным вообще реализацию этого проекта. Давайте смотреть на это реалистично”, – подчеркнула Виктория Бурдукова.
Но депутаты в итоге одобрили предложение Брагинского.
Напомним, еще в марте 2019 года в ответе на информационный запрос общественной организации “Захист патріотів” (члены которой являются участниками инициативы “РеаниМетро”) советник начальника Киевского метрополитена Наталья Макогон, ссылаясь на ст.12 закона “Об экстренной медицинской помощи”, сообщила, что работники метрополитена не входят в список лиц, которые обязаны оказывать первую домедицинскую помощь.
В данном документе кроме сообщения, что в 2018 году пассажиропоток составлял 1,5 млн человек в день, есть любопытная фраза: “Случаи неожиданной остановки сердца в метрополитене в учету не берутся”.
А в части 1 ст.12 закона “Об экстренной медицинской помощи” сказано, что “лицами, которые обязаны предоставлять домедицинскую помощь человеку в неотложном состоянии, являются: спасатели аварийно-спасательных служб, работники государственной пожарной охраны, полицейские, фармацевтические работники, проводники пассажирских вагонов, бортпроводники и другие лица, которые не имеют медицинского образования, но по своим служебным обязанностям должны владеть практическими навыками оказания домедицинской помощи”.
То есть работники метрополитена формально в список не входят, но в него не входят и, например, военные и водители автобусов. Но из ответа Минздрава от 19 февраля с.г. на обращение народного депутата Романа Грищука (фракция “Слуга народа”, 222 округ, Соломенка) следует, что: “… работники городского электротранспорта, в частности метрополитена, являются лицами, которые по своим служебным обязанностям обязаны владеть практическими навыками оказания домедицинской помощи как те, кто работает непосредственно с людьми в условиях, когда потенциально только такие работники могут стать наиболее близкими предоставителями домедицинской помощи”.
То есть депутаты Киевсовета, убрав из проекта решения термин “домедицинская помощь”, создали коллизию, которую теперь должно проанализировать Управление юридического обеспечения Киевсовета. Если его выводы будут отрицательными, комиссии по вопросам транспорта, связи и рекламы придется еще раз собираться по данному вопросу.
Впрочем, даже если в проект решения вернется термин “домедицинская помощь”, остается открытым вопрос финансирования новых задач сотрудников метрополитена и качественного освоения выделенных средств. Виктория Бурдукова на заседании транспортной комиссии 17 марта отметила, что на обучение сотрудников метро можно выделить 950 тыс. гривен, которые остались в Общественном бюджете с прошлого года.
Речь о 950 тыс. гривен на обучение домедицинской помощи 950 сотрудников метрополитена – по 50 сотрудников с 19 самых загруженных станций столичной подземки. По словам представителей “Реани-Метро”, КП “Киевский метрополитен” даже не объявлял соответствующий тендер. Сейчас, чтобы перевести эти средства с прошлого на нынешний год, руководство КП должно подать бюджетный запрос.
Но есть опасения, что руководство метро делать этого не будет. Потому что из 3,6 млн гривен, которые в прошлом году были выделены в рамках “РеаниМетро”, освоена только 21 тыс. гривен – на закупку медицинских аптечек. Даже дефибрилляторы, которые планировалось установить за средства Общественного бюджета, были закуплены за счет КНП “Киевский городской центр общественного здоровья” – и неделю назад, благодаря наличию дефибриллятора на станции метро “Дворец Спорта”, была спасена жизнь 56-летнего пассажира.
КП “Киевский метрополитен” с 17 июля 2014 года предприятие возглавляет Виктор Брагинский. КП находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет экс-замгендиректора КК “Киевавтодор” Валентин Осипов. Вопросы транспортной инфраструктуры в столице курирует назначенный 21 февраля 2020 года зампредседателя КГГА Александр Густелев.
Читайте: С 1 апреля зеленая карточка столичного метро работать не будет
* КП “Київський метрополітен” (код ЄДРПОУ 3328913)