Столичные власти разрешили КП “Киевпастранс” в 2021 году поработать не просто в минус, а с колоссальным убытком в размере 1,27 млрд гривен. Это в 25 раз больше убытка 2020 года, и такая ситуация возникла в основном из-за того, что у КП резко – более чем вполовину – возросли расходы. Не спасает ситуацию даже то, что предприятие из городского бюджета в текущем году должно получить 4,32 млрд гривен (1,2 млрд гривен – за перевозку льготников и 3,12 млрд гривен – дополнительного финансирования). По всей видимости, финплан “Киевпастранса” составляли с прицелом на повышение тарифов на проезд в наземном общественном транспорте.
Как стало известно KV, Департамент коммунальной собственности Киевской горгосадминистрации (КГГА) своим приказом от 15.04.2021 года №269 утвердил КП “Киевпастранс” (*) финансовый план на 2021 год.
По итогам текущего года КП планирует получить доход от основной деятельности в сумме 1,77 млрд гривен (на 116,02 млн гривен или на 7% больше фактических показателей 2020 года), в том числе:
-
1,2 млрд гривен – компенсация из бюджета Киева за проезд 146,77 миллионов льготников (на 124,84 млн гривен или на 12 % больше фактических показателей 2020 года);
-
566,09 млн гривен – за перевозку 80,6 миллионов платных пассажиров (на 8,81 млн гривен или на 1,5 % меньше фактических показателей 2020 года).
В пояснительной записке к финплану “Киевпастранса” на 2021 год отмечается, что объем перевозки льготных пассажиров в обычном режиме движения определен на основании коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных к количеству платных пассажиров.
“Для расчета применен коэффициент 1,88, который определен по результатам обследования пассажиропотоков на маршрутах общего пользования в обычном режиме движения”, – сказано в пояснительной записке.
Указанная методика, как отмечается, используется на период опытной эксплуатации Автоматизированной системы учета оплаты проезда (АСОП), которая продлена до 1 июля 2021 года.
Читайте: Полноценное внедрение электронного билета в Киеве опять отложили
Кроме дохода от основной деятельности, “Киевпастранс” планирует получить 681,3 млн гривен других доходов
-
592,6 млн гривен – от безоплатно полученных активов;
-
88,7 млн гривен – от предоставления услуг сторонним организациям (6,78 млн гривен – от аренды, 1 млн гривен – от рекламы и 80,92 млн гривен – “других доходов от операционной деятельности”).
Таким образом, все доходы КП за 2021 год прогнозируются в сумме 2,45 млрд гривен.
Из столичного бюджета в 2021 году “Киевпастранс” рассчитывает получить дополнительное финансирование в размере 3,12 млрд гривен (на 1,01 млрд гривен или на 47 % больше фактических показателей 2020 года).
Из указанной суммы 1,44 млрд гривен вписали в доходы КП. Из них 1,3 млрд гривен будет получено на регулирования цен, в том числе 83,5 млн гривен – на обслуживание лизинга и 17 млн гривен – на реализацию проекта “Городская электричка”. Еще 125,1 млн гривен собираются направить на уплату процентов финансового лизинга и 4,3 млн гривен – на оплату процентов по кредиту ЕБРР.
1,67 млрд бюджетных гривен КП должно получить в качестве капитальных инвестиций, из которых 936,2 млн гривен хотят направить на строительство, реконструкцию и капремонты объектов транспортной инфраструктуры, а 741,6 млн гривен – на погашение долговых обязательств: 460,1 млн гривен – на возмещение стоимости предмета лизинга, 154,5 млн гривен – на погашение тела кредита по соглашению с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и 127 млн гривен – на оплату НДС по совместному с ЕИБ проекту.
Кроме бюджетных средств, на капитальные инвестиции собираются направить 83,38 млн гривен собственных средств “Киевпастранса”, которые планируют использовать на “покупку основных средств и других необоротных материальных активов” и “модернизацию, модификацию, дооборудование, реконструкцию и др. виды улучшения необоротных активов”.
При этом в пояснительной записке к финплану “Киевпастранса” на 2021 года отмечается, что несмотря на потребность в увеличении выпуска движимого состава на маршруты в связи с карантинными ограничениями (перевозка пассажиров только на местах для сидения), в текущем году средств на обновление движимого состава не предусмотрено.
Общие расходы КП “Киевпастранс” по итогам года должны составить 5,16 млрд гривен. Это на 1,86 млрд гривен или 56% больше фактических показателей 2020 года. При этом рост прогнозируется по всем видам расходов.
В структуре расходов на 2021 года 2,2 млрд гривен составляют зарплаты и социальные отчисления, 1,43 млрд гривен – материальные расходы (электроэнергия, топливо-смазочные материалы, закупка шин, техосмотры движимого состава и контактно-кабельной сети), 941,77 млн гривен – амортизация, 434,5 млн гривен – другие операционные расходы и 151,64 млн гривен – финансовые расходы.
Финансовые расходы КП включают проценты по договору финансового лизинга (125,1 млн гривен), расходы на оценку обязательств по пенсионным и долгосрочным социальным обязательствам (18,3 млн гривен), проценты за обслуживание кредитов ЕИБ (6 млн гривен), кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР, 1,7 млн гривен), проценты по долгосрочной аренде автостанции “Выдубичи” (0,5 млн гривен).
Читайте: Кличко позволили взять в кредит у ЕБРР до 120 млн евро на развитие общественного транспорта
Закончить текущий год КП “Киевпастранс” собирается с убытком в 1,27 млрд гривен. Это почти в 25 раз больше, чем убыток КП по результатам работы в 2020 году.
Напомним, в 2019 году, когда не было ограничений в связи с COVID-19, убыток КП составил 83,82 млн гривен, а из бюджета Киева было получено 925,42 млн гривен, – на компенсацию за проезд льготников и 1,53 млрд гривен дополнительных дотаций, из которых 696,03 млн гривен – на регулирование цен и 842,76 млн гривен – на капитальные инвестиции. Доходы КП от перевозки платных пассажиров составили 1,03 млрд гривен, общие расходы – 3,46 млрд гривен.
В 2020 году убыток КП “Киевпастранс” составил 52,38 млн гривен, из бюджета Киева было получено 1,079 млрд гривен – на компенсацию за проезд льготников и 2,11 млрд гривен – дополнительных дотаций, из которых 950,8 млн гривен – бюджетной субсидии и 1,16 млрд гривен – капитальные инвестиции. Доходы КП от перевозки платных пассажиров составили 574,9 млн гривен, общие расходы – 3,3 млрд гривен.
Отметим, что в финплан КП “Киевпастранс” на 2020 год были заложены совсем другие показатели. Планировалось, что предприятию выделят из бюджета столицы 898,4 млн гривен компенсации за перевозку льготников, 1,01 млрд гривен бюджетной субсидии и 1,57 млрд гривен – на капитальные инвестиции. Доходы КП от перевозки платных пассажиров должны были составить 827,64 млн гривен, общие расходы – 4,07 млрд гривен, а год предприятие планировало закончить с убытком 618,84 млн гривен. Такой убыток в “Киевпастрансе” обосновывали, в частности, карантинными ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Впоследствии столичные чиновники инициировали принятие решения Киевсовета, предусматривающее компенсацию КП “Киевский метрополитен” и КП “Киевпастранс” из столичного бюджета потерю доходов в связи с COVID-19. “Киевпастрансу” предлагалось возместить 350,58 млн гривен. Вопрос компенсации этих “карантинных потерь” в столичном горсовете вызвал скандал. Хотя в итоге депутаты согласились выделить допфинансирование.
Читайте: Депутаты согласились, что подземка и “Киевпастранс” потеряли на карантине почти 1 млрд гривен
Камнем преткновения при утверждении “карантинных потерь” “Киевпастрансу” в столичном горсовете стало то, что удостовериться в правильности этих расчетов невозможно. Ведь в Киеве, несмотря на многолетние обещания и колоссальные бюджетные вливания, до сих пор не налажен четкий учет пассажиропотока и оплаты проезда в общественном транспорте – АСОП. Следовательно – проверить точность заявленного количества перевезенных льготников практически невозможно, а значит нельзя проверить и заявленную сумму компенсаций.
Читайте: В Киеве продолжают списывать бюджетные средства на толком не работающую АСОП
Не исключено, что и в нынешнем году столичные власти будут инициировать выделение дополнительной компенсации “карантинных потерь” КП “Киевпастранс”. Поскольку с 5 апреля до 1 мая 2021 года в столице действовали усиленные противоэпидемиологические мероприятия, на время которых воспользоваться услугами наземного транспорта в Киеве можно было только при наличии спецпропуска.
11 мая 2021 года сотрудники КП “Киевпастранс” и КП “Киевский метрополитен” пожаловались Виталию Кличко на падение из-за ограничений в связи с COVID-19 пассажиропотока и высокое социальное напряжение на предприятиях из-за риска задержки или невыплаты зарплаты. Чтобы не допустить этого, они попросили столичного градоначальника выделить транспортным КП дополнительное бюджетное финансирование или поднять стоимость проезда в транспорте. По мнению перевозчиков, в 2021 году экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира в наземном транспорте составляет 25,18 гривен, а в городской электричке – 78,9 гривен.
После этого, 13 мая 2021 года, под зданием Киевсовета сотрудники “Киевпастранса” и столичного метрополитена митинговали и требовали пересмотреть тарифы на проезд в городском транспорте. А представители их профсоюзов в этот день в начале заседания Киевсовета выступили перед депутатами и попросили найти выход из сложившейся ситуации, чтобы не допустить сбоев в работе столичного транспорта. В результате столичные депутаты решили обратиться в Кабмин и Верховную о выплате компенсации из госбюджета столичным транспортным предприятиям за проезд льготных категорий граждан.
По всей видимости, столичные власти сейчас активно готовятся к повышению тарифов на проезд в общественном транспорте. По расчетам городских транспортных КП, стоимость поездки в метро в 2021 году должна составлять 21 гривну, в автобусах, трамваях и троллейбусах – 25 гривен. “На словах” столичные власти пытаются противодействовать такому подорожанию, однако, повышение тарифа – вопрос, похоже, уже фактически решенный.
Читайте: Почти решено: столичные власти готовят киевлян к подорожанию проезда
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, КП “Киевпастранс” основано в 2001 году Киевсоветом. Уставный фонд – 1,64 млрд гривен. Основной вид деятельности – пассажирский наземный транспорт городского и пригородного сообщения. С 31 августа 2016 года предприятием руководит Дмитрий Левченко (на коллаже).
КП подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, обязанности директора которого с 6 апреля 2021 года исполняет первый заместитель директора этого департамента Иван Шпилевой.
Деятельность Департамента транспортной инфраструктуры КГГА направляет и контролирует зампредседателя КГГА Александр Густелев, а координирует заместитель председателя КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий Константин Усов.
* КП “Київпастранс” (Код ЄДРПОУ: 31725604)
Фото: коллаж KV