Управление по вопросам рекламы Киевской горгосадминистрации (КГГА) подготовило отчет о результативности решения Киевсовета, которым регулировать размещение наружной рекламы в городе поручили Департаменту градостроительства и архитектуры КГГА. Оказалось, что за 3,5 года Департамент градостроительства получил около 24 тыс. заявок от предпринимателей на размещение рекламы, выдал 4,5 тыс. разрешений, заработал для бюджета столицы около 460 млн гривен и демонтировал примерно 8 тыс. незаконно установленных рекламных конструкций. Вот только эти цифры, похоже, совсем не иллюстрируют неприглядную ситуацию, сложившуюся на столичном рынке рекламы.
Об этом KV стало известно в ходе заседания постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики, которое состоялось 25 июля 2018 года.
Комиссия рассмотрела отчеты Управления по вопросам рекламы КГГА о периодическом отслеживании результативности решений Киевсовета. В частности, – решение №268/1133 от 19 марта 2015 года “О внесении изменений к решению Киевсовета от 22 сентября 2011 года №37/6253 “Об утверждении порядка размещения рекламы в Киеве”.
Читайте: Александр Свистунов “мухлюет” с новой Концепцией наружной рекламы
Согласно отчету, решением Киевсовета №268/1133 от 19 марта 2015 года были внесены некоторые изменения в Порядок размещения рекламы на территории Киева. А именно – функции по регулированию деятельности в сфере размещения внешней рекламы и рекламы на транспорте коммунальной собственности Киева были переданы Департаменту градостроительства и архитектуры КГГА. Прежде (с 2012 по 2015 год) эти обязанности были возложены на Департамент общественных коммуникаций КГГА.
Отслеживание результативности вышеуказанного решения проводилось Управлением по вопросам рекламы КГГА с марта по июнь 2018 года путем анализа показателей работы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА за время, которое этот Департамент выполнял функции по регулированию деятельности в сфере размещения рекламы.
Оценить результативность этой работы в Управлении решили радикально просто. В частности, подсчитали количество заявлений на размещение рекламы, полученное Департаментом за 3,5 года работы в этой сфере, а также – количество выданных в этот же период разрешений на такое размещение. Кроме того, посчитали количество денег, перечисленных в городской бюджет за размещение внешней рекламы и рекламы на общественном транспорте с 2015 года по июль 2018 года. Отдельным пунктом указано количество демонтированных в этот период рекламных конструкций, которые были установлены незаконно. Затем, все полученные результаты сравнили с аналогичными показателями работы Департамента общественных коммуникаций КГГА, который выполнял эти функции ранее.
Так, например, в отчете указано, что за время своей работы Департамент градостроительства и архитектуры КГГА получил 24624 заявок на размещение рекламы: внешней (17961 заявок) и на общественном транспорте (6663 заявок). У Департамента общественных коммуникаций КГГА этот показатель в свое время составлял лишь 19315 заявок. Вместе с тем, за несколько лет своей работы Департамент градостроительства и архитектуры КГГА выдал всего 4566 разрешений на размещение такой рекламы, в то время, как у Департамента общественных коммуникаций этот показатель достигал 6317 разрешений. Департамент градостроительства за 3,5 года заработал городскому бюджету около 462 млн гривен, которые получил за использование места для размещения внешней рекламы (420,7 млн гривен) и размещение рекламы на коммунальном транспорте (41,3 млн гривен). У Департамента общественных коммуникаций этот показатель, дескать, был почти на 120 млн гривен меньше – 343,3 млн гривен. В то же время, Департаментом градостроительства было демонтировано 8296 незаконно установленных рекламных конструкций, а “попередником” – только 3544.
Читайте: С начала года наружная реклама принесла в бюджет Киева 27,2 млн гривен
Основываясь на таких результатах, Управление по вопросам рекламы КГГА подытоживает, что степень достижения целей, предусмотренных решением Киевсовета №268/1133 от 19 марта 2015 года “О внесении изменений к решению Киевсовета от 22 сентября 2011 года №37/6253 “Об утверждении порядка размещения рекламы в Киеве”, – является высокой.
Бегло ознакомившись с указанным отчетом, комиссия Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики единогласно приняла его к сведению.
Отметим, по информации специалистов, подготовленный профильным управлением КГГА отчет не отражает настоящей картины с наружной рекламой в Киеве: в действительности, ее продолжают размещать хаотично и без разрешений.
Так, по словам главного эксперта группы “РПР-Киев” и члена Общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины Александра Пливы, указанный отчет носит чисто формальный характер.
Читайте: “Демонтаж незаконной рекламы – борьба с последствиями без поиска причины” – Александр Плива
“Из указанных в отчете цифр нельзя сделать никакого предметного вывода. Было ли принятое решение целесообразным? Насколько оно повлияло на качество регулирования рынка наружной рекламы в Киеве? К тому же, обратите внимание: в пункте 9 отчета указано, что решение Киевсовета от марта 2015 года “О внесении изменений в решение Киевсовета от 22 сентября 2011 года “Об утверждении Порядка размещения рекламы в Киеве” не изменило порядок и процедуру получения разрешений на размещение рекламы в Киеве. Следовательно, возникает вопрос: к чему привело то, что полномочия одного департамента были возложены на управление другого? В котором, к тому же, работает всего семь человек? Единственным существенным “достижением” является только то, что нарушений предусмотренных законом сроков рассмотрения заявлений и других документов на получение разрешений на размещение рекламы, когда этой сферой занялся Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, стало еще больше”, – рассказал KV Александр Плива.
По его словам, более глобальной проблемой в вопросе внешней рекламы на территории Киева является то, что до сегодняшнего дня ее размещение регулируется Порядком от 2011 года, принятым Киевсоветом времен Леонида Черновецкого. Этот документ фактически монополизировал получение средств за использование коммунальной собственности с целью размещения рекламы, а контроль за ее размещением и функции по демонтажу конструкций, установленных с нарушениями, сосредоточил в одном предприятии – КП ”Киевреклама”. Все это, по его мнению, несет в себе огромное количество коррупционных рисков, которыми, с удовольствием пользуются нынешнии чиновники.
В то же время, сегодняшняя власть не раз обещала разработать новый порядок, который бы отвечал действующему законодательству и потребностям современного рынка, а также – мог предотвратить чрезмерное “засорение” города рекламой. Но, долгое время все это остается лишь пустыми обещаниями. По мнению Александра Пливы, видимо, нынешние “правила игры” просто многих устраивают, поэтому их не спешат менять, а внесение изменений в Закон Украины “О рекламе” годами блокируется.
Читайте: Киевлян раздражает засилье рекламы в метро
Отметим, что в апреле 2017 года столичные депутаты утвердили так называемые Правила размещения рекламных средств в Киеве, которыми предпринимателям запретили использовать самые маленькие из них – штендеры и холдеры. В то же время, ограничения для размещения больших конструкций, в том числе и в самом сердце города, – были сняты. Такое решение очень “подыграло” крупным рекламным операторам Киева, среди которым есть и компании, приближенные к политической верхушке города.
Читайте: На Доме профсоюзов в Киеве появится реклама рекордных размеров
Также отметим, что факты выдачи разрешений на размещение рекламы “своим людям” в КГГА не единичны. Более того, предприимчивые чиновники даже умудряются делать на этом неплохой бизнес. Так например, ранее существовала практика, когда обычные предприниматели могли годами ждать согласования на размещение своих рекламных конструкций. В то же время, некоторым компаниям “везло” согласовывать размещение своей рекламы в рекордные сроки и в таких количествах, что места под рекламу – даже перепродавали (как правило, тем же предприятиям, которые долгое время не могли получить разрешение от КГГА).
Читайте: В КГГА “перепродают” разрешения на наружную рекламу через “своих” людей
Отметим, что должность директора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА с 1 ноября 2016 года занимает Александр Свистунов. Управление по вопросам рекламы КГГА с 8 декабря 2017 года возглавляет Александр Смирнов. Сферу рекламы в Киеве курирует замглавы КГГА Алексей Резников.
Фото: sharij.net